Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:02, реферат
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности формирования рентабельности в энергетике……………………4
Заключение……………………………………………………………...………..14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Особенности формирования рентабельности в энергетике……………………4
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.
Наряду с формированием прибыли и рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития организации.
Прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждой отдельной организации в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
Цель написания реферата - рассмотрение прибыли и рентабельности и разработка путей их повышения.
Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
Особенности формирования рентабельности в энергетике
Прибыль представляет собой стоимость прибавочного труда или денежное выражение прибавочной стоимости, получаемой в процессе производства.
Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
Определяющую роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции
При исчислении балансовой прибыли учитываются прибыль от реализации продукции, прочие операционные и внереализационные доходы (за вычетом расходов по этим операциям).
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), ПР, представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Пр = Vр – Иоб,
где Vр – выручка от реализации продукции;
Иоб – общие производственные издержки по реализованной продукции.
Выручка от реализации продукции для энергетических объединений определяется по формуле
Vр = SЭiЦэi + SQiЦтэi + Сусл + Спр,
где Эi – количество электроэнергии, отпущенной i-ому потребителю;
Цэi – средний тариф на электроэнергию по i-ому потребителю;
Qi – количество тепловой энергии, отпущенной i-ому потребителю;
Цтэi – средний тариф на теплоту i-го потребителя;
Сусл – стоимость услуг, оказанных сторонним организациям;
Спр – реализация прочей продукции (побочной и сопутствующей).
Чистая прибыль, Пч, равна балансовой прибыли за вычетом налога на прибыль
Пч = Пб – Нпр,
где Пб – балансовая прибыль;
Нпр – налог на прибыль.
Энергообъединение, как правило, уплачивает налог на прибыль централизованно. Налог на прибыль, подлежащий к уплате, распределяется по территориальным филиалам и отделениям пропорционально численности их работников.
Уровень чистой прибыли определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации.
Чистая прибыль поступает в распоряжение предприятия. Оно самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли с учетом положений устава предприятия.
Вопросы формирования и распределения прибыли усложняются в случае объединения энергопредприятий в энергосистему. Поэтому объем реализованной продукции, оплачиваемый потребителями, может быть определен только на уровне энергосистемы. Здесь же определяются показатели абонентской (дебиторской) задолженности потребителей.Чистая прибыль энергосистемы после уплаты налогов распределяется между структурными единицами (электростанциями, ПЭС, ПТС, другими подразделениями).
Расчеты по распределению чистой прибыли между энергообъединением, с одной стороны, и электростанциями и предприятиями электрических и тепловых сетей, с другой стороны, и компенсации издержек производства энергопредприятиям, основаны на сметах затрат, обоснованиях потребности использования прибыли для реконструкции и расширения производства и фактических показателях производственно-хозяйственной деятельности. Электростанции получают возмещение затрат за рабочую мощность, отпущенную электроэнергию и теплоту. Предприятия электрических и тепловых сетей – за приведенную мощность, оказание услуг по передаче и распределению электро- и теплоэнергии в сетях. Издержки производства энергоподразделений возмещаются по смете затрат. Если складывается перерасход, то его покрывают, а экономию засчитывают при последующем финансировании по смете.
Объем реализованной продукции теплоэлектростанций, VТЭСр, с учетом доли прибыли может быть определен по формуле
VТЭСр = ЦэЭ + Цт.эQ +ЦNрNр
где Цэ, Цт.э, ЦNр – удельные компенсационные выплаты на электрическую, тепловую энергию и рабочую мощность;
Э, Q – количество отпущенной потребителям электрической и тепловой энергии;
Nр – рабочая мощность электростанции.
Удельные компенсационные выплаты определяются следующим образом:
Цэ = (SbнэiЭкiЦсртi + DП1) / SЭкi;
Цт.э = (Sbнт.эiQкiЦсртi + DП2) / SQкi;
ЦNр = (SИупостi + DП3) / SNркi,
где bнэi, bнт.эi – нормативные удельные расходы топлива на электрическую и тепловую энергию по i-й электростанции;
Экi, Qкi – контрактные величины отпуска электрической и тепловой энергии i-электростанции;
Цсртi – средняя цена условного топлива по i-й электростанции;
Иупостi – сумма условно-постоянных издержек i-й электростанции;
Nркi – контрактная рабочая мощность электростанции;
DП1, DП2, DП3 – доля прибыли энергосистемы включаемая в удельную компенсационную выплату.
Контрактные значения рабочей мощности и отпускаемой электрической и тепловой энергии устанавливаются в договоре между электростанциями и энергообъединением. За основу принимается расчетное планируемое значение рабочей мощности.
Рабочая мощность электростанции определяется по следующей формуле:
Nрi = Nуi– Nремi – Nврi – Nконсi – Nт.пi – Nогрi,
где Nуi – установленная мощность оборудования энергетического предприятия;
Nремi – снижение мощности из-за плановых ремонтов оборудования;
Nврi – снижение мощности из-за вынужденных ремонтов оборудования (определяется по нормативам);
Nконсi - снижение мощности из-за консервации оборудования;
Nт.пi – снижение мощности из-за останова оборудования для проведения технического перевооружения;
Nогрi – ограничение мощности по техническим причинам сезонного и временного характера.
Для предприятий электрических и тепловых сетей основой для формирования компенсации является приведенная мощность. В состав затратной части компенсации на приведенную мощность включаются издержки на все виды ремонтов и амортизационные отчисления. В компенсацию для сетевых предприятий также входит доля прибыли.
Рентабельность полнее, чем прибыль, характеризует деятельность энергетического предприятия, так как она, являясь относительным показателем, характеризует степень использования капитала предприятия или его составных частей, их доходность.
Рентабельность целесообразно оценивать и анализировать на уровне энергообъединения. Существует много показателей рентабельности. В настоящее время рентабельность исчисляется, как правило, по чистой прибыли энергообъединения. Ввиду того, что энергообъединения являются акционерными обществами, оценивается рентабельность акционерного капитала. Этот показатель характеризует процент дохода с рубля акционерного капитала. Уровень доходности капитала, как правило, влияет на дивиденды, получаемые акционерами. Рентабельность акционерного капитала определяется по формуле
Rа = Пч / Ка,
где Пч – чистая прибыль за год; Ка – размер акционерного капитала.
В совокупности оцениваются рентабельность активов (Rс), продукции (Rv) и затраты на рубль реализации (Rs), определяемые по формулам
Rс = Пч/Са,
Rv = Пч/Vр,
Rs = И/ Vр,
где Са – среднегодовая стоимость активов (валюта баланса).
Уровень рентабельности в электроэнергетике не очень высок, ниже, чем в ряде других отраслей, что объясняется значительной капиталоемкостью энергетических объектов, достаточно низкими тарифами на энергоносители (для некоторых потребителей тарифы не покрывают даже затраты), возрастанием абонентской задолженности из-за неплатежеспособности промышленных потребителей. Это приводит к недостатку денежных средств энергопредприятий и затрудняет формирование оборотных и особенно основных средств, возможности проведения планово-предупредительных ремонтов.
На финансовое состояние оказывает существенное влияние и государственное регулирование тарифов на потребление энергетической продукции.
Действующей в условиях товарно-денежных (рыночных) отношений закон максимальной прибыли вынуждает производителей стремиться к увеличению этого показателя всеми возможными способами. Таких способов всего три.
• Повышение продажной цены. Однако в условиях стабильного рынка для большинства товаров эта цена диктуется рыночной конъюнктурой, отражая общественно необходимые затраты труда. Но производители-монополисты, в том числе и энергетика как естественный монополист, имеют некоторую возможность поднимать цены (тарифы) на свою продукцию в пределах, ограниченных антимонопольным законодательством и другими мерами государственного регулирования рынка.
• Снижение себестоимость продукции. Это основной путь повышения эффективности производства, причем наиболее целесообразно техническое перевооружение на базе самой совершенной техники. Возможны и другие пути – реконструкция, модернизация, совершенствование организации производства и др. Чем ниже себестоимость и цена производства по сравнению с конкурентами на рынке, тем выше прибыль.
• Увеличение объемов производства. Для этого необходимо изучить потребности рынка, возможности вытеснения конкурентов и провести другие маркетинговые исследования. И если рынок испытывает потребность в данном продукте, то следует принять меры к расширению производства и увеличению объемов продаж, даже если это приведет к снижению (возможно, временному) рыночной цены, ибо общая масса прибыли должна увеличиться. Однако энергетики не могут, как правило, увеличивать объем производства по своему усмотрению, кроме отдельных случаев при работе на сторону (ремонтные, строительно-монтажные работы, освоение технологических «хвостов»). По мере формирования рынка энергетической продукции, при появлении независимых, конкурирующих между собой энергопроизводителй в энергетике, по-видимому, может возникнуть нормальная рыночная ситуация, когда одни производители будут расширять объем своего производства за счет вытеснения других. Текущими мерами являются постоянное поддерживание оборудования в хорошем техническом состояние путем регулярного и качественного ремонтного обслуживания, режимная оптимизация работы оборудования, его оптимальная загрузка в каждый момент времени и др.
Пути снижения себестоимости
Основные пути снижения себестоимости видны при анализе технико-технологических факторов, определяющих величину отдельных статей эксплуатационных затрат. Естественно, в энергетике главным для повышения эффективности производства является снижение удельных расходов топлива на единицу энергии.
В зарубежной практике анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия принимаются три основные группы показателей рентабельности: показатели рентабельности продаж, рентабельность активов и капитала.
К показателям рентабельности продаж относятся коэффициент чистой рентабельности продаж; коэффициент рентабельности продаж по маржинальному доходу; коэффициент продаж по прибыли от реализации.
Коэффициент чистой рентабельности продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации и характеризует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.
Рентабельность продаж по маржинальному доходу определяется как отношение маржинального дохода, т.е. выручки от реализации за вычетом переменных затрат к выручке от реализации.
Рентабельность продаж по прибыли от реализации исчисляется как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях в числителе формулы может использоваться не прибыль от реализации, а прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации (балансовая прибыль).
Информация о работе Особенности формирования рентабельности в энергетике