Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:11, реферат
Финансы и кредит имеют общую экономическую природу - в их основе лежат товарно-денежные отношения.
Важным компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.
В разработке финансовой
политики государства участвуют
законодательная и
Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финан-. сов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.
В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики . ■ на предстоящие периоды.
Государственная Дума имеет право утверждения и неутвержде-. ния предлагаемых законов и сама обладает правом законодатель-. ной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика
несводима лишь
к бюджетному процессу как таковому,
поскольку государство, помимо осуществления
им фискально-бюджетной политики, само
активно участвует в
Если говорить
о финансовой политике как о явлении,
то ее успехи во многом определяют мощь
государства и его способность
обеспечивать выполнение своих важнейших
функций, реализацию национальных интересов
страны, поддерживать баланс между
внутренними и внешними интересами,
геополитические позиции
возросшая взаимозависимость
между денежно-кредитной
рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;
бурный рост рынка «фиктивных» капиталов. Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:
единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;
обеспечение экономического
роста при одновременном
определение новых
структурных пропорций
создание новых финансовых инструментов и механизмов; обуздание инфляции;
повышение роли
региональных и местных бюджетов.
Последнее уже находит свое выражение.
Так, в «Программе развития бюджетного
федерализма в России на период до
2005 года» важной целью реформирования
межбюджетных отношений называется
стимулирование регионального развития.
Для этого Программой предусмотрено
повышение бюджетного статуса и
расширение налогово-бюджетных полномочий
муниципальных образований, повышение
роли собственных доходов
2.8. Финансовый
механизм, его структура и роль
в реализации финансовой
Финансовый механизм
необходим для успешной реализации
финансовой политики. Он представляет
собой совокупность способов организации
финансовых отношений, применяемых
обществом в целях обеспечения
благоприятных условий для
Финансовый механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами и финансовой системой в делом, финансовое законодательство.
Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.
При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Механизм финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отноше-
ний. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).
Финансовая политика
позволяет соединить воедино
потенциальные возможности
Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.
Формируя финансовый
механизм, государство стремится
обеспечить его наиболее полное соответствие
требованиям финансовой политики того
или иного периода, что является
залогом полноты реализации ее целей
и задач. При этом сохраняется
постоянное стремление к наиболее полной
увязке финансового механизма и
его отдельных элементов с
личными и коллективными
Управление финансами
Управление присуще
всем сферам человеческой деятельности,
в том числе финансовой, и представляет
собой совокупность приемов и
методов целенаправленного
Система управления
финансами в современной
В управлении финансами,
кик в любой управляемой
Основу информационного
обеспечения системы
Государственная
организация управления финансами
в современном обществе является
весьма сложной и требует
Министерством финансов Российской Федерации, правительствами субъектов РФ и др.).
Для регулирования
финансов очень важную роль имеет
достаточно большая автономия Центрального
банка РФ в осуществлении монетарной
политики, а также функционирование
таких институциональных
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами имеет важное значение для их использования.
Финансовый аппарат — это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. В каждой сфере управления и каждом звене фттнансовых отношений субъекты управления используют специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.
2.10. Финансовый менеджмент, его основные задачи
Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка.
Финансовый менеджмент — это система управления ресурсами, связанная с организацией финансовых потоков управляемого объекта, включающая в себя совокупность методов, инструментов и управленческих механизмов, используемых для достижения стратегических и тактических целей развития управляемого объекта.
Основой финансового менеджмента служит финансовая политика, базирующаяся на анализе факторов эффективного использования финансовых ресурсов в краткосрочной и долгосрочной перспективе и определяющая направления деятельности финансовых служб.
Можно сформулировать следующие цели эффективного финансового менеджмента:
максимизация полезного экономического результата деятельности компании, повышение ее экономического потенциала;
максимизация
прибыли при минимизации
обеспечение конкурентоспособности на рынке;
наиболее эффективное
использование имеющихся
оптимизация структуры активов компании, обеспечение ее финансовой стабильности.
Исходя из этого, основные задачи финансового менеджмента заключаются в следующем:
планирование
текущей и перспективной
общая оценка активов управляемого объекта и источников их
финансирования:
оценка достаточности финансовых ресурсов, используемых
управляемым субъектом;
определение крута источников финансирования и выделение приоритетных;
поиск путей
обеспечения текущей и
создание системы контроля за состоянием и эффективностью функционирования управляемого объекта;
Информация о работе Природа финансов. Товарно-денежные отношения и финансы