- «перегрев
экономики деньгами», когда нефтедоллары
и кредиты по низким ставкам убеждали
предпринимателей и государство, что такое
положение продлится еще довольно долго,
и в этой ситуации возможно финансирование
высокорисковых инфраструктурных проектов,
приобретение активов под залог этих же
активов и так далее.
- высокая
корпоративная задолженность. Более
половины долгов – долги корпораций и
финансовых организаций с государственным
участием. При этом валютные резервы ЦБ
росли ежегодно примерно в тех же величинах,
что и корпоративная задолженность.
- снижение
инвестиционной привлекательности
и отток капитала из
России. На российском фондовом рынке
средства нерезидентов составляли до
70% от всех оборачиваемых средств. Поэтому
именно с российского рынка деньги иностранными
инвесторами выводились в первую очередь.
Сыграли свою роль конфликты вокруг Евросети,
Метчела и Южно-Осетинский конфликт.
- Возможные
пути выхода из кризиса
рынка ценных бумаг
Российской Федерации
Для
повышения стабильности рынка облигаций
и преодоления сжатия кредитного
рынка необходимо изменить политику
в области выпуска государственных
ценных бумаг.
В
период кризиса 2008–2009 гг. происходило
обесценение облигаций, принимаемых
в залог под обеспечение рефинансирования
ЦБ РФ коммерческих банков. Котировки
некоторых выпусков ОФЗ снизились
до 50–60% от номинала, а корпоративных
облигаций упали еще сильнее.
Следовательно, роль облигаций как
залогового инструмента резко упала.
В этих условиях большое значение
стали играть беззалоговые кредиты
ЦБ РФ.
В
августе 2008г. беззалоговые кредиты
вообще не выдавались (рис. 3.1), а уже
в ноябре на них приходилась подавляющая
часть рефинансирования коммерческих
банков.
Рис.
3.1 - Структура источников рефинансирования
коммерческих банков в августе 2008 –
январе 2009 гг.
В
условиях кризиса крупномасштабная
выдача беззалоговых кредитов на сравнительно
длительные сроки может спровоцировать
их массовый невозврат. Учитывая критическую
ситуацию в области рефинансирования,
Банк России с начала 2009г. ввел новую
форму поддержки банков – субординированные
кредиты. Однако желаемого результата
это пока не дало. Объем рефинансирования
продолжает сокращаться. Задолженность
банков по беззалоговым кредитам уменьшилась,
в результате доля средств ЦБ РФ в суммарных
пассивах банков составляет всего 18%. Одна
из главных причин недостаточного рефинансирования
– недостаток надежных залоговых инструментов,
то есть государственных ценных бумаг.
Проведение
данных антикризисных мер окажет
позитивное влияние не только на рынок
ценных бумаг, но и на финансовый рынок
в целом. Снижение доходности облигаций
будет способствовать уменьшению процентных
ставок по кредитам. Стабилизация котировок
ценных бумаг окажет положительное
воздействие на устойчивость банковской
системы, поскольку ценные бумаги являются
важным объектом для вложения банковских
ресурсов. Рост курсов государственных
и корпоративных долговых бумаг
расширит залоговую базу для рефинансирования
ЦБ РФ коммерческих банков.
Для
преодоления кризиса на рынке
ценных бумаг необходимы в первую
очередь антикризисные меры со стороны
основных регулирующих органов.
Предлагаемые
меры по усилению регулирования
рынка ценных бумаг
Банком России12:
- выход на
качественно новый уровень банковского
регулирования фондового рынка – создание
банковского консорциума во главе с ЦБ
РФ. В состав консорциума должны входить:
Банк России, Сбербанк РФ, Внешторгбанк,
Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк,
Банк Москвы и др. Задачи консорциума:
массовая скупка ценных бумаг для увеличения
спроса на них; поддержание процентных
ставок на фондовом и кредитном рынках;
стабилизация доходности государственных
ценных бумаг и курсов корпоративных бумаг;
- создание
ЦБ РФ совместно с ФСФР единой депозитарной
сети по государственным и корпоративным
ценным бумагам. Это позволит иметь полную
информацию о капиталопотоках на фондовом
рынке, обеспечить практически абсолютную
сохранность ценных бумаг, пресекать недоброкачественные
сделки на рынке;
- административные
меры в отношении участников рынка, проводимые
ЦБ РФ совместно с ФСФР: приостановление
права коммерческих банков использовать
короткую позицию по денежным средствам;
недопущение их к операциям РЕПО; отстранение
банков от торгов в случае их игры на понижение
котировок ОФЗ и корпоративных облигаций.
Предлагаемые
меры по регулированию
рынка Министерством
финансов РФ:
- изменение
структуры рынка госбумаг за счет увеличения
выпуска наиболее надежных ценных бумаг
– облигаций сберегательных займов;
- разработка
рейтинга государственных и корпоративных
ценных бумаг. Присваивать рейтинги облигациям
различных эмитентов должно рейтинговое
агентство, созданное при непосредственном
участии Минфина. Правительство РФ выделил
о 950 млрд. руб. на поддержку банков.
Регулирование
биржевых операций ФСФР:
- наделение
ФСФР функциями антикризисного регулятора
рынка. Необходимо ввести на биржи представителей
ФСФР и наделить их функциями оперативных
регуляторов;
- варьирование
суммарной короткой позицией участников
рынка. В предкризисный период короткая
позиция по деньгам могла составлять 200-300%
собственных средств участников торгов.
Однако курсы акций в течение короткого
времени могут резко измениться.
Практика
показала, что они могут снизиться
за четыре дня на 40–60%. Если инвесторы
вложили в акции весь собственный
капитал и заемные средства в
размере свыше 100% собственного капитала,
их массовое банкротство неминуемо.
Поэтому короткую позицию по деньгам
целесообразно установить в размере
50–70% от общей суммы собственных
средств участников торгов;
- важную роль
в контроле над игроками на понижение
курсов акций играет пороговое значение
короткой позиции по бумагам. Рост коротких
позиций по бумагам – это предвестник
начала крупномасштабной игры на понижение
и, как следствие, усиления кризиса. Короткую
позицию по бумагам необходимо ограничить
40–50% общей рыночной стоимости бумаг на
счетах депо;
- ограничение
сделок РЕПО. Кредиты брокеров в ряде случаев
превышали собственные средства их клиентов
в 2–3 раза. Сделки РЕПО осуществлялись
по определенной схеме. Участник рынка
производил короткую продажу (в рамках
РЕПО) акций, купленных на маржинальные
кредиты и собственные средства. На полученные
деньги приобретались новые акции, которые
также продавались в рамках операции РЕПО.
Затем вновь на полученные деньги приобретались
акции и т.д. Возникает пирамида. Подобные
сделки очень эффективны на растущем рынке.
Но в условиях падения курсов акций кредиторы
начинают принудительно погашать маржинальные
кредиты, если они превышают собственные
средства заемщика. Чтобы расплатиться
с кредиторами, заемщики продают «репованные»
акции по любой цене. В результате курсы
акций еще сильнее падают и т.д.
Поэтому
восстановление и регулирование
развития фондового рынка является
одной из первоочередных задач, стоящих
перед правительством, для решения
которой необходимо принятие долгосрочной
государственной программы развития
и регулирования фондового рынка
и строгий контроль за ее исполнением.
Создание
эффективной и высокотехнологичной
единой межрегиональной инфраструктуры,
обеспечивающей полный комплекс услуг
по заключению сделок, проведению расчетов
и учету прав на ценные бумаги, имеет
государственное значение для развития
рынка ценных бумаг, успешная реализация
которого позволит кардинально изменить
ситуацию на рынке ценных бумаг, обеспечив
участников качественно новым набором
услуг.
Как
показывает мировой опыт, достаточно
бесперспективным являются попытки
создания отдельными российскими регионами
ограниченных региональных фондовых рынков,
ориентированных на локальных эмитентов
(будь то облигационные займы, выпущенные
местными органами власти, или акции
региональных эмитентов) и местных
участников. Подобная политика существенно
уменьшает возможности как эмитентов,
так и инвесторов.
Необходимо
не создавать местные региональные
фондовые рынки, а развивать единую
общероссийскую унифицированную инфраструктуру,
предоставляющую доступ эмитенту, инвестору,
профессиональному участнику ко
всем инструментам, обращающимся на общероссийском
фондовом рынке. Данная система должна
создаваться в соответствии с
самыми современными методическими
и технологическими образцами с
учетом российской специфики. При этом
она должна отличать следующим параметрам:
- высокая технологичность,
позволяющая совершать операции в едином
режиме на всей территории России;
- обеспечение
равных условий доступа к информации участникам
из разных регионов;
- гарантия
невысоких трансакционных издержек и
доступность не только крупным, но и мелким
и средним ее участникам;
- мультиинструментальность,
позволяющая обслуживать различные сегменты
финансовых рынков;
- качество
инфраструктуры, соответствующее самым
современным мировым стандартам в целях
облегчения в перспективе интеграции
в мировой финансовый рынок.
При
формировании российских торгово-депозитарных
систем необходимо создавать возможность
их интеграции с аналогичными системами
в странах с развитым фондовым
рынком. Это связано с тем, что
автоматизированные электронные товарные
системы для заключения сделок с
ценными бумагами видоизменили фондовый
рынок. Их использование стирает
географические и временные границы,
способствуя интернационализации
торговых операций, позволяя осуществлять
сделки в режиме реального времени.
- Задача
Банк
при учете векселя на сумму 1500
тыс. руб., до срока оплаты которого
осталось 45 дней, выплатил его предъявителю
530 тыс.руб. Определить учетную ставку,
использованную банком, если расчетное
количество дней в году составило 360.
Решение.
P = 530000
- сумма, выплаченная владельцу векселя
S=1500000 -
сумма долга, обозначенная в векселе
n=45 - срок
от момента учета до момента платежа
Определим
учетную ставку по формуле:
,где
– учетная ставка,
– расчетное количество дней
Список литературы:
Нормативно-правовые
документы
- Федеральный
закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от
22.04.1996 г. (ред. от 03.06.2009, изм. от 18.07.2009).
- Постановление
Правительства РФ от 28.04.95г. №439 «О Программе
Правительства РФ «Реформы и развитие
российской экономики в 1995-1997гг.»
- Указ Президента
РФ №1008 от 01.07.1996г. об утверждении «Концепции
развития рынка ценных бумаг в РФ».
Учебники
- Галанов В.А.,
Басов А.И. «Рынок ценных бума в России»,
Москва, «Финансы и статистика», 2008 – с.
149-153
- Жуков Е.Ф.У
чебное пособие «РЦБ», Москва, «ЮНИТИ»,
2008 – с. 279-287
- Николаева
И.П. «Экономическая теория. Трансформирующаяся
экономика», Учебное пособие, Москва, «ЮНИТИ»,
2009 – с. 380-399
Статьи
из журналов
- Жуков Е.Ф.
Основные тенденции развития финансового
рынка в России // Финансовый бизнес. –
2009. – №4. – С. 6–8.
- Пензин К.
Финансовые показатели биржевого бизнеса
// Рынок ценных бумаг. – 2008. – №7. – С. 29–34
- Юсипов Р.
Перегрев российского рынка акций // Рынок
ценных бумаг. – 2009. – №2. – С. 9–12.
- Януков М.Г.
Проблемы регулирования регионального
рынка ценных бумаг в России // Финансы
и кредит. – 2008. – №10. – С. 41–44.
- Бюллетень
банковской статистики Главного управления
Банка России за 2008–2009 гг.