Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:13, реферат
Одним из основополагающих мотивов слияния и поглощения является реструктуризация предприятий с целью повышения их экономической эффективности. Так, котировки акций двух британских фармацевтических гигантов - Glaxo Wellcome и SmithKlineBeecham (SKB), объявивших о предстоящем слиянии в конце января 1998 выросли на 20 -27%, при этом новая компания окажется второй в мире по капитализированной стоимости, уступив только General Electric. Другой пример - слияние банков, занимающих вторую и третью строчки среди швейцарских банков - Union Bank of Switzerland (UBS) и Swiss Bank Corp. (SBC).
Введение
1. Понятия и классификация основных типов слияния и поглощения компаний
2. Основные мотивы слияния и поглощений компаний
3. Последствия интеграций компаний
4. Причины неудач
5. Особенности и проблемы слияния, поглощения и присоединения предприятий
Заключение
Список литературы
Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа “вразброс”). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность “дешево купить и дорого продать”. Нередко ликвидационная стоимость компании выше ее текущей рыночной стоимости. В этом случае фирма, даже при условии приобретения ее по цене несколько выше текущей рыночной стоимости, в дальнейшем может быть продана “вразброс”, по частям, с получением продавцом значительного дохода .
Мотив защиты от поглощения. Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для некоторых, в том числе российских, компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов. В качестве последней попытки защититься от поглощения некоторые фирмы прибегают к объединению с «дружественной компанией», которую обычно называют «белым рыцарем»
Личные мотивы менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании. Безусловно, что деловые решения относительно слияния и поглощения компаний основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами корпорации.
Естественно, список изложенных в данной статье мотивов не является закрытым. Они во многом определяются спецификой сливающихся компаний, поэтому необходимо проводить анализ возможных выгод в каждом конкретном случае.
3. Последствия слияния и поглощения компаний
Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы. По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.
10 крупнейших сделок слияний и поглощений в мире за 2009 год
(суммы в млрд.долл.сша):
1. Pfizer приобрел Wyeth за $64.5
2. Merck приобрел Schering-Plough за $46
3. MTN приобрел Bharti за $23
4. Lloyd's Banking Group приобрел HM Treasury за $22.3
5. Royal Bank of Scotland HM Treasury за $18.6
6. Petro-Canada приобрел Suncor Energy за $18.2
7. Liberty Entertainment приобрел DirecTV за $14.5
8. Endesa приобрел Enel за $14.2
9. Essent приобрел RWE AG за $12.4
10. Nuon приобрел Vattenfall за $10.9
Как видно из
данных таблицы ни одна российская компания
и сделка с ее участием, не вошла в топ лист
крупнейших сделок в мире. В первом полугодии
2007 года по данным Dealogic Россия названа самой
крупной по объему слияний и поглощений.
Этот рынок оценивается в $58,8 миллиарда.
При этом в рейтинг не вошла ни одна российская
компания. Отдельно стоит отметить, что
2 высшие строчки рейтинга заняли фармацевтические
компании, перевалив в общей сумме за 100 млрд.
долларов. Это объясняется прежде всего
тем, что рынок лекарств наименее пострадал
из-за финансового кризиса и сумел сохранить
стабильные денежные потоки необходимые
для наступления на фронте M&A. Второе
место заняли представители топливно-
Интенсивное
развитие рынка слияний и поглощений способствует
развитию предприятий малого и среднего
бизнеса с предоставлением им возможности
для дальнейшего роста. Инвесторы рассматривают
их как выход на новые рынки, создание
предпосылок для диверсификации существующего
портфеля продукции и услуг и достижение
компанией качественно нового уровня.
Интенсивная конкуренция между основными
игроками (например, в потребительском
секторе и розничной торговле), ограниченные
возможности дальнейшего роста в центральных
регионах (сектор телекоммуникаций), необходимость
развития филиальной сети (сектор финансовых
услуг) и значительный потенциал региональных
рынков будут способствовать активизации
сделок по слиянию и поглощению в регионах.
Можно ожидать, что вскоре и в нашем регионе
во многих привлекательных секторах пройдет
волна покупок средних игроков. Очевидно,
что высокая степень
В настоящее время одними
из наиболее часто указываемых экспертами
причин неудачных слияний и поглощений
являются неверная оценка поглощающей
компанией привлекательности
Итак, неутешительные данные по эффективности слияний и поглощений заставляют многочисленных ученых и управленцев искать причины неудач и возможные пути их преодоления. Действительно, если поглощения не приносят ничего поглощающей фирме, почему поглощения все продолжаются? Часть причин кроется в ошибочных финансовых расчетах и рыночных оценках или в неверном стратегическом выборе партнера для слияния или поглощения. Другая же часть неудач объясняется, по мнению аналитиков, недочетами самого процесса проведения интеграции, и недостаточным вниманием к проблемам, возникающим с человеческими ресурсами объединяющихся организаций.
Можно выделить два основных уровня интеграционных проблем, связанных с персоналом компании – личностный и групповой. Первый связан с индивидуальным восприятием происходящих изменений каждым работником, его опасениями за сохранность рабочего места, возможности карьерного роста, увеличение нагрузки, и т.д.
Второй уровень связан с определенной организационной культурой, существующей в любой компании, и формирующей сознание некой групповой общности и целостности. Главной причиной неудачных слияний и поглощений являются проблемы кадровой интеграции. Слияние компаний может стать причиной увольнения значительного количества сотрудников, что иногда негативно влияет на имидж компании.
Как правило,
такая проблема чаще возникает у крупных компаний.
В Самаре тема формирования персонала при слиянии
компаний в настоящее время особенно актуальна.
При покупке американской компанией «ALCOA» Самарского
металлургического завода западной компании
необходим молодой высококвалифицированный
персонал, тогда как компания «Самарский
металлургический завод» не могла предоставить
такой персонал в полном объеме, поэтому
компанию жала большая работа по обновлению
персонала предприятия. Во время смены персонала у
Среди других проблем, возникающих в течение интеграционного процесса, выделим следующие:
Основными причинами неудач в процессах слияния и не достижения поставленных целей являются: чрезмерный оптимизм в отношении выручки, сроков продажи активов, запуска производственных процессов, стратегическая неопределенность, недооценка кризисных явлений, неготовность менеджмента к изменениям.
Самая распространенная причина неудачного исхода состоит в том, что, заплатив сверхвысокую премию, поглощающие компании не могут в достаточной мере повысить эффективность, воспользоваться преимуществами от совместной деятельности.
Плохо проведенная интеграция, как во время, так и после поглощения, может очень дорого обойтись. Вместо того, чтобы стать источником отдачи, неверный выбор стратегии развития может разрушить отношения с поставщиками и потребителями и в конечном счете нанести ущерб стоимости бизнеса.
Для предотвращения
проблем или снижения их остроты необходимо:
• быстро и мирно решить, кто главный и
кто за что отвечает;
• быстро включить в процесс интеграции
весь персонал, донести до него видение
новой, улучшенной организации, вовлечь
его в разработку новой стратегии;
• наладить всестороннюю информационную
поддержку интеграционного процесса (помимо
заявлений высшего руководства, необходима
постоянная информационная поддержка
непосредственными руководителями);
• данные действия должны проводиться
не разово, а на постоянной основе.
5. Особенности и проблемы слияния, поглощения и присоединения
предприятий
Отличительной
чертой российского рынка по-прежнему
остаётся исключительная закрытость процессов
слияний и поглощений компаний. Информационное
сопровождение сделок по приобретению
бизнеса либо отсутствует полностью, либо
осуществляется путем размещения заказных
публикаций в СМИ. Это, в свою очередь,
нередко приводит к своеобразной дуэли
заинтересованных сторон в mass-media.
Далеко не всегда информация о сделках
по слиянию и дружественному поглощению,
а тем более поглощению враждебному, публична
и доступна. В качестве примера приведем
информационное сопровождение сделок
по поглощению компаний в Восточной Европе
в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Представляется,
что примеры из восточноевропейской практики
вполне применимы к российской действительности.
С одной стороны, эти страны по уровню
либерализации экономики и уровню информационной
культуры опережают Россию на несколько
лет. С другой – Россия и указанные страны
обладают сопоставимыми объемами рынка
слияний и поглощений: объем восточноевропейских
слияний составляет приблизительно 5-10
млрд. долларов, из которых примерно 2 млрд.
приходится на долю России. LNM Group в Румынии и
Чехии. The LNM Group, транснациональная корпорация индийского