Прибыль и её распределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить место и значение прибыли в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, рассмотреть состав, функции и особенности формирования прибыли в современных условиях.

Файлы: 1 файл

КР с сайта.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      В упрощенном виде прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть валовой, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения. Часть затрат предприятие осуществляет за счёт прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

      Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют общие издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. Общие издержки обращения по объёму больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть общей. Валовая прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения. Общая прибыль - это разность между валовым доходом и общими издержками (затратами предприятия, учитываемыми как в составе издержек обращения, так и относимыми на прибыль). Общая прибыль меньше валовой на величину затрат, не относимых на издержки обращения. Цель любого торгового предприятия - получение максимальной общей прибыли. Общая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

      Прибыль является одним из важнейших оценочных  показателей, характеризующим результат  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. В процессе анализа  результатов работы применяются  различные  значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся у предприятия); прибыль от внереализационной деятельности предприятия.

     Значение прибыли для предприятия заключается в следующем.

     Прибыль:

        источник финансовых ресурсов;

        источник образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и является фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;

        источник материального стимулирования трудового коллектива;

        источник образования имущества, капитала;

        источник трудовых и социальных льгот для работников предприятия;

        соотношение прибыли с другими показателями (издержками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволят определить эффективность использования ресурсов предприятия;

        прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия и характеризирует достижение эффекта в результате производственно-эксплуатационной деятельности.

      При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества  учитывается разница (превышение между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ [8, стр. 85]. При этом понятие “остаточная стоимость имущества” рассматривается применительно к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость - для прочего имущества. 

      В состав доходов (расходов) от внереализационной  деятельности включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров включая суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).

      Виды  прибыли:

      С точки зрения экономической теории выделяют нормальную, экономическую и бухгалтерскую прибыли.

      Нормальная  прибыль представляет собой минимальную необходимую прибыль для возмещения неучтенных издержек предпринимателя: затрат его труда, использования его личного имущества [19, стр. 155].

      Экономическая прибыль определяется путем вычета из валового дохода как внешних (явных), так и внутренних (неявных) издержек (включая нормальную прибыль). То есть экономическая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками, включающими в себя внешние и внутренние издержки [19, стр. 155].

      Под бухгалтерской прибылью понимают разницу между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками предприятия [19, стр. 155].

      

      Рис. 2.1. Схема формирования бухгалтерской, экономической и нормальной прибыли  предприятия.

      В практике планирования, учета и анализа  хозяйственной деятельности предприятия  рассчитывается бухгалтерская прибыль  предприятия. Она включает в себя систему прибылей:

o         общую – прибыль (убыток) до налогообложения ;

o         налогооблагаемую прибыль;

o         чистую прибыль.

      Общая прибыль предприятия ( прибыль до налогообложения) – это сумма  прибылей (убытков) предприятия, полученная как от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также от других видов деятельности до выплаты налогов.

      В зависимости от характера и условий  получения общая прибыль предприятия  подразделяется:

1.          прибыль от продаж;

2.          прибыль от операционной деятельности;

3.          прибыль от внереализационных операций.

      Прибыль от продаж рассчитывается в два этапа. Вначале из выручки от продаж продукции (работ, слуг) без учета косвенных налогов – НДС, акцизов, налогов с продаж, экспортных пошлин, и других – вычитается себестоимость проданной продукции (работ, услуг)  без периодических расходов (коммерческих и управленческих). В результате этого получается валовая прибыль от продаж. Затем после вычисления валовой прибыли от продаж коммерческих и управленческих расходов определяется величина прибыли от продаж. Она является основной составляющей общей прибыли предприятия. Н ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции.

      Второй  составляющей общей прибыли предприятия является результат от операционной деятельности.

      Поп = Доп −Роп,

      Где Доп – операционные доходы; Роп – операционные расходы.

      Результат от данной деятельности возникает в  связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и  прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и так далее в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

      Третья  составляющая прибыли – это результат  от внереализационных операций.

      Пвн = Двн − Рвн,

      Где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

      Данный  результат представляет собой разницу  между полученными и уплаченными  штрафами, пенями, неустойками, возмещением  убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.

      Сложив три выше перечисленных вида прибыли (убытка), получим прибыль (убыток) до налогообложения. Следует отметить, что если у предприятия в отчетном периоде возникли чрезвычайные доходы и расходы, то они должны быть учтены в составе прибыли (убытка) до налогообложения как прибыль (убыток) от чрезвычайных обстоятельств.

       Если  к прибыли (убытку) до налогообложения  прибавить отложенные налоговые активы и вычесть: отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и иные платежи, производимые за счет прибыли после налогообложения, то получим чистую прибыль, остающуюся в полном распоряжении предприятия.

       Помимо  всех вышесказанных определений  прибыли существует великое множество  других, сделанных ведущими экономистами всего мира. К примеру, профессор  Сиэтлского университета Пол Хейн (США) выдвинул следующее определение прибыли: “Прибыль - это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счёт доступных инвестиционных возможностей [18, стр. 72].  За рубежом очень часто в определении прибыли используется термин “инвестиции”. Так появилось понятие будущей прибыли, т.е. такой прибыли, которая будет получена в будущем вследствие внесения своевременных инвестиций, связанных, к примеру, с закупкой нового оборудования, машин, транспортных средств, с капитальными вложениями и т.д., что позволяет увеличить размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестирования могут служить как банковские кредиты, частные капиталы, так и средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства могут быть представлены как в виде прямых ссуд, так и в виде приобретаемых акций, либо   в виде  вложения средств с целью получения прибыли и т.д..

      Другое  определение прибыли было высказано  П.Р. Рубинфельдом: “Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.) [18, стр. 73]. Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам”. Здесь определение прибыли дано через предельные издержки.

      Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает под собой  задачу планирования прибыли на некоторый  срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний  день.

Прибыль выполняет ряд  функций:

1.          Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.

2.          Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

3.          Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.

4.          Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.

 
 
 

2.2. Факторы, влияющие  на прибыль

      Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает  под собой изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина  и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др.

      К внутренним факторам, влияющих на прибыль, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации) , а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота [25, стр. 179].

      Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

      1. Объем розничного товарооборота.

        При неизменной доли прибыли  в цене товара рост объема  продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.

      2. Товарная структура розничного товарооборота.

        Расширение ассортимента способствует  росту товарооборота. Повышение  в товарообороте товаров более  высокого качества, являющихся престижными,  позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.

      3. Организация товародвижения.

      Ускоренное  продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.

      4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров.

      Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

      5. Численность и состав работников.

      Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников.

      Влияние этого фактора можно оценить  через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.

      7. Производительность труда работников предприятия.

        Рост производительности труда  при прочих равных условиях  влечет за собой увеличении  массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.

      8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников.

      Чем выше оснащенность работников современным  торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.

      9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия.

      Предприятие, располагающее более современной  и развитой материально-технической  базой имеют предпосылки для  постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы  получаемой прибыли и повышение рентабельности.

      10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение.

      Размещение  торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и  рентабельность. Серьезное влияние  на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.

      11. Моральный и физический износ основных фондов,

      Этот  фактор является очень важным для  повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

      12. Фондоотдача.

Информация о работе Прибыль и её распределение