Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:06, курсовая работа
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с
множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых
людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения
намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-
денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому
с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются
различные теории риска, а классики экономической теории уделяют не малое
внимание исследованию проблем риска в денежно-кредитной деятельности
банков, как коммерческих, так и государственных.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Определение понятия риска, основополагающий момент в методике
управления рисками 5
1.1 Банковские риски и их особая классификация 5
1.2 Процесс управление рисками
12
ГЛАВА 2. Методика и анализ управления операционными рисками, тенденции
развития 14
2.1 Организация риск-менеджмента в коммерческом банке 14
2.2 Операционные риски – анализ современных тенденции развития
23
ГЛАВА 3. Применение инструментов регулирования операционного риска на
примере «Балтийского Банка» 27
3.1 Краткая характеристика банка
27
3.2 Руководство по операционному риску
«Балтийского банка»
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
такие ведущие западные банки, как Bankers Trust Co., Bank of New York,
Commerzbank AG, Dresdner Bank, Credit Suisse First Boston, Bank Austria/
Creditanstalt, ING Bank, Merita Bank, OKO Bank, Leonia Bank и другие.
Традицией Балтийского Банка является спонсорство и благотворительность:
поддержка учреждений народного образования и дошкольного воспитания,
финансирование культурных мероприятий.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О БАНКЕ
Универсальный банк, оказывающий самый широкий спектр услуг
для корпоративных и частных клиентов. Один из старейших коммерческих
банков, основан в 1989 году. Генеральная лицензия Центрального Банка №128
от 01.06.01. Более 27 тысяч корпоративных клиентов (по данным на 01.01.05).
Более 883 тысяч частных клиентов (по данным на 01.01.05). Развитая
филиальная сеть из 18 иногородних филиалов в г. Москва, Мурманск, Псков,
Новгород, Петрозаводск, Кириши, Волхов, Выборг, Тверь, Курск, Ярославль,
Воронеж, Пермь, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Челябинск, Саратов, Самара
и дополнительных офисов. 18 отделений и агентств в Санкт-
Петербурге..Эмитировано 840 тысяч пластиковых карт (по данным на 01.01.05).
413 банкомата (203 - в С.-Петербурге, 210 - в регионах) (по данным на
01.01.05).1 839 высококвалифицированных сотрудников
Долговременное партнерство с VISA, MasterCard Europe, AMERICAN EXPRESS,
THOMAS COOK. Аудитор - Deloitte & Touche
Рйтинговая информация:
Место среди банков Северо-Западного региона России на 01.07.2004:
- 3 - по размеру активов;
- 5 - по величине собственного капитала;
- 4 - среди наиболее прибыльных банков;
- 2 - по привлечению вкладов физических лиц.
По данным журнала “Эксперт Северо-Запад” (№ 37 от 4-10 октября 2004 г.).
Прибыльность и стабильность функционирования Балтийского банка не
случайна.
Главным является грамотное
руководства самого банка и его филиалов. Основное место в успешной
деятельности банка занимает функциональный анализ, мониторинг, система
управление рисками и методика воздействия на риски. Далее подробно будет
рассмотрена методика воздействия на операционный риск, существующего в
Балтийском банке.
3.2 Руководство по операционному риску «Балтийского банка»
Модель операционного риска используется ревизионно-
контрольным департаментом банка. Она включает количественные и качественные
факторы, где каждому фактору приписывается определенный вес, в зависимости
от его влияния на присущий банку риск, и уровень значимости в зависимости
от рассматриваемого подразделения. Присущий риск – это сумма произведений
весов и уровня значимости всех факторов. Максимальное значение присущего
риска равно пяти.
Количественные факторы:
1. Объемы транзакций (15% присущего риска). Это не прямой доступ к
активам путем инициирования или изменения сделки, а не с помощью
непосредственного физического контакта с деньгами.
Автоматизированные системы позволяют приобретать активы без
физического доступа с помощью системы электронных платежей.
2. Последствия ошибок (11% присущего риска). Ошибки могут повлиять
на финансовую отчетность и на информационную систему поддержки
принятия решений. Например: ошибки в финансовых и транзакционных
отчетов в следствии большого количества операций могут сильно
повлиять на решения принимаемые на основе неправильных данных.
3. Надежность данных (8% присущего риска). Здесь рассматривается
доверие банка или клиента к данным, где необходимо учитывать
опыт клиентов и ошибки, которые могут повлиять на банковскую
деятельность. Особенно важно учитывать те ситуации, где клиент
непосредственно отсутствует.
4. Суть процесса (3% присущего риска). При рассмотрении той или
иной деятельности важно
автоматизации. Автоматизация и хорошие средства управления
позволяют проследить за
ошибок. Отсутствие автоматизации может отразиться на риске.
5. Доступ к физическим активам (3% присущего риска). Активы, доступ
к которым можно получить непосредственно через физический
контакт, например наличные деньги, чеки, ценные бумаги. Фактор
ликвидности используется чтобы отразить возможность
конвертируемости в наличные деньги.
Качественные факторы:
1. Качество управления (10% присущего риска). Фактор
относится к управленческим уровням, на которых не
осуществляется
общий тон и определяют
Это, как правило происходит на уровне высшего руководства
банка, и зависит от структуры организации.
2. Административное решение (10% присущего риска). Фактор
относится непосредственно к административной свободе
действий в осуществлении всех или выборочных сделок
(определить простые сделки по сути и статусу – решаемые «в
низу», и сложные решаемые на более высоком уровне).
3. Степень/качество наблюдения (10% присущего риска). Фактор
управленческого уровня, который предусматривает ежедневное
наблюдение за осуществляемыми операциями в определенной
области.
4. Оценка среды (11% присущего риска). Фактор оценки
эффективности среды., в которой осуществляется управление.
Самооценка менеджеров, результаты мониторинга, которые
необходимо учитывать при оценки среды, где осуществляется
управление.
5. Характеристика продукта/услуги (7 % присущего риска).
Учитывается риск связанный с самим продуктом/услугой. Новый
банковский продукт более
использовании, продажи. Возникновение трудностей в
предоставлении продукта, бухгалтерском учете и юридическом
оформлении следует повышенный риск, также с продажей
продукта.
6. Особенности системы (6% присущего риска). Фактор связан с
риском автоматизированной системы, которая помогает
выполнять операции. Новая система более рискованна, чем
старая, поскольку отсутствует историческая информация в
надежности ее использования. Трудности в использовании
системы также связаны со способом разработки
технологического процесса (онлайн-пакет), эффективностью
используемых технологий, количества и видов интерфейсов,
так как многие интерфейсы оказывают влияние на другие
системы и могут увеличить риск.
7. Давление, оказываемое для достижения целей (6% присущего
риска). Подразумевается давление, оказываемое на
руководство и коллектив компании для достижения
определенных целей. Реальная цель важна для ее дростижения.
Программа самооценки «Балтийского банка» (2004 год) бухгалтерский учет,
контроль и операции.
Банком разработана ежегодная программа самооценки на основе анкетирования.
Администрация использует свои средства управления и отвечает за их
эффективность и свою компетентность. Эффективный внутренний контроль
позволяет Балтийскому банку:
- достигнуть высоких
ресурсов;
- гарантировать надежность финансовой отчетности;
- гарантировать выполнение тех или иных действий по инструкции и в рамках
закона.
Прилагаемая анкета является инструментом, с помощью которого можно оценить
контроль в рамках банка. Анкета состоит из пяти разделов, соответствующих
внутреннему контролю.
Раздел 1. Среда контроля – это фундамент, на котором формируются другие
элементы внутреннего контроля, обеспечивающие дисциплину и слаженную
деятельность организации (честность, этика, компетентность, философия и
стиль управления, полномочия, обучение персонала и др.).
Раздел 2. Оценка риска – оценка внешних и внутренних рисков.
Раздел 3. Контролирующая деятельность (в анкете этот раздел отмечен пятым
пунктом) – контролирующая деятельность предполагает определенные правила и
действия, которые способствуют успешному осуществлению решений
руководства.
Раздел 4. Информация и коммуникации (в анкете этот раздел отмечен третьим
пунктом) – информация основа, выполнения обязанностей наилучшим образом.
Необходимость информации при составлении правильных отчетов, где содержится
операционная и финансовая информация, способствует контролю. Эффективный
обмен информацией, тоже должен осуществляться в более широком контексте,
затрагивая всю деятельность компании.
Раздел 5. Мониторинг (в анкете отмечен шестым пунктом). Имеется в виду
мониторинг систем внутреннего контроля. Это оценка эффективности
функционирования самой системы на протяжении заданного периода времени.
Мониторинг выполняется по мере выполнения той или иной деятельности. Рамки
и частота проверок и контроля зависят от оценки риска и эффективности
проводимого мониторинга. Отчет об ошибках во внутреннем контроле
направляется высшему руководству (совету директоров).
Подробная схема анкеты представлена в приложении 3. После заполнения анкет
каждым сотрудником составляется общий протокол самооценки рисков
подразделения (приложение 4).
Руководство банка, прежде всего пользуется возможностью
снижения операционного риска, при помощи различных программ страхования.
Страховой рынок трактует операционные риски кредитных учреждений весьма
широко, и выделяет, с точки зрения возможности управления, следующие две
группы рисков:
1. Традиционные риски (потеря активов, мошенничество, ответственность
перед третьими лицами и т.д.);
2. Развивающиеся риски (корпоративное управление, компьютерное
мошенничество, потеря репутации и т.д.).
В группу традиционных рисков попадают большинство рисков физического
ущерба, технологических и внутренних рисков. Для этих рисков уже имеются
страховые продукты, успешно применяемые в России. Страхование развивающихся
рисков, является достаточно новым для европейского рынка. В настоящее время
специалистами компании Марш в отношении развивающихся рисков разработаны
страховые продукты, которые предлагаются и на российском рынке. Эти
продукты позволяют компаниям изменить структуру развивающихся рисков (как
операционных, так и стратегических) за счет передачи части этих рисков
третьим сторонам. В то же время, именно по банковским операционным рискам
использование страховых инструментов может быть максимально эффективным и
позволяет банкам сократить возможные убытки, которые, даже, несмотря на
принимаемые меры безопасности, и существующие процедуры контроля, все-таки
могут произойти. [12]
В настоящий момент банк имеет следующие программы покрытия банковских
рисков, адаптированные для России, и успешно применяемые на практике
«Балтийского банка»:
. Страхование
перевозок и хранения
. Страхование
кредитных организаций от
. Страхование
электронных и компьютерных
. Страхование
профессиональной
. Страхование ответственности руководителей и должностных лиц;
. Программа комплексного
страхования кредитных
. Страхование
эмитентов и держателей
Предупреждение и контроль рисковых ситуаций позволяет
«Балтийскому банку» вовремя реагировать на угрожающие ситуации.
Предотвращать их, минимизировать, либо компенсировать. Мониторинг и
современные технологии учета операционных рисков позволяют идти в ногу со
временем, т.е. уметь изменяться раньше чем требует окружающая среда
воздействия.