Планирование себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении формирования и планирования затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач: 1.Рассмотреть основные моменты планирования себестоимости производства и реализации продукции предприятия;
2.Дать характеристику источникам финансирования затрат на производство и реализацию продукции;
3.Охарактеризовать финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции……………………………………………………………………….....3
1.1. Экономическое содержание затрат и расходов предприятия……………..3
1.2. Роль себестоимости продукции в формировании финансового результата деятельности предприятия…………………..…………………………………....9
1.3. Планирование себестоимости производства продукции.………...............10
Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции……………………………………………………………………..…14
2.1. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования…….14
2.2. Источники формирования воспроизводства основных средств…………18
2.3. Источники формирования оборотного капитала…………………………22
Глава 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции………………………………………………………………………...25
3.1. Резервы снижения себестоимости продукции.………………………..…..25
3.2. Контроль снижения себестоимости продукции……………………….….27
Заключение……………………………………………………………….……....33
Список литературы……………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

контролька готовая.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

Затраты на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости.

Себестоимость продукции2 — это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Она включать в себя все расходы, которые непосредственно связаны с производством той или иной продукции. Себестоимость продукции формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

Себестоимость продукции – один из основных экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность организации. Он отражает не только все стороны этой деятельности, но и эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и, соответственно, на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сумма налога, уплачиваемого организацией в бюджет. Поэтому государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше ее конкурентоспособность, ощутимее экономический эффект от продажи продукции.

Себестоимость продукции служит базой для ценообразования и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции - необходимое условие повышения экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего  субъекта.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.

Под себестоимостью работ предприятия понимаются затраты на их производство и сдачу заказчику.

Управление затратами на производство продукции наряду с учетом включает планирование, контроль и анализ затрат и себестоимости.

Планирование себестоимости работ любых предприятий является составной частью плана производственно-финансовой деятельности организаций, разрабатываемого ею самостоятельно на основе договоров с заказчиками, а также договоров, заключенных с поставщиками материально-технических ресурсов.

В процессе планирования себестоимости продукции определяются материальные, трудовые и денежные затраты, которые должны быть осуществлены в процессе производства и сбыта продукции, себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость объектов производства.

Особое значение в планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции имеет группировка расходов по экономическим элементам и калькуляционным статьям расходов. Она позволяет определить плановые и фактические расходы на производство и реализацию, плановую и фактическую себестоимость товарной продукции и отдельных видов изделий.

1.3. Планирование  себестоимости производства продукции.

План по себестоимости продукции является одним и важнейших разделов плана экономического и социального развития. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и извелечение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплении увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

смете затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам);

– себестоимость товарной и реализованной продукции;

– плановые калькуляции;

– расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Плановая калькуляция представляет собой задание по себестоимости отдельных изделий, работ и услуг. Она определяется путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе норм затрат труда, материалов топлива, энергии, использования оборудования с учетом технических мероприятий по снижению себестоимости продукции, а также режима экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства.

Прямой метод планирования затрат состоит в расчете калькуляции единицы продукции на основе предварительно составленных смет комплексных расходов. Себестоимость отдельных изделий или группы однородных изделий и их планируемого выпуска определяется на основе плановых калькуляций. Однако применение такого метода не создает условий для действенного контроля за снижением издержек производства, выявления путей снижения себестоимость продукции, повышения рентабельности производства.

Затраты на рубль товарной продукции (Зmn) – обобщающий показатель, используемый при анализе снижения себестоимости и позволяющий характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции. Показатель универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется путем деления полной себестоимости товарной продукции на ее стоимость в отпускных ценах без акцизов, налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов, включаемых в цены.

В процессе оценки данного показателя следует изучить динамику затрат на рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения.

На следующем этапе анализа следует оценить выполнение плана влияние факторов на изменение уровня данного показателя. Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции может быть рассчитано способом цепной подстановки.

Наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планирования себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база конкретного предприятия.

Аналитический метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам дополняет нормативный, так как позволяет учесть факторы, влияющие на себестоимости продукции в плановом периоде:

– технические (внедрение новой техники и технологии);

– организационные (совершенствование организации производства и труда);

– изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

– уровень инфляции;

– специфические факторы, зависящие от особенностей производства.

Алгоритм аналитического метода планирования затрат.

1. Определяется расчетная  себестоимость товарной продукции  планируемого периода (с учетом  индекса роста товарной продукции):

Сmnp =Сmn0* I ТП , где I ТП = ТП1 / ТП0 – индекс роста товарной продукции в планируемом периоде по сравнению с базовым.

2. Рассчитывается снижение  себестоимости товарной продукции  по статьям затрат в планируемом  периоде под действием конкретных  факторов. При расчете учитывается  удельный вес статьи в себестоимости  базового периода.

3. Рассчитывается суммарное  изменение себестоимости товарной  продукции Cобщ. под воздействием учтенных факторов: n

Cобщ. = ? Сi ,

i1

где Сi - изменение себестоимости за счет i-й статьи затрат, в долях ед.

4. Рассчитывается плановая  себестоимость товарной продукции  с учетом изменений под воздействием  учтенных факторов:

Сmnp= Сmnp * Cобщ. + Сmnp

 

Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции.

2.1. Финансовые  ресурсы предприятия и источники  их формирования.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия приведен на рис.1.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов, однако, сумму собственного капитала они не увеличивают, а лишь остаются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемое им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).

В число прочих источников входит бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

Рис.1Источники формирования собственных финансовых ресурсов

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствие темпам развития предприятия.

На первом этапе анализа изучается общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования a собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель «коэффициент самофинансирования предприятия». Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми ресурсами.

Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

Информация о работе Планирование себестоимости