Понятие капитала и его составляющие. Сущность и принципы бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Значение капитала для организации трудно переоценить. Именно с составления капитала начинается образование любой организации. А формирование уставного капитала связано с целями создания организации и её организационно-правовой формы.
Таким образом, миссия организации неразрывно связана с её капиталом. Общие же принципы его образования являются основой деятельности хозяйствующего субъекта. Но кроме своего непосредственного значения для организации капитал имеет ещё одно немаловажное аналитическое значение для физических и юридических лиц, вступающих в какие-либо взаимоотношения с данной организацией.

Файлы: 1 файл

дфп.docx

— 81.68 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Вологде

 

 

Факультет Государственной службы и финансов

Специальность: Финансы и  кредит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Долгосрочная финансовая политика»

Тема:

  1. Понятие капитала и его составляющие.
  2. Сущность и принципы бюджетирования.

 

 

 

 

                                                        

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Хренова А.А.

 

 

Вологда,  2013 год

Понятие капитала и его составляющие 
Значение капитала для организации трудно переоценить. Именно с составления капитала начинается образование любой организации. А формирование уставного капитала связано с целями создания организации и её организационно-правовой формы.

Таким образом, миссия организации  неразрывно связана с её капиталом. Общие же принципы его образования являются основой деятельности хозяйствующего субъекта. Но кроме своего непосредственного значения для организации капитал имеет ещё одно немаловажное аналитическое значение для физических и юридических лиц, вступающих в какие-либо взаимоотношения с данной организацией. При анализе финансового состояния партнёра, например для предоставления кредитов или заключения крупных сделок, партнёры, в первую очередь, обращают внимание именно на размер уставного капитала организации для того, чтобы составить представление о масштабах организации, а также на размер резервного капитала, средства из которого будут задействованы для погашения возможных задолженностей. 
 
Учёт капитала – сложная составляющая бухгалтерского учёта, без знания которой невозможно ведение отчётности в организации. Именно поэтому целью данной работы является более детальное изучение как самого понятия капитала организации и его составляющих, так и методы ведения их учёта.

^

 

 

 

 

Понятие капитала

 
Каждая организация независимо от организационно-правовых форм собственности должно располагать экономическими ресурсами, т. е. капиталами, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.  
 
Первоначально капитал образуется у коммерческих организаций за счёт взносов учредителей, у государственных унитарных предприятий создаётся государством в минимальных для начала деятельности размерах. Затем капитал возрастает за счёт использования части собственной прибыли организаций и предприятий, путём приобретения ими дополнительного имущества и поступления из других источников. Но первоначальная минимальная величина капитала как гарантия исполнения обязательств перед кредиторами при любых обстоятельствах продолжает отражаться в бухгалтерском учёте и отчётности обособленно. 
 
В конечном итоге капитал коммерческой организации формируется из учредительного (уставного) капитала, т. е. взносов собственников, акционеров, членов товарищества, которые они осуществляют в денежной или имущественной форме, капитализированной прибыли самой организации, т. е. накоплений, использованных на создание нового имущества организации, оставшегося в её хозяйственном обороте, и безведомственного поступления материального имущества или денежных средств из государственных, общественных или частных источников в виде субсидий, пожертвований, целевого финансирования и передачи определённых объектов имущества в собственность организации. 
 
По характеру отражения в бухгалтерском учёте и отчётности следует отличать функционирующий, т. е. действующий, капитал, состав и структура которого приводится в активе баланса, от источников финансирования этого капитала, указываемых в пассиве баланса. 
 
Всё имущество организации (назовем его условно «функционирующий капитал») состоит из внеоборотных и оборотных активов (основных и оборотных средств). Исходя из длительности функционирования, имущество принято подразделять на основной (внеоборотные активы) и оборотный (оборотные активы) капитал (рис. 1). 
 
 
 
^ Рис. 1 Составляющие основного и оборотного капитала  
 
Внеоборотные активы включают стоимость основных средств, нематериальных активов, незавершённых капитальных вложений и долгосрочных финансовых инвестиций. Он предназначен для создания и развития материально-технической базы производственно-хозяйственной деятельности организации. 
^ Оборотные активы реализуют основную целевую задачу коммерции – получение прибыли. Они включают денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, средства в текущих расчётах и материальные оборотные средства. 
 
В совокупности основные и оборотные средства определяют стоимость имущества коммерческой организации. Собственные средства количественно приравниваются к собственному капиталу организации, заёмные средства включают ссуды, займы, авансы, кредиторскую задолженность (рис. 2). 
 
 
 
^ Рис. 2 Составляющие собственного и заёмного капитала  
 
Источником формирования собственных средств являются уставный, добавочный, резервный капитал, нераспределённая прибыль, использованная на инвестиции, целевые резервные фонды, безвозмездные поступления и правительственные субсидии.  
 
В настоящее время для характеристики той части собственного капитала, размер которой указывается в учредительных документах, используют понятия «уставный капитал», «складочный капитал» и «уставный фонд», «паевой фонд».  
^ Уставный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при её создании для обеспечения деятельности в размерах, определённых учредительными документами. 
 
^ Складочный капитал – совокупность вкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, внесённых в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности. 
 
Государственные и муниципальные унитарные организации вместо уставного или складочного капитала формируют в установленном порядкеуставный фонд, под которым понимают совокупность выделенных организации государством или муниципальными органами основных и оборотных средств. 
 
^ Паевой фонд – совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретённого и созданного в процессе деятельности.  
 
^ Добавочный капитал включает стоимость имущества, внесённого учредителями (акционерами) сверх зарегистрированной величины уставного капитала (эмиссионный доход), суммы, образующиеся в результате изменений стоимости имущества при его переоценке, другие поступления в собственный капитал организации. 
 
^ Резервный капитал – это часть собственного капитала, выделяемого из прибыли организации, для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством Российской Федерации и уставом организации. 
 
^ Нераспределённая прибыль – основной источник накопления имущества организации. Это часть валовой прибыли, оставшаяся после уплаты налога на прибыль в бюджет и отвлечения средств за счёт прибыли на другие цели. 
 
^ Специальные фонды образуются за счёт отчислений от прибыли, оставшейся в распоряжении организации в соответствие с учредительными документами и принятой учётной политикой. К ним, в частности, относятся фонды накопления, потребления и развития социальной сферы. 
 
^ Целевые фонды, субсидии и поступления образуются в результате специальных ассигнований из бюджета, внебюджетных фондов, других организаций и физических лиц. 
 
Имущество организации служит материальной и финансовой основой её деятельности. Его величина, состав и структура непосредственно влияют на все основные показатели коммерческой деятельности организации, в том числе на издержки производства и обращения, результаты хозяйствования, уровень ликвидности, на величину многих налогооблагаемых показателей, в первую очередь суммы налога на имущество. 
 
Имущество, включая вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, относится к объектам гражданских прав. Согласно действующему законодательству имущество юридического лица должно быть обособлено от имущества его учредителей. 
 
Конкретные формы реализации этих требований зависят от особенностей правового статуса хозяйствующих субъектов, определяющих специфику формирования уставного капитала тех или иных организаций. 
 
За счёт заёмных источников покрывается часть стоимости имущества организации, приобретённого в счёт обязательства вернуть поставщику или банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заёмных средств различают краткосрочные и долгосрочные заёмные средства. 
 
^ Долгосрочные заёмные средства – это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения которых наступает не раньше, чем через год. 
 
^ Краткосрочные заёмные обязательства – обязательства, срок погашения которых не превышает одного года. Среди этих средств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчётных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда, задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и основные принципы бюджетирования

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения на отечественных предприятиях неизбежно вызывают необходимость  стратегически ориентированные  программы развития в части финансового  планирования предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.

Среди встречающихся определений  следующая формулировка понятия  «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений».

В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной. 

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

планирования и принятия управленческих решений в компании;

оценки всех аспектов финансовой состоятельности  компании;

укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных  структурных подразделений интересам  компании в целом и собственникам  ее капитала.

Бюджетирование –мощнейший и незаменимый инструментуправления компанией.

Бюджетирование предполагает построение целостной системы,

позволяющей разрабатывать сбалансированные финансовые планы

и оперативно контролировать текущее  состояние компании.

Бюджетирование – информационная система управления, использующая финансовые инструменты, называемые бюджетами.

Бюджет – это информация о  планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах (из методических указаний

по управленческому учету Минэкономразвития  России).

В соответствии с определением Института  дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это

количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно

показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в

течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для  достижения данной цели.

Внешне, эти два определения  бюджета очень похожи. Однако, при  ближайшем рассмотрении, видно их кардинальное различие.

Первое определение рассматривает  бюджеты, как простую совокупность балансов. Второе определение рассматривает  систему

бюджетов как план, являющийся для  компании ориентиром, и в соответствии с которым выстраивается деятельности компании.

Очень важно не забывать об этом различии.

Бюджеты имеют бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета о прибылях и убытках или

бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартной формы, которая  должна соблюдаться. Его структура  зависит от того, что

является предметом бюджета, каков  размер организации и степень  интеграции процесса составления бюджета  в финансовую

структуру предприятия, какова квалификация и опыт разработчиков.

Сущность бюджетирования состоит  в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации и

ее подразделений, исходя из целей  предприятия, контроле за выполнением и корректирующем воздействии для реализации этих

планов. При рассмотрении бюджетирования как процесса, можно выделить три  его основных элемента:

–Организационное обеспечение (вопросы  внутрифирменной организации подразделений, служб и лиц, которые несут

ответственность за обеспечение и  поддержание процесса бюджетирования);

–Процесс бюджетирования (планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.; при  этом, с

помощью разработанных регламентов  контролируется выполнение всех процедур);

– Технология бюджетирования (формирование и консолидация бюджетов);

Основные принципы бюджетного планирования:

– Унификация всех бюджетных форм, периодов и процедур разработки для  компании и подразделений;

– Совместимость бюджетных форм с установленными формами государственной  отчетности;

– Совместимость вспомогательных  бюджетных документов с основными  бюджетными формами;

– Стабильность и неизменность процедур бюджетирования;

– Заблаговременная формулировкафинансовых целей;

–Непрерывность процедуры составления  бюджетов (регулярный пересмотр);

– Разделение накладных расходов между подразделениями и компанией  по единой формуле;

–Детальный учет наиболее важных статей расхода;

Бюджетирование - сложная система включающая:

· совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей  отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего  предприятия;

· управленческие воздействия на центр  финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные  на минимизацию отклонений от бюджета  с учетом изменений внешней среды;

· отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации.

Цель первого  этапа (формирование финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия. В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин не выполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Целями бюджетирования являются:

· осуществление периодичного планирования;

· обеспечение координации, кооперации, коммуникации;

· требование к менеджерам количественно  обосновать их планы;

· обеспечение осведомленности  по затратам;

· создание системы оценки и контроля исполнения;

· мотивация сотрудников путем  ориентации на достижение цели;

· исполнение требований законов и  договоров.

Подробно рассмотрим функции бюджетирования.

Планирование. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период.

Координация и связь. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.

Стимулирование. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может:

Информация о работе Понятие капитала и его составляющие. Сущность и принципы бюджетирования