Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:11, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в контексте пенсионной реформы.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
· Познакомиться с историческими особенностями деятельности ПФР.
· Рассмотреть сущность, роль и основные задачи ПФР
· Охарактеризовать назначение денежных средств ПФР.
· Рассмотреть перспективу развития пенсионного фонда в российской экономике.
· Рассмотреть направления использования средств ПФР
Введение………………………………………………………………………3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его назначение и роль в социальном развитии общества………………………………………….4
2. Источники формирования Пенсионного Фонда Российской Федерации..9
3. Характеристика основных направлений использования Пенсионного Фонда Российской Федерации……..……………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………19
Рецензия ………………………………………………………………………………………
· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
· страховые
взносы в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют
налоговую природу, тарифы взносов
устанавливаются государством и являются
обязательными;
· расходование
средств из фонда осуществляется
по распоряжению Правительства или
специально уполномоченного органа
(Правление фонда).
· денежные ресурсы
фонда находятся в
Руководство Пенсионного
фонда России осуществляет Правление
и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, отделения в национально
- государственных и административно-
Современная отечественная система социальной защиты населения совершенно не решает стоящие перед ней задачи: граждане России, сталкиваясь в своей жизни с теми объективными событиями, преодолеть влияние которых должны социальные выплаты пенсионерам, инвалидам, матерям, бесплатная медицинская помощь, не получают должной государственной материальной поддержки. Можно выделять много проблем, обусловивших такой низкий размер выплачиваемых пенсии, пособии и низкое качество бесплатной медицины, выливающихся в негативное отношение россиян к отечественной системе социального страхования.
Основные недостатки российской системы социального страхования следует искать в неэффективной системе формирования доходов внебюджетных фондов, являющихся материальной базой социального страхования (важнейшая социальная проблема - низкий размер пенсий и пособий, вытекает из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько средств, сколько удалось собрать). Среди причин, препятствующих полноте формирования доходов российской социальной системы, главной является низкая налоговая культура россиян, большинство из которых стремится уклониться от уплаты обязательных платежей.
И все-таки главная
проблема всех российских налогов, в
том числе и единого
В результате сложился
достаточно ущербный механизм формирования
доходов системы социального
страхования России, в соответствии
с которым основным плательщиком обязательных
платежей являются работодатели, которые
совершенно не заинтересованы в полноте
их уплаты, так как получателями материальной
выгоды по социальному страхованию являются
наемные работники.
Средства
ПФ России формируются
за счёт:
· страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии;
· суммы Единого Социального налога, поступающего из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
· страховых взносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии;
· страховых взносов в виде фиксированного платежа;
· мобилизации просроченной задолженности;
· средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ в соответствии с законом РФ
· средств из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности для обеспечения выплаты дополнительных ежемесячных, пожизненных материальных обеспечений работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
· доходов от инвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;
· добровольных взносов юридических и физических лиц;
· средств, взыскиваемых
с работодателей, в результате предъявления
регрессивных требований (пений, финансовых
санкций).
Согласно ст.6 ФЗ
от 15.12.2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном
страховании в РФ» страхователи делятся
на две категории:
· индивидуальные предприниматели (в т.ч., частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).
· лица, производящие
выплаты физическим лицам (организации,
индивидуальные предприниматели, физические
лица); Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №
51. Ст. 4832.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению -- ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды:
· пенсия по старости;
· пенсия по инвалидности;
· пенсия за выслугу лет;
· социальная пенсия.
Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
Назначение накопительной части трудовой пенсии в отличие от страховой состоит в том, что эти пенсионные накопления будут направлены на приращение первоначальной стоимости, в связи с чем в дальнейшем ее размер будет расти.
Исходя из этого,
видно, что искоренить существующие
проблемы недостаточного уровня формирования
доходов отечественных внебюджетных фондов
(выливающиеся в то, что их легальная доходная
база составляет только 1/3 ее реального
размера), которые складываются при потворстве
наемных работников своим работодателям
в уклонении от уплаты обязательных платежей,
невозможно до тех пор, пока платежи на
социальное страхование так и будут производиться
в виде единого социального налога в качестве
дополнительного налогового бремени предприятия,
что совершенно не соответствует природе
данной экономической категории. Правомерно
включать в налоговое бремя предприятия
налоговые платежи, которые идут через
механизмы социального обеспечения на
материальную поддержку слабо защищенных
слоев населения, неспособных самостоятельно
обеспечить свое существование (прежде
всего, неработающих лиц). Но когда речь
идет о механизме социального страхования,
призванном само обеспечить трудящихся
граждан от материального ущерба, сопровождающего
реализацию социальных рисков, ни о каких
государственных финансовых источниках,
формируемых налоговой системой, не должно
идти речи. Пока сами граждане страны не
оценят свою финансовую ответственность
перед собой в области социального страхования,
и не увидят, что только исходя из уплаченной
ими суммы взносов они будут получать
социальные выплаты, до тех пор, они,, с
одной стороны, будут способствовать своим
работодателям снижать налоговое бремя
за счет уклонения от уплаты платежей
на социальное страхование, с другой -требовать
от государства предоставить им достойные
социальные выплаты, так как государство
имеет специальный налоговый источник,
предназначенный на эти цели, и, соответственно,
обязательства перед населением по осуществлению
данных выплат. А создать действительно
сознательное общество можно только в
том случае, если доходы системы социального
страхования будут формироваться не на
налоговых, а на страховых принципах.
Региональные
отделения ПФР в соответствии
со своей компетенцией обеспечивают
аккумуляцию налоговых поступлений и
страховых взносов, а также финансирование
всех видов пенсий. Кроме того, согласно
Указу Президента РФ «О мерах по совершенствованию
управления государственным обеспечением
в Российской Федерации» от 27 сентября
2000 г. № 1709 и новому пенсионному законодательству,
начиная с 2001 г. к их функциям добавились
выполняемые ранее органами социальной
защиты населения по назначению (перерасчету)
и выплате пенсий. Указ Президента РФ «О
мерах по совершенствованию управления
государственным обеспечением в Российской
Федерации» от 27 сентября 2000 г. № 1709.
Направления
использования средств
бюджета ПФР:
· выплаты пенсий
(по старости, инвалидности, по случаю
потери кормильца, за выслугу лет, пенсии
военнослужащим);
· дополнительное
пожизненное ежемесячное материальное
обеспечение Героям СССР, России и полным
кавалерам Ордена Славы - участникам ВОВ
1941-45 гг.;
· финансирование
прочих осязательных расходов бюджета
осязательного пенсионного
· расходы на выплату 2-ой пенсии участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией и в войну с Японией.
· социальные пенсии;
· пенсионное обеспечение
граждан, пострадавшим в следствии
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
· компенсационные
выплаты неработающим трудоспособным
гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами;
· соц. пособия
на погребение и оказание услуг по
погребению согласно гарантированному
перечню этих услуг;
· расходы на
выплату пенсии в части, определяемой
включением в страховой стаж иных периодов;
· расходы на
выплату пенсий гражданам - получателям
пенсии за счёт средств федерального
бюджета, выехавшим на постоянное место
жительства за границу;
· расходы на
доставку и пересылку пенсий и пособий;
· выплаты досрочных
пенсий безработным гражданам за
счёт средств федерального бюджета,
передаваемых Пенсионному Фонду
Министерства труда России;
· выплаты дополнительного обеспечения из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
· содержание органов
фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка
кадров; расходы на международное
сотрудничество по вопросам пенсионного
страхования;
· финансовое и
материально-техническое обеспечение
текущей деятельности фонда и его органов,
другие мероприятия, связанные с деятельностью
фонда;
· материально-техническое
обеспечение индивидуального (персонифицированного)
учёта застрахованных лиц и модернизация
автоматизированных информационных систем
фонда;
· капитальные
вложения и проектные работы по строительству
объектов для размещения органов
фонда;
· финансирование
научно-исследовательских работ по пенсионной
реформе;
· формирование базы данных пенсионного фонда для актуальных расчётов.
Страховые взносы,
поступившие на накопительную часть
трудовой пенсии, подлежат инвестированию
в соответствии с Федеральным
Законом от 24.07.02 «Об инвестировании
средств, для финансирования накопительной
части трудовой пенсии РФ» и иными нормативными
правовыми актами Правительства РФ, Министерства
финансов РФ как уполномоченного федерального
органа исполнительной власти по регулированию,
контролю и надзору в сфере формирования
и инвестирования средств пенсионных
накоплений, Пенсионного фонда РФ и иных
уполномоченных институтов. Федеральный
Законон от 24.07.02 «Об инвестировании средств,
для финансирования накопительной части
трудовой пенсии РФ»Инвестирование осуществляется
посредством участия самих застрахованных
лиц, которым предоставлено право выбора
управляющей копании по доверительному
управлению средствами пенсионных накоплений,
отраженных на специальной части лицевого
счета застрахованного лица. www.pfrf.ruДля
этого Пенсионный фонд РФ направляет извещения
о состоянии специального счета, предназначенного
для отражения средств, формирующих накопительную
часть трудовой пенсии. После выбора застрахованными
лицами по обязательному пенсионному
страхованию управляющей компании, из
числа прошедших конкурсный отбор, проводимый
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти по регулированию, контролю и надзору
в сфере формирования и инвестирования
средств пенсионных накоплений, Пенсионный
фонд заключает соответствующий договор
доверительного управления средствами
пенсионных накоплений с управляющей
компанией, отобранной по конкурсу. Средства
пенсионных накоплений, в отношении которых
застрахованные лица не воспользовались
правом выбора инвестиционного портфеля
(управляющей компании), будут переданы
государственной управляющей компании.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.03
г. № 34 определено, что Внешэкономбанк
назначен государственной управляющей
компанией по доверительному управлению
средствами пенсионных накоплений. Постановление
Правительства РФ от 22 января 2003 года «О
программе пенсионной реформы в Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2239.Пенсионные
накопления являются собственностью Российской
Федерации, то есть средствами государства,
а не самих застрахованных лиц и иных участников
инвестиционного процесса. Они не подлежат
изъятию в бюджеты всех уровней, не могут
являться предметом залога или иного обеспечения
обязательств собственника указанных
средств и субъектов отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений, а также других участников
процесса инвестирования средств пенсионных
накоплений.