Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Данная работа состоит из 2 основных глав. Во 1 главе раскрываются принципы организации финансов предприятий. Здесь будут рассмотрены 8 принципов, тесно связанных с целями и задачами деятельности организации, определенными учредительными документами. В 2 главе рассмотрены основные принципы организации страховой компании.
Введение
Глава 1. Принципы организации финансов предприятий
2.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
2.2. Принцип самофинансирования
2.3. Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание)
2.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
2.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
2.6. Принцип материальной ответственности
2.7. Принцип экономической эффективности
2.8. Принцип финансового контроля
2.9. Реализация принципов организации финансов предприятий в зависимости от их отраслевой специфики
Глава 2. Принципы организации финансов страховой компании
Заключение
Список используемой литературы
Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.[4]
В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако, основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально - ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери. Перечень материально - ответственных лиц определяется предприятием. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.
В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающих несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов случаях нарушения предприятием налогового законодательства.
Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.[5]
Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, налоговое планирование, управление корпоративными финансами и др.). Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.
В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних аудиторов.
Естественно, что реализация всех принципов организации финансов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:
сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);
отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.)
виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Дадим краткую характеристику специфики финансов сферы материального производства и отдельных отраслевых комплексов.
Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое предприятие сферы материального производства функционирует как относительно замкнутая «экономическая емкость» со своим индивидуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, как разность между поступлениями средств («притоком) по всем перечисленным видам деятельности и «оттоком» денежных средств в виде платы за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предприятия, что и обеспечивает реализацию принципов самофинансирования и самоокупаемости.
Конкретные особенности финансов материального производства определяются организационно-правовой формой их предпринимательской деятельности, технологическими и отраслевыми особенностями. Так, например, для строительства характерны взаимоотношения заказчиков (инвесторов) и подрядчиков, осуществление работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией. Длительный цикл строительства требует больших вложений средств незавершенное строительство. Порядок расчетов за законченные объекты определяет особенности в формировании прибыли и уплате и возмещении НДС. В составе основных средств значителен удельный вес арендованного оборудования, а в составе оборотных активов отсутствует средства, вложенные в готовую продукцию, но более значителен удельный вес средств в расчетах.
Для торговли характерен быстрый оборот средств, выручка (в розничном звене) поступает в налично-денежной форме. В структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования - отсюда особое внимание финансистов должно быть обращено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют большую часть издержек. В оборотных средствах значительная часть (до 90%) вложена в товарные запасы.[6]
Имеются существенные особенности в формировании валового дохода - основного показателя деятельности в зависимости от формы реализации товаров, применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения. Отнесение затрат на издержки обращения регламентируется специальными отраслевыми методическими указаниями.
Существенные отраслевые особенности имеются и на предприятиях сельского хозяйства. Здесь следует иметь в виду, что в сельском хозяйстве главным средством производства выступает земля и «живые организмы» - продуктивный и рабочий скот, растениеводство. Это определяет необходимость применения агротехнологий, учитывающих все биологические особенности производства сельскохозяйственной продукции: значительную длительность производственного процесса, зависимость от природных условий и сезонности, высокую степень риска.
Все это определяет:
неравномерность в поступлении выручки (в конце года) и нарастании затрат, что создает необходимость в широком использовании коммерческих кредитов и авансовых выплат за будущую поставку сельскохозяйственной продукции по контрактам;
необходимость создания резервов, страховых фондов и сезонных запасов удобрений, горюче-смазочных материалов, семян;
значительная часть продукции используется во внутреннем обороте и не принимает денежную форму;
возникают рентные доходы, особый порядок формирования затрат и финансового результата по видам деятельности;
цены реализации по отдельным видам сельскохозяйственной продукции ниже фактической себестоимости, существует разрыв в паритете роста цен на сельскохозяйственную продукцию и необходимое для производства оборудование и материалы, что предопределяет необходимость дотационности в агропромышленном комплексе;
прибыль сельскохозяйственный предприятий от реализации сельскохозяйственной продукции налогом не облагается, основным источником поступлений в бюджет от сельского хозяйства является земельный налог;
чрезвычайно разнообразны в сельском хозяйстве и организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности (от совхозов до фермерских хозяйств).
Таким образом, конкретная реализация принципов организации финансов предприятий зависит и от их отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в современных условиях, а России в целях «выживания» многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей. Поэтому финансисту, где бы он ни работал, нужно серьезно изучить отраслевую экономику и технологию производства, особенности рынка производимой продукции.
Финансы страховщика обеспечивают его деятельность по оказанию страховой защиты. Страховщик формирует и использует средства страхового фонда, покрывая ущерб страхователя и финансируя собственные затраты по организации страхового дела. Кроме того, в условиях рынка страховщик, как правило, занимается инвестиционной деятельностью, используя часть средств страхового фонда и собственные средства. Вследствие этого денежный страховой оборот организации более сложен, чем у предприятий других отраслей народного хозяйства.
В современных условиях страховые организации занимаются не только страховой деятельностью, но и инвестиционно-финансовой, используя для этого временно свободные средства из страховых резервов и других накоплений. Вследствие этого денежный оборот страховой организации более сложен, чем у других коммерческих структур.
Денежный оборот страховой организации включает два денежных потока, относительно самостоятельных друг от друга: страховые выплаты – оборот средств, обеспечивающих страховую защиту страхователей; средства, предназначенные для функционирования страховой организации.[7]
Информация о работе Принципы организации финансов страховой компании