Принципы государственного регулирования прав на недвижимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:39, доклад

Краткое описание

Такое многообразие мнений по поводу принципов регистрации прав на недвижимость объясняется тем, что под принципами зачастую понимаются просто определенные положения закона, которые при всей их важности нельзя отнести к принципам. Кроме того, общим недостатком большинства исследований принципов регистрации состоит в том, что они либо оторваны от действующего законодательства о регистрации и опираются на зарубежный опыт, либо, наоборот, полностью замкнуты на существующей системе регистрации и освобождены от критического анализа.

Файлы: 1 файл

Арех.docx

— 28.01 Кб (Скачать)

1 ) Принципы государственной регистрации прав на недвижимость.  

    В научной литературе приводится весьма широкий перечень всевозможных принципов. При этом взгляды различных авторов  на перечень этих принципов и их систему весьма различаются.

    А.И. Кирсанов выделяет шесть основных, по его мнению, принципов: законности, гласности, достоверности записей  в Едином государственном реестре  прав, приоритета ранее зарегистрированных прав, двойной регистрации, единства. При этом первые два принципа он называет общими, а остальные - специальными[33].

    А.Б. Карлин выделяет следующие принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РФ: принцип оценки, означающий, что внесению записи должна предшествовать оценка соответствия заявленного для государственной регистрации титула или права на недвижимость (сделки, сервитута, ограничения) требованиям законодательства, то есть их действительности; принцип приоритетности, означающий, что, если заявленное для регистрации право несовместимо с уже зарегистрированным правом на этот же объект недвижимого имущества, такое право не подлежит государственной регистрации; принцип индивидуализации, состоящий в том, что объекты недвижимости получают при государственной регистрации такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из других объектов недвижимости; принцип независимости регистратора при осуществлении своих полномочий[34].

    Такое многообразие мнений по поводу принципов  регистрации прав на недвижимость объясняется  тем, что под принципами зачастую понимаются просто определенные положения  закона, которые при всей их важности нельзя отнести к принципам. Кроме  того, общим недостатком большинства  исследований принципов регистрации  состоит в том, что они либо оторваны от действующего законодательства о регистрации и опираются  на зарубежный опыт, либо, наоборот, полностью  замкнуты на существующей системе регистрации  и освобождены от критического анализа.

    Одним из важнейших принципов осуществления  регистрации прав на недвижимость является государственный характер этой регистрации. Это положение, внешне вполне очевидное  и закрепленное в гражданском  законодательстве России, на практике в условиях отсутствия закона о регистрации пробивало себе дорогу с большим трудом и понималось весьма по-разному. И этому есть как исторические, так и экономические причины.

    Следующий принцип - принцип самостоятельности  функции регистрации прав на недвижимость. Речь в данном случае идет о самостоятельности регистрации, как в организационном отношении, так и в функциональном смысле.

    Функция регистрации прав на недвижимость, представляя собой разновидность  деятельности государства в рамках государственного управления в широком  смысле этого слова, вместе с тем  не может быть сведена к какой-либо другой функции государства, поскольку  имеет самостоятельную систему  целей и специфическую форму  осуществления этой деятельности.

    Очевидно, что система регистрации прав на недвижимость построена исходя из относительной самостоятельности  по отношению к системе регистрации (учета, технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества. Эта  самостоятельность выражается: в  регулировании рассматриваемых  процессов различными нормативными актами; осуществлении двух видов  регистрации различными системами  государственных органов (в одном  случае органами технической инвентаризации и землеустройства, в другом - органами регистрации прав на недвижимость).

    В рамках данного раздела хотелось бы также остановиться на принципе гласности (открытости) государственной  регистрации. Этот принцип, как уже  указывалось, является присущим любой  системе регистрации и, в определенном смысле, составляет сущность регистрации. В то же время способы его реализации отличаются в разных правовых системах. Существуют правовые проблемы его осуществления  и в системе регистрации, действующей  в нашей стране.

    Гражданский кодекс РФ, устанавливая обязательность государственной регистрации, одновременно возлагает на орган, осуществляющий регистрацию, обязанность "предоставлять  информацию о произведенной регистрации  и зарегистрированных правах любому лицу" (п. 4 ст. 131 ГК РФ).

    В Законе о регистрации этот принцип  раскрывается в ст. 7 и 8. Однако данный принцип вызывал серьезные дискуссии  о том, какую степень открытости информации имел в виду законодатель, и как на практике должен быть реализован данный принцип. И действительно, существовавшая регламентация долго оставляла открытым главный вопрос - какая по объему и конкретности информация о регистрации и зарегистрированных правах должна быть предоставлена любому лицу.

    Рассматривая  вопрос о содержании принципа открытости информации о регистрации, нельзя не принимать во внимание и те условия, в которых происходит его реализация. А эти условия состоят, в частности, и в том, что рынок недвижимости характеризуется весьма высоким  уровнем криминальности. Информация, являясь общедоступной, может стать  достоянием преступников и быть использована ими во вред собственникам тех  объектов, о которых получена информация.

2. Правовые основы  регистрации прав  на недвижимое  имущество в Российской  Федерации.

    Рассмотрение  вопроса о понятии недвижимости в связи с проблемами государственной  регистрации прав на него определяется рядом обстоятельств. Во-первых, решение  о том, относится ли данный объект к недвижимому имуществу, всегда должно предшествовать решению всех других вопросов, подлежащих рассмотрению регистрирующим органом. Во-вторых, в  научной дискуссии по поводу критериев  отнесения объекта к недвижимости вопрос о правовом значении регистрации  занимает очень важное место.

    Статья 130 ГК РФ определяет недвижимое имущество  следующим образом: "К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки  недр, и все, что прочно связано  с землей, то есть объекты, перемещение  которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том  числе здания, сооружения, объекты  незавершенного строительства".

    Назначение  любого определения, а в особенности  законодательного, состоит в том, чтобы иметь возможность из числа  всех предметов и явлений в  каждом случае выделить объекты, обозначаемые определяемым понятием. С учетом имеющихся  в законе определений объект относится  к недвижимости, если он: 

    а) относится к числу объектов, прямо  перечисленных в определении, т.е. является земельным участком, участком недр; 

    б) является объектом, который связан с землей так, что его перемещение  без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. 

    Перечисленные две категории объектов (земельные  участки и участки недр) в соответствии с законодательным определением недвижимости имеют самостоятельное  значение, в то время как все  остальные категории объектов, перечисленные  в определении, приводятся в качестве примеров объектов, которые "связаны  с землей так, что его перемещение  без несоразмерного ущерба его назначению невозможно". В то же время законодательство практически не содержит определений  зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а на практике объекты, которые именуются зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, на самом деле могут не отвечать признаку законодательного определения. Так, например, в практике органов  учета недвижимого имущества  широко используется термин "сооружение" применительно к объектам, связь  с землей которых носит временный  характер - сборно-разборные торговые павильоны, складские модули и пр.  

    Таким образом, лишь такой объект, который  на основании закона может быть признан  земельным участком или участком недр без установления каких-либо дополнительных признаков должен быть отнесен к  недвижимости. В отношении всех остальных  объектов, как бы они ни назывались, должна быть установлена их прочная  связь с землей, при которой  их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.

Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 

1. Государственная  регистрация прав на недвижимое  имущество и сделок с ним  (далее также - государственная  регистрация прав) - юридический  акт признания и подтверждения  государством возникновения, ограничения  (обременения), перехода или прекращения  прав на недвижимое имущество  в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации. 

Государственная регистрация является единственным доказательством существования  зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может  быть оспорено только в судебном порядке.  

2. Государственная  регистрация прав проводится  на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).  

3. Датой государственной  регистрации прав является день  внесения соответствующих записей  о правах в Единый государственный  реестр прав. 

4. Государственная  регистрация прав осуществляется  по месту нахождения недвижимого  имущества в пределах регистрационного  округа, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом. 

5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

 

Принципы  осуществления государствнной регистрации прав 

например, О.Ю. Скворцов выделяет материально-правовые и формально-правовые принципы государственной регистрации. 

К материально-правовым принципам он относит: 

- принцип публичной  достоверности (материальной гласности)  или бесповоротности; 

- принцип исправления  регистрационной записи; 

- принцип изъятия  из-под действия давности; 

- принцип возражения (протестации); 

- принцип отметки  (предварительной регистрации); 

- принцип старшинства  прав. 

В качестве формально-правовых принципов им называются: 

- принцип публичности  (формальной гласности) или принцип  внесения прав на недвижимость; 

- принцип специалитета (специальности); 

- принцип частной  инициативы; 

- принцип легалитета; 

- принцип ответственности  публичной власти за ненадлежащую  регистрацию прав на недвижимость*(103). 

А.И. Кирсанов выделяет шесть основных, по его мнению, принципов: законности, гласности, достоверности  записей в Едином государственном  реестре прав, приоритета ранее зарегистрированных прав, двойной регистрации, единства. При этом первые два принципа он называет общими, а остальные - специальными*(104). 

А.Б. Карлин выделяет следующие принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: 

- принцип оценки, означающий, что внесению записи  должна предшествовать оценка  соответствия заявленного для  государственной регистрации титула  или права на недвижимость (сделки, сервитута, ограничения (обременения)) требованиям законодательства, то  есть их действительности; 

- принцип приоритетности, означающий, что, если заявленное  для регистрации право несовместимо  с уже зарегистрированным правом  на этот же объект недвижимого  имущества, такое право не подлежит  государственной регистрации; 

- принцип индивидуализации, состоящий в том, что объекты  недвижимости получают при государственной  регистрации такие характеристики, которые позволяют однозначно  выделить их из других объектов  недвижимости; 

- принцип независимости  регистратора при осуществлении  своих полномочий*(105). 

Различные системы  принципов предлагаются М.Г. Пискуновой*(106), Е.Ю. Петровым*(107) и другими исследователями. 

Информация о работе Принципы государственного регулирования прав на недвижимость