Проблема финансирования научно-технического прогресса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой проанализировать возможности осуществления научно-технического прогресса в Казахстане, учитывая опыт других стран. Задачами являются выводы, которые могут помочь в прояснении направления развития инновационной деятельности и осуществления определенных шагов к ее реализации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. НТП и его характеристика……………………………………………...4
1.1 Понятие «инновация»………………………………………………………...4
1.2 Уровень НТП и его особенности в настоящее время………………………7
Глава 2. Финансирование НТП в Казахстане………………………………….12
2.1 Анализ системы финансирования…………………………………………..12
2.2 Инновационные проекты……………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая по ннр.docx

— 80.66 Кб (Скачать)

Внедрение схем кредитных  гарантий содействует расширению круга  получателей банковского кредита  и поддержанию инвестиционного  процесса. Деятельность гарантийного фонда состоит в разделении коммерческого  риска: он берет на себя его часть  – 30 – 50%. Процедура предоставления кредитной гарантии определяется соглашением с банком, а именно: независимый анализ проекта и деловых качеств потенциального клиента, установление размеров рисков каждого из партнеров, величины залога, ставки вознаграждения фонда.

Необходимый элемент механизма  инвестирования наукоемких производств  – организации, оказывающие услуги специального характера, т.е. по страхованию  инновационной деятельности и ее субъектов. Но эта проблема не нашла  своего полного решения. Более развиты  коммерческие структуры страховой  поддержки бизнеса. Функциями подобных компаний становятся защита вновь созданных  наукоемких фирм от неправомерных действий должностных лиц в ходе регистрации, лицензирования, открытия счетов, при  неумышленной неуплате налогов; участие  на выгодных условиях в качестве гаранта  банковских кредитов, страхование владельцев,  продавцов и покупателей интеллектуальной собственности.

Ключевая роль в поддержке  наукоемких производств принадлежит инжинирингу – научно-техническому и управленческому консультированию с последующим участием в реализации проектов. Основная задача инжиниринга является перелив интеллектуального капитала из одной сферы в другую, что способствует скорейшему освоению инновационных разработок. Занимающиеся этим бизнесом, фирмы берут на себя организацию всего технологического цикла – от определения идеи новой продукции до ее выпуска и продвижения на рынки, находят исполнителей для каждого этапа и вида НИОКР, увязывают их по срокам и качеству, обеспечивая тем самым скорость и комплексность в исполнении работ, минимизацию потерь и рисков при реализации наукоемких проектов.

Региональные инновационные  фонды. В рамках территориальной  инновационной инфраструктуры и  нового механизма финансирования наукоемких производств должны формироваться  региональные инновационные фонды. В них аккумулируются денежные ресурсы  местных управленческих органов, финансовых и коммерческих структур, частных  и иностранных инвесторов, направляемые на поддержку приоритетных для регионов форм инновационной деятельности. При формировании сети таких фондов могут возникнуть сложности, обусловленные как ограниченностью финансовых ресурсов, так и недостатком необходимого опыта и квалифицированных кадров. Поэтому центральные органы должны оказывать помощь в организации региональных фондов, научную, методическую и материальную поддержку.

К основным задачам региональных фондов относятся:

  • централизация республиканских и местных бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов и их целевая ориентация на поддержку местных приоритетов;
  • стимулирование притока частных инвестиций в инновационную сферу;
  • ресурсная поддержка формирования региональной инновационной инфраструктуры;
  • частичная компенсация наиболее дорогостоящих специализированных услуг, требующихся для реализации инновационных проектов;
  • финансовая поддержка на льготных условиях отдельных проектов, когда не удается в необходимом размере мобилизовать средства коммерческих инвесторов;
  • предоставление гарантий под частные инвестиции.

Фонды должны выступать залогодателями и гарантами по обязательствам юридических  лиц.

Стимулирование инвестиций. Для привлечения капиталовложений в инновационную сферу целесообразно  ввести обязательный порядок формирования у всех хозяйствующих субъектов  собственных фондов финансирования производственных (в том числе  в НИР и инновации). Следует  нормативно регламентировать обязательное зачисление на отдельные банковские спецсчета (инвестиционные субсчета) средств первичных финансовых источников и инвестиций:

  • средства износа нематериальных активов;
  • амортизационные отчисления (включая ускоренную амортизацию);
  • реинвестируемую часть прибыли, минимально допустимую долю которой целесообразно нормировать;
  • внереализационные доходы от продажи объектов интеллектуальной и промышленной собственности, ценных бумаг;
  • средства, предоставляемые государством в порядке финансовой поддержки, а также поступающие как безвозмездная помощь в целях осуществления производственных инвестиций.

Денежные ресурсы этих фондов должны расходоваться строго по функциональному назначению на:

  • финансирование НИР и инноваций, осуществляемых собственными силами или с привлечением внешних исполнителей;
  • приобретение нематериальных активов;
  • вложения в венчурные фонды;
  • инвестиции в собственное предприятие, в совместные производства, портфельные инвестиции, в т.ч. вложения в корпоративные инновационные фонды.

Открытие отдельных инвестиционных субсчетов собственных фондов предприятий  может быть обеспечить платежеспособный спрос в реальном секторе экономики  на НИР и инновации.

 

2.2 Инновационные проекты

 

Несмотря на кризисные  явления во всем мире Казахстан не намерен сворачивать свои масштабные экономические планы. Параллельно  с реализацией антикризисных  мер государство перешло к  форсированному индустриально–инновационному развитию, в настоящее время по поручению Главы Государства  внесен на утверждение проект нового закона «О науке», где законодательно закреплены сегодняшние преобразования казахстанской науки. Очень важным представляется переход на многовариантность системы финансирования научных исследований и опытно–конструкторских работ.

Согласно законопроекту  «О науке» финансирование научной, научно–технической деятельности из средств государственного бюджета осуществляется в следующих  формах:

  • Базовое финансирование;
  • Грантовое финансирование;
  • Программно–целевое финансирование.

Отделение базового финансирования от программно–целевого  также снимает проблему отвлечения средств на содержание научных институтов.

Проектом закона Республики Казахстан «О науке» предусматривается  выделение грантового финансирования на проведение научных исследований, путем проведения уполномоченным органом в области науки либо отраслевым уполномоченным органом конкурса на грантовое финансирование, в котором на равных условиях вправе принимать участие все субъекты научной, научно–технической деятельности.

В финской модели, а также  во всех странах с успешной наукой, функции грантового финансирования выполняют национальные фонды грантового финансирования. В некоторых странах таких фондов несколько. Эту функцию может выполнять Фонд науки.

Акционерное общество «Фонд  науки» (далее – Фонд науки) создано  постановлением Правительства Республики  Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1057 со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 1201 «Об утверждении перечня институтов инновационного развития» Фонд науки является институтом инновационного развития.

Уставный капитал Фонда  науки составляет 2 9250291 тыс. тенге. Источником средств являлись поступления из Республиканского бюджета путем  увеличения уставного капитала Фонда  науки в 2006–2008 годах.

Приоритетными направлениями  инвестиционной деятельности Фонда  науки являются:

  • нанотехнологии и новые материалы;
  • биотехнологии;
  • технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов  и связанных с ними сервисных отраслей;
  • ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики;
  • информационные и космические технологии.

Инвестиции Фонда науки  также могут быть направлены на финансирование инновационных проектов в других направлениях, способствующих созданию новых, а также совершенствованию  существующих технологий, товаров, работ, услуг. Миссией Фонда науки является оказание финансовой поддержки научным  коллективам, организациям и компаниям, занимающимся перспективными, инициативными, рисковыми научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, имеющими высокий практический потенциал  для Республики Казахстан. Основными  формами и механизмами финансирования проектов являются: 

  • грантовое финансирование; 
  • инвестиции в уставный капитал юридических лиц; 
  • совместная реализация Проекта (консорциум или простое товарищество);
  • предоставление беспроцентных займов;
  • иные формы и механизмы финансирования, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

 

Заключение

В Казахстане наблюдается  дефицит в финансировании научно-технических  проектов. Но при этом осуществляются определенные шаги к улучшению состояния  в данной сфере экономики нашей  страны. Сформированы программы и  задан курс инновационной деятельности. Государство действительно должно активно участвовать в развитии науки и практического применения ее в экономической сфере. В свою очередь предприниматели должны сотрудничать с различными фондами  и для осуществления взятого  курса. Конечно, наблюдается слабое внутреннее стимулирование данного  вида деятельности, но уже сейчас можно  проследить положительную тенденцию  в развитии данного сектора экономики  и проявление в ней активности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Научно-практический журнал Транзитная Экономика 1/ 2010. Сактаганова Г.С. Сущность и содержание инноваций и инновационных процессов.
  2. Конкурентные преимущества инновационного экономического развития. АльПари. 4.2008 г. Мукан Б.Г., Айдарбеков С.К.
  3. Энциклопедия менеджмента. Друкер, Питер, Ф. – М.: ООО «И.Д, Вильямс», 2006. – 432с. ISBN 5-8459-0588-5
  4. Под ред. Белокрыловой О. С. «Теория инновационной экономики» - Ростов н/Д: Феникс,2009. – 376с.
  5. Бочаров В. В.  «Инвестиции» - СПб.: Питер, 2008. – 384с.
  6. Баймуратов У . «Инвестиции и инновации: нелинейный синтез» - А: БИС, 2005. – 320с.
  7. В. Логинов. Инновационная политика: меры по активизации. 2001
  8. Д. Львов – НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики №11 2001.
  9. Под ред. Бялковской В.С.  Организационно – экономические проблемы НТП  - М.: Высшая школа, 1990. - 298с.
  10. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев.: 1990
  11. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989
  12. http://www.parasat.com.kz/proekty/
  13. http://www.naukakaz.kz/edu/finansirovanie-nauki
  14. http://www.science-fund.kz/?post=42&lang=rus
  15. http://www.minfin.kz/index.php?uin=1120644544&lang=rus

 


Информация о работе Проблема финансирования научно-технического прогресса в Казахстане