Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:32, реферат
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности.
Введение
1 Приватизация
Нормативная база приватизации
Ваучерная приватизация
Залоговые аукционы
Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.
Основные концепции приватизации.
Экономическое содержание приватизации.
«Плюсы» и «минусы» приватизации
Реальные проблемы приватизации
Приватизация на аукционе.
Перспективы приватизации
Рынок недвижимости
2.1 Рынок и его экономическое обоснование.
2.2 Рынок недвижимости.
Приватизация представляет особую
систему экономических
В условиях рыночной трансформации
российской экономики в центре дискуссий
чаще всего оказываются понятия «частная
собственность», «приватизация», «разгосударствление»,
«коммерциализация». В соответствии с
«традиционным» подходом общественная
и частная собственность рассматриваются
как два антагонистических типа собственности.
Именно этот подход имел наибольшее распространение
и обоснование в экономической литературе
советского периода. В его рамках даже
мелкая частная собственность, основанная
на собственном труде, считалась антагонистичной
общественной. Поэтому приватизация представляется
изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход «трудовой»: на первый план
выдвигает такой критерий, как «трудовой»
и «эксплуататорский» характер собственности.
Понятие «трудовая собственность» может
включать в себя, помимо общественной,
и частную трудовую, и коллективную, и
акционерную собственность. В принципиальном
отношении «трудовой» и «традиционный»
подходы весьма близки, так как основным
критерием в них выступает наличие или
отсутствие эксплуатации. Значительно
отличается от предыдущих третий подход,
который по его собственному критерию
можно было бы назвать «субъектным». Он
тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной
собственности безотносительно к типу
и способу производства. Четвертый подход
условно можно назвать «западным»: в соответствии
с ним негосударственная собственность
является частной (хотя и не вся отдельно
выделяется кооперативная собственность).
Поэтому и приватизация понимается как
разгосударствление, т.е. переход средств
производства из собственности государства
в собственность пайщиков, акционеров,
коллективов, индивидуальных владельцев,
как сокращение государственного сектора.
Для оценки приватизации и механизма ее
осуществления в России наиболее подходящим
представляется именно этот подход. Необходимость
приватизации для введения в производстве
рыночных отношений определяется еще
и тем, что на государственных предприятиях
России было сосредоточено подавляющей
части продукции народного хозяйства
и почти все производство промышленной
продукции. Однако приватизация не сводится
к общей политике де регулирования экономики,
ее государственного и негосударственного
секторов. Напротив, она представляет
собой элемент государственного регулирования
долговременного характера. Коммерциализация
предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих
приватизации, проявляется в том, что в
условиях рынка они функционируют на общественных
началах как субъекты предпринимательской
деятельности. Массовый характер приватизация
может принять только при использовании
разных методов (в частности, акционирования
и конкурсной продажи). Приватизация важна
не сама по себе, а как взаимозависимость
приватизации и де приватизации двух возможных
методов государственного воздействия
на формирование экономической структуры
общества, границ приватизации, взаимоотношений
приватизированных и государственных
предприятий.
Рассмотрение методологических основ
разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое
содержание приватизации как системы
отношений по изменению формы собственности
на средства производства с государственной
на частную (в том числе индивидуальную,
паевую, акционерную) под непосредственным
воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в начале процесса
приватизации в России ситуации характеризуется
следующими чертами: практическое отсутствие
крупных частных фирм, слабость негосударственного
сектора, отсутствие финансовых компаний
и инвестиционных банков. Формализация
и унификация структур экономической
деятельности до сих пор сказывается на
темпах и масштабах приватизации. Различные
способы приватизации приводят к передаче
государственного имущества в «частную»,
«общую долевую» или «акционерную» собственность.
При продаже предприятия происходит реальная
приватизация государственной собственности.
Преобразование предприятия в акционерное
общество можно назвать формальной приватизацией,
так как после выкупа акций бывшего государственного
предприятия членами трудового коллектива
остальные акции остаются в государственной
собственности, и требуется время, пока
их не выкупят другие инвесторы. Содержание
системы отношений приватизации раскрывается
через ее цели. В этом аспекте приватизация
не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация
способствует демонополизации производства.
К сожалению, резкий переход к акционированию
крупных предприятий произошел без их
предварительной реорганизации и коммерциализации.
Это не позволило увязать задачи приватизации
и демонополизации. Следует учитывать,
что проблему демонополизации удается
решить не во всех отраслях народного
хозяйства и не только методами разукрупнения.
Взаимосвязь приватизации и демонополизации
настолько сложна, что использование разрешенных
программой приватизации методов приводило
к разрушению сложившихся отраслевых
научных комплексов при выходе из них
структурных подразделений. Следует отметить,
что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Например, рост доходов бюджета не может
быть обеспечен при продаже имущества
на инвестиционных торгах, предполагающих
передачу средств не государству, а предприятию.
Явные противоречия существуют также
между принципами социальной справедливости
и экономической эффективности. Здесь
пришлось поступиться нормами справедливости
в целях ускорения процесса разгосударствления
и приватизации. Важным средством приватизации
является перераспределение доходов и
имущества. Однако приватизация имущества,
капитала вовсе не означает равноценную
приватизацию доходов. Последняя происходит
как благодаря изменениям в структуре
собственности,
так и
одновременному изменению (в результате
приватизации) уровня и структуры
цен. Сравнительный анализ основных
черт приватизационного процесса в
Восточной Европе и в России показывает
наличие общих тенденций: 1) использование
в качестве инструмента перехода к рынку
коммерциализации и акционирования государственных
предприятий; 2) введение чековой (или купонной)
системы; 3)низкая доходность приватизации;
4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет
ряд существенных отличий: многообразие
форм приватизации, индивидуализация
и низкие темпы приватизационного процесса,
использование в качестве постоянного
элемента государственного регулирования
экономики. В перспективе именно эти характеристики
будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической
реформы, которое одновременно создает
предпосылки для реализации других направлений
реформы. Приватизация разворачивается
в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели
регулирования экономики к «нелиберальной».
Обратный переход может сопровождаться
процессом де приватизации. Это подтверждает
постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного
регулирования.
Приватизация жилья, это, в первую очередь,
реализация конституционного права граждан
на жилье. Во-вторых, это уникальная возможность
для всех граждан, имевших муниципальные,
государственные или ведомственные квартиры,
получить их в свою частную собственность.
Теперь они смогу распоряжаться ими по
своему усмотрению. Владеть, продавать,
покупать, дарить и т.д.
Но такая возможность дается гражданину России только один раз. Приватизация осуществляется по уравнительному правилу. Все получили жилищные приватизационные сертификаты на одинаковую сумму и могли использовать их по своему усмотрению. Приватизировать жилье, в котором проживают сами, или передать его третьим лицам.
Многие сразу воспользовались этим, предоставленным им государством, правом. Во-первых. Необходимо было создать рынок недвижимости, как составляющую часть рыночной экономики. Ведь до 1991 года свободной продажи жилья практически не было. Большая часть жилого фонда находилась в государственной, коммунальной или ведомственной собственности и не подлежала продаже. Продать, да и то с проблемами, можно было частный дом или кооперативную квартиру. Доля такого жилья в общей массе жилищного фонда страны составляла не более 15 -25%. В зависимости от географии региона. Теперь каждый имеет право самостоятельно приобретать понравившееся ему жилье. Без всяких ограничению по площади и количеству квартир. Продавать также можно практически без ограничений. Лишь бы оно принадлежало лично Вам, и имелись документы, подтверждающие это.
Во-вторых,
предполагалось, что со временем, все
бремя по содержанию этого жилья перейдет
на плечи его новых собственников. Насколько
успешно были решены эти две задачи, мы
видим с Вами каждый день. Рынок недвижимости
сформировался. Он живет по своим, иногда
достаточно жестким правилам. В России
он еще молодой, но его участники быстро
осваивают все новые его сектора и направления. Продать
квартиру или купить квартиру теперь самостоятельно,
без помощи риелторов, умеет каждый второй
из нас. Но это только малая часть операций
на большом рынке недвижимости.
Акционирование