Проблема финансирования научно-технического прогресса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой проанализировать возможности осуществления научно-технического прогресса в Казахстане, учитывая опыт других стран. Задачами являются выводы, которые могут помочь в прояснении направления развития инновационной деятельности и осуществления определенных шагов к ее реализации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. НТП и его характеристика……………………………………………...4
1.1 Понятие «инновация»………………………………………………………...4
1.2 Уровень НТП и его особенности в настоящее время………………………7
Глава 2. Финансирование НТП в Казахстане………………………………….12
2.1 Анализ системы финансирования…………………………………………..12
2.2 Инновационные проекты……………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая по ннр.docx

— 80.66 Кб (Скачать)

Все более широкое распространение  в сфере инновационной деятельности получает сочетание ранее сложившихся  организационных форм (НТО, НИИ) с  новыми образованиями (малые инновационные  предприятия, технопарки, инжиниринговые фирмы, венчурные предприятия и др.), деятельность которых базируется на формировании временных творческих коллективов. Симбиоз крупных научно-исследовательских центров и мелких, но самостоятельно функционирующих организационных звеньев открывает широкие перспективы для технического и технологического обновления производства.

Основным организационным  звеном в реализации инноваций независимо от форм и структуры управления должен становиться научно-инженерный коллектив, формируемый на принципах добровольности, функциональной подчиненности, производственно-хозяйственной  самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансирование НТП в Казахстане

 

2.1 Анализ системы финансирования

 

Одно из главных препятствий  на пути развития инновационной деятельности – недостаток финансовых ресурсов. Это относится в равной мере как  к собственным средствам предприятий, формируемым из прибыли и амортизационных  отчислений, так и привлеченным, образуемым за счет кредитов и долевого участия партнеров. Расширять и  модернизировать производство исключительно  из прибылей в нынешних условиях могут  только крупные промышленные предприятия-монополисты, располагающие стабильным или расширяющимся  рынком сбыта. Роль амортизации как  источника финансовых средств снижается  в связи с переоценкой основных фондов, хотя можно прогнозировать положительные сдвиги при устойчивом падении темпов инфляции.

Основным источником финансирования для производителей остается пока привлечение  внешних ресурсов с рынка инвестиций. Он возникает, как только общество, не ограничиваясь текущим потреблением, начинает направлять средства на расширение производства. И здесь субъекты хозяйствования, желающие выгодно вложить капитал, встречаются с теми, кто нуждается  в нем для повышения производственного  потенциала. Особую роль в инвестиционном процессе играет государство, выступая посредником между инвесторами  и хозяйствующими субъектами, в частности, в ходе инвестиционных конкурсов  при продаже пакетов акций  приватизированных объектов.

В основе инвестиционной деятельности предприятий обычно лежит желание  загрузить свободные производственные мощности и незанятую рабочую  силу. Но эти расчеты чаще всего  не подкрепляются анализом рыночной конъюнктуры и спроса на тот или  иной продукт. Хотя государственные предприятия, как правило, предлагают инвесторам вложить деньги в производство сравнительно новых для республики товаров.

Отсюда вывод: система  финансирования инновационной деятельности нуждается в совершенствовании как в плане прямого выделения средств, так и косвенного.

В прямом финансировании можно  выделить три основных направления  необходимых преобразований. Прежде всего, требуется усилить государственную  поддержку фундаментальных и  крупнейших прикладных исследований и  разработок. Выделяемые ныне на это  средства явно недостаточны, их объемы не отвечают сложившимся в мировой  практике пропорциям. Кроме того, существенная роль в государственном финансировании науки должна принадлежать инновационным  фондам, которые призваны субсидировать  разработки, сопряженные со значительным риском и основанные на высоких технологиях.

Во-вторых, предприятия и  организации, средства которых были и еще останутся основным источником финансирования нововведений, могут  воспользоваться монополией на оригинальные идеи, изобретения, ноу-хау, воплощенные  в орудиях и предметах труда, чтобы окупить затраты и получить прибыль. Проверенная форма практической реализации этой монополии – включение  в себестоимость и цену научно-технической  продукции суммы износа нематериальных активов (патентов, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.)

В-третьих, в условиях повышения  роли банковского кредита следует  развивать и совершенствовать такие  его виды, как лизинг, проектное  финансирование, заключение фьючерсных сделок по продаже НИОКР и т.п.

Косвенное финансирование базируется на применении системы налоговых, кредитных  и амортизационных льгот, которая  должна отвечать следующим требованиям:

  • привязка налоговых льгот к единому платежу в государственный бюджет – налогу на прибыль;
  • дифференциация льгот по отраслям и видам хозяйствования;
  • их гибкость по времени действия и направленности;
  • четкий целевой характер льгот.

Система налогового стимулирования инноваций предполагает:

  • уже практикуемое использование скидок с налога на прибыль в размере вложений в новое оборудование и строительство;
  • создание за счет прибыли (дохода) фондов специального назначения (венчурных, малого бизнеса и т.п.), не облагаемых налогом;
  • отнесение к текущим затратам расходов предприятий на оборудование, используемое в научных исследованиях;
  • освобождение от налога на прибыль, полученной путем использования запатентованных изобретений в собственном производстве, продажи лицензий (в течение трех лет), а также при реализации продукции мирового научно-технического уровня (в течение одного года);
  • одновременное освобождение всех субъектов хозяйствования от налога на прибыль, направляемую в научные и инновационные фонды;
  • образование НТО за счет части прибыли фондов социального назначения, не облагаемых налогом.

В финансировании малого инновационного предпринимательства следует сделать  упор и на местную инвестиционную политику, цель которой создание механизма  привлечения инвестиций для формирования новых объектов предпринимательской  деятельности. Тех, что избирают в  качестве ориентира своего развития производство наукоемкой продукции, причем на всех стадиях этого процесса: от отбора перспективных проектов и  комплектования кадров для их реализации до инвестирования и помощи в управлении проектами.

Чтобы Казахстану войти на условиях равноправного партнера в  мировое сообщество, ему необходимо определить круг макротехнологий, по которым он может стать конкурентоспособным на международном рынке наукоемкой продукции. Приоритетными для республики в этом плане следует считать следующие направления: космос, энергетика, биотехнологии, специальная химия, телекоммуникации и связь – те сферы, где она обладает собственными научными школами. Необходимо разработать целевые программы развития нескольких таких направлений, которые помогут отечественной экономике получить высокую отдачу на основе использования прямых инвестиций и применения внешнеторгового, налогового и других инструментов государственного регулирования, способных обеспечить производство новых конкурентных видов продукции.

При ограниченности бюджетных  ресурсов важно направить их в  первую очередь на поддержку базисных технологических инноваций с  аккумуляцией на узком поле приоритетов. Есть три параметра, обязательных для  режима рационального использования  бюджетных средств:

  • финансирование на безвозвратной основе главным образом инновационных проектов общенационального и стратегического характера в рамках госзаказа;
  • возвратное финансирование прикладных работ, выполняемых за счет бюджета, а также инновационных проектов и программ, для реализации которых привлекаются средства различных инновационных фондов;
  • совместное (долевое) с частным бизнесом финансирование инновационных проектов, инициируемых государством по принципу «стартовых денег».

В последнем случае безвозмездные  субсидии ограничиваются в основном этапом создания, так называемого  предконкурентного продукта, который затем дорабатывается в рыночный продукт промышленными предприятиями. Все это должно не только обеспечивать привлечение дополнительных источников финансирования инноваций, но и служить средством повышения роли государства в качестве заказчика и организатора инновационной и предпринимательской деятельности. Большую роль при этом играют инвестиционные институты и механизмы, необходимые для развития наукоемких производств.

Венчурное финансирование и  венчурные фонды. Значительная часть  важнейших нововведений в эпоху  НТР возникла в рамках «рискового», или венчурного, бизнеса. Повсеместно  финансирование фирм, занимающихся инновациями, стало намного привлекательнее  для государственных и частных  инвесторов, коммерческих организаций  и даже для отдельных физических лиц. Например, средняя величина капиталовложений в этой области выросла в Америке  с 3,5 млн. долл. в 1992 г. до более чем 7 млн. в 2004 г. Мировым лидером по субсидированию фирм, занимающихся инновационной деятельностью, являются США.

Развитие венчурного бизнеса  в Казахстане неизбежно ведет  к созданию целостной системы, которая  включает в себя специфические институты  и службы, обеспечивающие ее функционирование, и своеобразную модель финансирования – методы мобилизации капитала, соответствующая структура ее источников, определение величины предоставляемых  финансовых средств рисковым предприятиям. Метод венчурного финансирования может  применяться в разных отраслях и  производствах, в том числе и  традиционных. Чтобы этот вид бизнеса  успешно развивался в Казахстане, нужно для этого заложить определенные предпосылки. Необходимо создать нормативную  базу, регулирующую правоотношения участников венчурного инвестирования, и систему  его государственной поддержки  посредством формирования льготного  режима. Важно также определить организационные  формы рискового бизнеса, которые  могут соответствовать уже существующим в мировой практике, таким как  специализированные компании венчурного капитала, инвестиционные компании, находящиеся  под опекой государства, специализированные финансовые филиалы крупных предприятий.

В мировой практике сложились  два варианта венчурного бизнеса. В  США И Великобритании он развивается  в основном в виде специализированных компаний рискового бизнеса, а в странах Европы и Японии получила поддержку еще и форма внутреннего венчура. Это обусловлено специфическими традициями местного предпринимательства и его отношением к проблеме риска.

Венчурные инвестирование и бизнес в Казахстане могут обрести системный характер, если будет сформирована сеть инновационно-венчурных фондов. Она может включать в себя следующие их виды:

  • республиканский инновационно-венчурный фонд как головное звено всей сети;
  • региональные инновационно-венчурные фонды, создаваемые по решению местных органов совместно с региональными фондами поддержки малого предпринимательства, банками и т.д.;
  • специализированные венчурные фонды для поддержки малого инновационного бизнеса по отдельным направлениям (биотехнологии, информационные технологии, новые материалы и т.п.);
  • международные венчурные фонды, способствующие вовлечению малого и среднего бизнеса в инновационное сотрудничество.

Республиканский фонд должен оказывать методическую и организационно-информационную помощь другим звеньям созданной  сети, содействовать обучению инновационных  менеджеров, без принятия на себя административных функций: каждый фонд является самостоятельным  юридическим лицом и сам несет  экономическую ответственность  за результаты своей деятельности.

 В роли учредителей  инновационно-венчурных фондов могут выступать фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т.д.

Нужен также организационный  механизм государственной поддержки  малого бизнеса в инновационной  сфере. Целесообразно создать специальную  структуру, которая занималась бы координацией инновационной деятельности, регулированием потока финансовых ресурсов в адрес  крупных академических центров либо малых инновационных фирм, обладающих определенным заделом в своей области. Такая структура должна обладать развитой информационной системой, обеспечивать оперативный анализ степени эффективности инвестиций в инновации, определять приоритетные направления научных исследований. Ее ведущая функция – формирование предложений по выработке гибкой налоговой политики, обеспечение правовой, юридической и финансовой защиты предприятий малого бизнеса в инновационной сфере, организация обучения инновационных менеджеров. Деятельность этой структуры должна дополняться функционированием ассоциативных объединений предприятий малого инновационного бизнеса.

Кредитование наукоемких производств. Источники финансирования инновационных проектов и наукоемких производств меняются по мере решения  задач, связанных с соответствующими стадиями жизненного цикла продукции  предприятия. Высокая степень риска, незначительный собственный капитал, являющийся гарантией возврата кредита, довольно жесткие критерии кредитоспособности, выдвигаемые банками – все  это препятствует активному участию  последних в финансировании наукоемких производств на начальных этапах их деятельности – во время разработки концепции новой продукции и  идущих параллельно исследований. Возможности  участия банков в кредитовании растут с развитием сети страховых и  других гарантийных фондов. Подобные структуры складывались в промышленно  развитых странах десятилетиями. Различные  модели кредитных гарантий использовались в Италии и Германии в период послевоенного  восстановления хозяйства с привлечением средств государства, региональных администраций, корпораций, что дополнялось  механизмом льготного налогообложения.

Информация о работе Проблема финансирования научно-технического прогресса в Казахстане