Природа финансов. Товарно-денежные отношения и финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:11, реферат

Краткое описание

Финансы и кредит имеют общую экономическую природу - в их основе лежат товарно-денежные отношения.

Файлы: 1 файл

Природа финансов.docx

— 192.50 Кб (Скачать)

Важным компонентом  финансовой политики является ее целевая  направленность.

В разработке финансовой политики государства участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с  Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Со-4 бранню определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

Правительство РФ разрабатывает мероприятия в  сфере финан-.    сов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство  как субъект законодательной  инициативы разрабатывает законодательную  основу функционирования финансовой системы  экономики . ■ на предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения  и неутвержде-.    ния предлагаемых законов и сама обладает правом законодатель-.    ной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика

несводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления  им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном  процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего  продукта, концентрируемо]! в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями  власти, в определении структуры  расходной части бюджета.

Если говорить о финансовой политике как о явлении, то ее успехи во многом определяют мощь государства и его способность  обеспечивать выполнение своих важнейших  функций, реализацию национальных интересов  страны, поддерживать баланс между  внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом  экономическом и политическом пространстве. Основными чертами финансовой политики на современном этапе являются следующие:

возросшая взаимозависимость  между денежно-кредитной политикой  Центрального банка и бюджетно-налоговой  политикой Правительства;

рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

бурный рост рынка «фиктивных» капиталов. Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

единство целей, инструментов финансовой политики и  целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального  благосостояния граждан;

обеспечение экономического роста при одновременном повышении  эффективности финансового регулирования;

определение новых  структурных пропорций экономики  и развитие всех секторов экономики;

создание новых  финансовых инструментов и механизмов; обуздание инфляции;

повышение роли региональных и местных бюджетов. Последнее уже находит свое выражение. Так, в «Программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года» важной целью реформирования межбюджетных отношений называется стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено  повышение бюджетного статуса и  расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение  роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход  в долгосрочной перспективе к  формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов'власти в планировании бюджетных расходов.

2.8. Финансовый  механизм, его структура и роль  в реализации финансовой политики

Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм включает в себя совокупность организационных  форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и  использования централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами  и финансовой системой в делом, финансовое законодательство.

Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов  финансового механизма).

В зависимости  от особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.

В соответствии с территориальным делением можно  выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.

При рассмотрении финансового механизма с точки  зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Конкретными формами  и методами управления финансами  служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации  финансовых ресурсов.

Механизм финансового  управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая  система (система финансов) — совокупность денежных отноше-

ний. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент  РФ, Федеральное Собрание, Правительство  РФ, Министерство финансов РФ).

Финансовая политика позволяет соединить воедино  потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих  финансах (объектах управления), с конкретными  методами работы, организацией органов  финансовой системы (субъектов управления).

Основа определения  будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей  и задач. При этом сохраняется  постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и  его отдельных элементов с  личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности  финансового механизма. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управление финансами

Управление присуще  всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой, и представляет собой совокупность приемов и  методов целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный  комплекс мер. инструментов, а также  финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и  отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики  и решению социальных проблем.

В управлении финансами, кик в любой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов финансового  управления выступают разнообразные  виды финансовых отношений (см. подразд. 2.4). Субъекты управления финансами  — это организационные структуры, которые осуществляют управление.

Основу информационного  обеспечения системы финансового  управления составляет любая информация финансового характера (бухгалтерская  отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых, валютных бирж и  др.).

Государственная организация управления финансами  в современном обществе является весьма сложной и требует сбалансированности взаимодействия между различными ветвями  власти, а также органами управления финансами (Правительством РФ,

Министерством финансов Российской Федерации, правительствами  субъектов РФ и др.).

Для регулирования  финансов очень важную роль имеет  достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также функционирование таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации. Средства массовой информации непосредственно не участвуют  в выработке и осуществлении  финансовой политики, но своим воздействием весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных  органах власти.

Управление финансами  на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация  управления финансами имеет важное значение для их использования.

Финансовый аппарат  — это совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами. В каждой сфере управления и каждом звене фттнансовых отношений  субъекты управления используют специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы.

2.10. Финансовый  менеджмент, его основные задачи

Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей  составной частью структуры управления в условиях рынка.

Финансовый менеджмент — это система управления ресурсами, связанная с организацией финансовых потоков управляемого объекта, включающая в себя совокупность методов, инструментов и управленческих механизмов, используемых для достижения стратегических и  тактических целей развития управляемого объекта.

Основой финансового  менеджмента служит финансовая политика, базирующаяся на анализе факторов эффективного использования финансовых ресурсов в краткосрочной и долгосрочной перспективе и определяющая направления  деятельности финансовых служб.

Можно сформулировать следующие цели эффективного финансового  менеджмента:

максимизация  полезного экономического результата деятельности компании, повышение ее экономического потенциала;

максимизация  прибыли при минимизации расходов;

обеспечение конкурентоспособности  на рынке;

наиболее эффективное  использование имеющихся источников финансирования и привлечения новых  для достижения поставленных задач;

оптимизация структуры  активов компании, обеспечение ее финансовой стабильности.

Исходя из этого, основные задачи финансового менеджмента  заключаются в следующем:

планирование  текущей и перспективной деятельности управляемого объекта;

общая оценка активов  управляемого объекта и источников их

финансирования:

оценка достаточности  финансовых ресурсов, используемых

управляемым субъектом;

определение крута  источников финансирования и выделение  приоритетных;

поиск путей  обеспечения текущей и перспективной  деятельности финансовыми ресурсами;

создание системы  контроля за состоянием и эффективностью функционирования управляемого объекта;

Информация о работе Природа финансов. Товарно-денежные отношения и финансы