Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 21:39, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение и анализ планирования и прогнозирования государственных и муниципальных финансов. Задачи:
- рассмотреть понятие государственных финансов .
- раскрытие функций финансов .
- рассмотреть планирование и прогнозирование финансов на уровне государства и его субъектов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования государственных и муниципальных финансов
1.1 Содержание государственных и муниципальных финансов
1.2 Функции государственных и муниципальных финансов
1.3 Планирование на уровне государства и его субъектов
Глава 2 Анализ планирования и прогнозирования государственных и муниципальных финансов
2.1 Основные параметры бюджетной системы
2.2 Источники финансирования дефицита федерального бюджета
2.3 Динамика государственного долга.
Заключение
Список литературы
Прогнозирование представляет собой инструмент научного предвидения, вариантного анализа с применением экономических моделей, с определенной степенью вероятности описывающих динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. В ходе планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Прогнозирование предполагает разработку и составление прогнозов, научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы, хозяйствующих субъектов и характеризующих это состояние показателей.
Финансовое прогнозирование широко используется на централизованном и децентрализованном уровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа.
Расчеты в процессе финансового прогнозирования проводятся с использованием:
-методов математического моделирования;
-методов построения трендов и составления сценариев;
-стохастических методов;
-методов эконометрического прогнозирования;
-экспертных оценок.
Бюджетное прогнозирование — это исследование конкретных перспектив развития бюджета в будущем, т.е. это научно обоснованное предположение о будущем состоянии бюджета. Так, предусмотрено, что проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года на основе прогноза социально-экономического развития РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Глава 2 Анализ планирования и прогнозирования государственных и муниципальных финансов
2.1 Основные параметры бюджетной системы
Основные параметры бюджетной системы, консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета.
Динамика снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 17,4 % в 2010 году до 16,8 % в 2013 году обусловлена уменьшением объемов нефтегазовых доходов, что свидетельствует как о сохранении зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, так и о необходимости реализации системных и последовательных мер, направленных на диверсификацию и развитие доходного потенциала федерального бюджета.
В 2011 году более двух третей расходов федерального бюджета предполагается осуществить по разделам «Социальная политика» (5,8 % ВВП), «Национальная экономика» (3,5 % ВВП), «Национальная оборона» (3 % ВВП), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (2,4 % ВВП).
Расходы на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов увеличатся с 2 432,8 млрд. рублей в 2011 году до 2 899,7 млрд. рублей в 2013 году, в том числе на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - с 875,9 млрд. рублей, до 1 084,4 млрд. рублей, что свидетельствует о возрастающей зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета.
Проект федерального бюджета на 2011 – 2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 5,3 % ВВП в 2010 году до 2,9 % ВВП в 2013 году.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются выпуск государственных ценных бумаг для размещения на внутреннем рынке и средства от приватизации. В 2011 году также предусматривается использовать все средства Резервного фонда. При этом около трети вновь привлекаемых средств предусматривается направить на погашение имеющейся задолженности.
Государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП. Доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79 %.
Расходы федерального бюджета по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» увеличатся с 280,3 млрд. рублей в 2010 году до 600,7 млрд. рублей в 2013 году, или более чем в 2 раза. Объем указанных расходов значительно превысит расходы на образование, здравоохранение, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера, а также по другим важнейшим бюджетным расходам.
Основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:
-риски снижения мировых цен на нефть и другие товары традиционного российского экспорта ниже прогнозируемых параметров, а также риски укрепления курса рубля к доллару США и евро, что может повлечь снижение доходов федерального бюджета;
-риски необеспечения поступлений средств от приватизации в запланированных объемах для финансирования дефицита федерального бюджета; риски повышения уровня инфляции, что повлечет сокращение бюджетных расходов в реальном выражении.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой, анализ проекта федерального бюджета, а также сравнительный анализ бюджетов стран «семерки», БРИК, СНГ позволяют сделать вывод о том, что в 2011 – 2013 годах существенных резервов сокращения бюджетных расходов практически нет. В то же время существуют значительные резервы и необходимость повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств, развития доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению Счетной палаты, назрела острая необходимость наряду с реализацией Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года в подготовке и реализации специальной программы Правительства Российской Федерации по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект в целом основан на Бюджетном послании. Однако до настоящего времени не разработана программа долгосрочного развития пенсионной системы, что не соответствует положениям Бюджетного послания. Не введены правила оценки объема действующих расходных обязательств и порядок принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не предусмотрена ответственность за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Не внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях создания правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа.
Не созданы правовые основы формирования и устойчивого финансового обеспечения содержания и развития системы дорожных фондов.
Законопроект в целом основан на Бюджетном послании. Однако до настоящего времени не разработана программа долгосрочного развития пенсионной системы, что не соответствует положениям Бюджетного послания. Не введены правила оценки объема действующих расходных обязательств и порядок принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не предусмотрена ответственность за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Законопроект сформирован в основном в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации, отдельные нормы четырех статей законопроекта не относятся к сфере ведения федерального закона о федеральном бюджете.
Формирование федерального бюджета на 2011 – 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и законопроекта позволяет сделать вывод о том, что разработанный проект федерального бюджета в целом соответствует основным положениям Бюджетного послания.
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации[12] .
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 – 2013 годы характеризуется снижением доходов с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.
2.2
Источники финансирования
По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,7 процентного пункта, в 2012 году – на 3,1 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно. При этом дефицит бюджетной системы в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году – 3,1 % ВВП, в 2013 году – 2,9 % ВВП.
Таблица 2
Источники финансирования дефицита федерального бюджета[9] .
Наименование |
(уточн. оценка) |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рубл |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Источники финансирования дефицита, в том числе: |
2 371,9 |
5,3 |
1 814,0 |
3,6 |
1 734,4 |
3,1 |
1 795,7 |
2,9 |
Резервный фонд |
1 419,3 |
3,2 |
284,4 |
0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фонд национального благосостояния |
2,5* |
0,0 |
5,0* |
0,0 |
7,5* |
0,0 |
10,0* |
0,0 |
Иные источники финансирования федерального бюджета |
950,1 |
2,1 |
1 524,6 |
3,0 |
1 726,9 |
3,1 |
1 785,7 |
2,9 |
При этом планируется привлечение значительного объема финансовых ресурсов с внутреннего финансового рынка: в 2011 году – 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году – 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Объем планируемых заимствований на 2011 – 2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга он превысит в 2013 году фактические объемы размещения облигаций федерального займа 2009 года (515,9 млрд. рублей) более чем в 4 раза.
Как отмечено в Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, размещения в крупных объемах на внутреннем рынке пока возможны только на короткие сроки (3 – 5, максимум 10 лет), а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.
Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», которым предусматривается сокращение объема привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг в 2010 году с 1 210,0 млрд. рублей до 1 074,3 млрд. рублей, при этом, по данным Минфина России, по состоянию на 9 сентября 2010 года фактически привлечено 414,8 млрд. рублей (38,6 % уточненного объема на 2010 год).
В 2011 – 2013 годах предусматривается размещение на внутреннем рынке базовых выпусков государственных ценных бумаг сравнительно крупных объемов со сроками обращения от 1 до 5 лет и 10 лет. Планируемая доходность в 2011 году по краткосрочным инструментам составит до 4,5 – 5,5 %, по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 6 – 7,5 % и до 8 – 8,5 % соответственно. При достижении планируемой доходности предусматривается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций.
Таблица 3
Объем государственных заимствований [9].
Показатель |
Прогноз | |||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Привлечение денежных средств на внутреннем финансовом рынке (сальдовое значение) |
1 340,8 |
1 504,4 |
1 485,3 | |
Привлечение денежных средств на внутреннем финансовом рынке |
1 709,9 |
2 023,3 |
2 101,9 | |
Погашение задолженности (по внутренним заимствованиям) |
- 369,1 |
- 518,9 |
- 616,6 | |
Привлечение денежных средств на внешнем финансовом рынке (сальдовое значение) |
137,5 |
174,4 |
176,1 | |
Привлечение денежных средств на внешнем финансовом рынке |
213,5 |
214,9 |
217,0 | |
Погашение задолженности (по внешним заимствованиям) |
-76,0 |
-40,5 |
-40,9 |
Информация о работе Планирование и прогнозирование государственных и муниципальных финансов