Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:39, доклад
Такое многообразие мнений по поводу принципов регистрации прав на недвижимость объясняется тем, что под принципами зачастую понимаются просто определенные положения закона, которые при всей их важности нельзя отнести к принципам. Кроме того, общим недостатком большинства исследований принципов регистрации состоит в том, что они либо оторваны от действующего законодательства о регистрации и опираются на зарубежный опыт, либо, наоборот, полностью замкнуты на существующей системе регистрации и освобождены от критического анализа.
1 )
Принципы государственной
регистрации прав на
недвижимость.
В научной литературе приводится весьма широкий перечень всевозможных принципов. При этом взгляды различных авторов на перечень этих принципов и их систему весьма различаются.
А.И. Кирсанов выделяет шесть основных, по его мнению, принципов: законности, гласности, достоверности записей в Едином государственном реестре прав, приоритета ранее зарегистрированных прав, двойной регистрации, единства. При этом первые два принципа он называет общими, а остальные - специальными[33].
А.Б. Карлин выделяет следующие принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РФ: принцип оценки, означающий, что внесению записи должна предшествовать оценка соответствия заявленного для государственной регистрации титула или права на недвижимость (сделки, сервитута, ограничения) требованиям законодательства, то есть их действительности; принцип приоритетности, означающий, что, если заявленное для регистрации право несовместимо с уже зарегистрированным правом на этот же объект недвижимого имущества, такое право не подлежит государственной регистрации; принцип индивидуализации, состоящий в том, что объекты недвижимости получают при государственной регистрации такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из других объектов недвижимости; принцип независимости регистратора при осуществлении своих полномочий[34].
Такое многообразие мнений по поводу принципов регистрации прав на недвижимость объясняется тем, что под принципами зачастую понимаются просто определенные положения закона, которые при всей их важности нельзя отнести к принципам. Кроме того, общим недостатком большинства исследований принципов регистрации состоит в том, что они либо оторваны от действующего законодательства о регистрации и опираются на зарубежный опыт, либо, наоборот, полностью замкнуты на существующей системе регистрации и освобождены от критического анализа.
Одним
из важнейших принципов
Следующий принцип - принцип самостоятельности функции регистрации прав на недвижимость. Речь в данном случае идет о самостоятельности регистрации, как в организационном отношении, так и в функциональном смысле.
Функция
регистрации прав на недвижимость,
представляя собой
Очевидно,
что система регистрации прав
на недвижимость построена исходя из
относительной
В рамках данного раздела хотелось бы также остановиться на принципе гласности (открытости) государственной регистрации. Этот принцип, как уже указывалось, является присущим любой системе регистрации и, в определенном смысле, составляет сущность регистрации. В то же время способы его реализации отличаются в разных правовых системах. Существуют правовые проблемы его осуществления и в системе регистрации, действующей в нашей стране.
Гражданский кодекс РФ, устанавливая обязательность государственной регистрации, одновременно возлагает на орган, осуществляющий регистрацию, обязанность "предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу" (п. 4 ст. 131 ГК РФ).
В
Законе о регистрации этот принцип
раскрывается в ст. 7 и 8. Однако данный
принцип вызывал серьезные
Рассматривая вопрос о содержании принципа открытости информации о регистрации, нельзя не принимать во внимание и те условия, в которых происходит его реализация. А эти условия состоят, в частности, и в том, что рынок недвижимости характеризуется весьма высоким уровнем криминальности. Информация, являясь общедоступной, может стать достоянием преступников и быть использована ими во вред собственникам тех объектов, о которых получена информация.
2. Правовые основы регистрации прав на недвижимое имущество в Российской Федерации.
Рассмотрение
вопроса о понятии недвижимости
в связи с проблемами государственной
регистрации прав на него определяется
рядом обстоятельств. Во-первых, решение
о том, относится ли данный объект
к недвижимому имуществу, всегда
должно предшествовать решению всех
других вопросов, подлежащих рассмотрению
регистрирующим органом. Во-вторых, в
научной дискуссии по поводу критериев
отнесения объекта к
Статья 130 ГК РФ определяет недвижимое имущество следующим образом: "К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства".
Назначение любого определения, а в особенности законодательного, состоит в том, чтобы иметь возможность из числа всех предметов и явлений в каждом случае выделить объекты, обозначаемые определяемым понятием. С учетом имеющихся в законе определений объект относится к недвижимости, если он:
а) относится к числу объектов, прямо перечисленных в определении, т.е. является земельным участком, участком недр;
б) является объектом, который связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Перечисленные две категории объектов (земельные участки и участки недр) в соответствии с законодательным определением недвижимости имеют самостоятельное значение, в то время как все остальные категории объектов, перечисленные в определении, приводятся в качестве примеров объектов, которые "связаны с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно". В то же время законодательство практически не содержит определений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а на практике объекты, которые именуются зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, на самом деле могут не отвечать признаку законодательного определения. Так, например, в практике органов учета недвижимого имущества широко используется термин "сооружение" применительно к объектам, связь с землей которых носит временный характер - сборно-разборные торговые павильоны, складские модули и пр.
Таким образом, лишь такой объект, который на основании закона может быть признан земельным участком или участком недр без установления каких-либо дополнительных признаков должен быть отнесен к недвижимости. В отношении всех остальных объектов, как бы они ни назывались, должна быть установлена их прочная связь с землей, при которой их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Государственная
регистрация прав на
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
3. Датой государственной
регистрации прав является
4. Государственная
регистрация прав
5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Принципы осуществления государствнной регистрации прав
например, О.Ю. Скворцов
выделяет материально-правовые и формально-правовые
принципы государственной регистрации.
К материально-правовым
принципам он относит:
- принцип публичной
достоверности (материальной
- принцип исправления
регистрационной записи;
- принцип изъятия
из-под действия давности;
- принцип возражения
(протестации);
- принцип отметки
(предварительной регистрации);
- принцип старшинства
прав.
В качестве формально-правовых
принципов им называются:
- принцип публичности
(формальной гласности) или
- принцип специалитета
(специальности);
- принцип частной
инициативы;
- принцип легалитета;
- принцип ответственности
публичной власти за
А.И. Кирсанов выделяет
шесть основных, по его мнению, принципов:
законности, гласности, достоверности
записей в Едином государственном
реестре прав, приоритета ранее зарегистрированных
прав, двойной регистрации, единства.
При этом первые два принципа он
называет общими, а остальные - специальными*(104).
А.Б. Карлин выделяет
следующие принципы государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним в Российской Федерации:
- принцип оценки,
означающий, что внесению записи
должна предшествовать оценка
соответствия заявленного для
государственной регистрации
- принцип приоритетности,
означающий, что, если заявленное
для регистрации право
- принцип индивидуализации,
состоящий в том, что объекты
недвижимости получают при
- принцип независимости
регистратора при
Различные системы
принципов предлагаются М.Г. Пискуновой*(106),
Е.Ю. Петровым*(107) и другими исследователями.
Информация о работе Принципы государственного регулирования прав на недвижимость