Природа финансов. Товарно-денежные отношения и финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:11, реферат

Краткое описание

Финансы и кредит имеют общую экономическую природу - в их основе лежат товарно-денежные отношения.

Файлы: 1 файл

Природа финансов.docx

— 192.50 Кб (Скачать)

Природа финансов. Товарно-денежные отношения и финансы 

Финансы и кредит имеют  общую экономическую природу - в  их основе лежат товарно-денежные отношения. 
Общие черты: 
1. Участие обеих категорий в формировании различных фондов денежных средств (признак фондообразования); 
2. Основой являются товарно-денежные отношения; 
3. Выражают движение стоимости в ее денежной форме; 
4. Используются в функции средства обращения или средства платежа; 
5. В кругообороте фондов предприятия нету отличия между собственными и кредитными деньгами. 
Отличия: 
1. Кредит рассматривается как перераспределительная категория, а финансы проявляют себя и на этапе распределения и перераспределения; 
2. Кредитные ресурсы всегда предоставляются на условиях платности, возвратности, срочности и материальной обеспеченности, финансовые ресурсы предоставляются на условиях безвозвратности, бесплатности (исключение составляют бюджетные ссуды); 
3. Сфера использования финансовых ресурсов шире, чем кредитных, а сфера кредитных ресурсов уже в основном на микроуровне; 
Кредит непосредственно связан с денежным оборотом, а финансы не оказывают влияния на денежный оборот.

Понятие финансов включает в  себя следующее:

  • денежные отношения между двумя субъектами: с одной стороны, государством и, с другой, — населением в лице отдельного человека или группы лиц, объединенных в какой-либо хозяйствующий субъект;
  • деньги как материальная основа существования и функционирования финансов (где нет денег, нет финансов);
  • разный правовой статус субъектов в процессе денежных отношений (государство обладает особыми полномочиями);
  • формирование общегосударственного фонда денежных средств —бюджета;
  • создание государством соответствующего фискального аппарата по принудительному взиманию налогов, сборов и иных платежей в государственный бюджет.

Таким образом, когда речь идет о финансах, всегда имеются ввиду товарно-денежные отношения, осуществляемые при участии  государства.

Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения

и перераспределения  валового национального продукта и  национального дохода для решения  экономических, социальных и политических задач государства.

Функции и роль финансов в  расширенном воспроизводстве

Сущность финансов проявляется в их функциях, под  которыми понимают «работу», выполняемую  финансами. В соответствии с этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов и использование  денежных фондов. Часто категории  «финансы» присваивают не свойственные ей функции (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная) из-за той роли, которую  финансы выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо понять различие между общественным назначением экономической категории  «финансы*-, что выражается через  функции категории, и ролью категории  в воспроизводственном процессе.

Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем  функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило  бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы  обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются  доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды  целевого назначения, предназначенные  для удовлетворения разнообразных  общественных потребностей. Финансы  могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки  для изменения структуры и  динамики производства.

Начавшееся в  сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и  на нее свое влияние. В сфере обращения  финансы выступают либо как необходимое  условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей  формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.

В качестве инструмента  распределения финансы действуют  и в сфере потребления, где  происходит конечное использование  ранее созданной стоимости.

Использование финансов в общественном воспроизводстве  сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости  от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия  на общественное производство и т.п.

Посредством финансов перераспределяется валовой национальный продукт в целом, В этом заключается  роль финансов государства.

Финансы предприятий  являются определяющим источником и  стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных  финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.

В РФ через систему  государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные  финансы распределяется 25 % ВНП. Государство  участвует в установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного  хозяйства, Это играет чрезвычайно  важную роль в развитии отраслей и  регионов.

Финансы играют важную роль в воспроизводстве рабочей  силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.

В целом можно  говорить о таких результатах  действия финансов, как аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным  финансам, так и финансам предприятий. Для финансов предприятий можно  выделить и другие роли, но любая  классификация является условной, поскольку  данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью  финансовых отношений.

Аккумулирующая  роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в  централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики  и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств  различного направления использования.

Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между  участниками процесса материального  производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных  уровней. Первичной основой распределения  является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях  финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство  в рамках создания валового национального  продукта, но и процесс воспроизводства  самих финансовых отношений как  непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего  государства равна национальному  доходу.

Распределительная роль характерна для финансов на различных  стадиях кругооборота, начиная от процесса материально-технического снабжения  и завершая реализацией и потреблением продукта производства и возросшей  стоимости.

Стимулирующая роль финансов состоит в том, что  государство с помощью целой  системы финансовых рычагов может  оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно  назвать следующие рычаги воздействия  на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные  пошлины.

Регулирующая  роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством  финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции  экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют  расширенное воспроизводство и  определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.

Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между  государством в лице органов государственной  власти различного уровня, предприятиями  и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через  систему бюджетов и программ развития.

Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения  валового национального продукта и  национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и  рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.

В зависимости  от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Финансовая  система, ее сферы. Финансовые потоки

Финансовая система  в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.

 Финансовая система состоит из трех подсистем:

1.государственных и муниципальных финансов;

2.финансов хозяйствующих субъектов;

3.финансов граждан.

Наличие звеньев  финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических  субъектов, участвующих в хозяйственной  жизни.

Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: 

государство;

регион;

Хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

Гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и муниципальные финансы состоят  из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен, целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Специфика бюджета  обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. 

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием  расходов, не включенных в бюджет и  предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь.

Государственному  кредиту в финансовой системе  присущи специфические формы  финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный  кредит представляет собой особую форму  денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает  в качестве заемщика средств, а также  кредитора и гаранта.

Как один из видов  кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого  кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании  средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся  в его собственности. На общегосударственном  уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более  низких уровнях бюджетной структуры  имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.

Информация о работе Природа финансов. Товарно-денежные отношения и финансы