Понятие и структура финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
I. Финансовая система и ее структура:
1.1. Понятие, сущность финансов и финансовой системы……………………...5
1.2. Структура финансовой системы РФ…………………………………………10
II. Основные направления развития финансовой системы
2.1. Основные закономерности развития финансовой системы России………..15
2.2. Финансовые связи государства и предприятий………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………………..30
Приложения………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

понятие и структура.docx

— 68.52 Кб (Скачать)

    С помощью финансовой системы воспроизводятся  все процессы  по перераспределению  общественного продукта и национального  дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

    Основными принципами построения финансовой системы  государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики  и состоит в сосредоточении в  руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование  преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип  фискального федерализма означает распределение функций между  отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные  отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет.

          Мероприятия государства  по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию  составляют финансовую политику. Она  включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования  государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью  различных инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

          Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулировании  национальной экономике через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению  и т.д.6 
 

1.2. Структура финансовой системы РФ 

    В финансовую систему включаются все  финансовые учреждения страны, обслуживающие  денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы: общегосударственные финансы; финансы предприятий и организаций.

    Финансовая  система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны). Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.7

    Звенья  первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. Структура  финансовой системы, сложившейся в  Российской Федерации, и система  государственных финансовых органов  представлены в таблице 1. (см.Приложение).

    Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено  особенностями функционирования каждого  звена, различиями в методах распределения  и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью  в финансовой системе.

    Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные  внебюджетные целевые фонды, государственный  кредит, государственный фонд страхования.

    Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.

    Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

    Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

    Наряду  с государственными внебюджетными  фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении  экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.8

    Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

    Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

    Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета. Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.

    Финансы предприятий являются не просто одним  из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая  в ней определяющее положение. В  этом звене финансовой системы формируются  финансовые потоки, создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую  и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности  финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.9

    Однако  не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого  расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования  полученной прибыли.

    Основой организации финансов предприятий  всех форм собственности является наличие  финансовых ресурсов в размерах, необходимых  для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий  составляют основу микроэкономики. Здесь  формируется преобладающая часть  финансовых ресурсов. От состояния  финансов предприятий во многом зависит  общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной  оценкой материальных, трудовых и  финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий  играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

    Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

    Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена  кругооборотом товарных ресурсов и  денежных средств в процессе общественного  воспроизводства. У их владельцев в  ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий  возникает потребность в привлечении  денежных средств. Это и создает  реальную основу для возникновения  кредитных отношений.

    Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным  образом, банки и иные кредитные  организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.10

    Мобилизацию денежных средств и их трансформацию  в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших  подразделений финансовой системы  государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:

  • первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
  • второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

    Таким образом, в сфере финансов предприятий  выделяют следующие звенья финансовой системы:

  • финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
  • финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
  • финансы государственных и муниципальных предприятий;
  • финансы общественных организаций (объединений).

 

    2.Основные  направления развития  
финансовой системы
 

    2.1. Основные закономерности  развития финансовой  системы России

 

    Состояние государственных финансов определяется, прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.

    Достаточно  талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела, прежде всего, от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.

    Довольно  быстрое развитие России в  XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаемному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.

    Политические  и социально-экономические реформы  сопровождались изменениями в организации  финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы  обеспечивало претворение  в жизнь  политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места  в мировой экономике. Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

    Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов  в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платежеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряженности. Более легким путем сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путем шла и Россия в XIX-XX веках.

      Последствия чрезмерной эмиссии  – расстройство денежного обращения  и как следствие: нарушение  денежных отношений во всех  сферах и, особенно, в бюджетных  отношениях. Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведет к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы. Расстройство денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.

Информация о работе Понятие и структура финансовой системы