Особенности финансов ОАО «РЖД» в период реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Отраслевые особенности финансов железнодорожного транспорта. Финансовые ресурсы, доходы и расходы ОАО "Российские железные дороги". Стратегия развития, структурного и финансового реформирования железнодорожного транспорта.

Файлы: 1 файл

контр работа по финансам.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 

1 Теоретический анализ финансовых отношений в железнодорожном транспорте

    1. Отраслевые особенности финансов железнодорожного транспорта

 

Рассмотрим особенности и объектно - субъектный состав железнодорожного транспорта и рынка железнодорожных услуг в России, при функционировании которого возникают финансовые отношения в отрасли. Железнодорожные услуги не ограничиваются услугами по перевозке грузов и пассажиров, а включают в себя следующие группы и виды услуг (работ): 1) железнодорожные транспортные услуги: услуги по перевозке грузов, услуги по пассажирским перевозкам в дальнем следовании, услуги по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении; 2) прочие железнодорожные услуги: услуги по содержанию и эксплуатации действующей железнодорожной инфраструктуры и работы по созданию новых объектов этой инфраструктуры, услуги по предоставлению локомотивной тяги и по передаче в аренду (лизинг) подвижного состава, научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, работы по ремонту подвижного состава (локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов и др.); иные работы и услуги, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров.

Рынок железнодорожных услуг преимущественно монополизирован ОАО "РЖД" либо непосредственно, либо через его зависимые и дочерние общества (ДЗО). Независимые от ОАО "РЖД" перевозчики функционируют и составляют существенную конкуренцию ОАО "РЖД" в основном лишь в области высокорентабельных перевозок дорогостоящих грузов (нефтепродуктов, продукции химической промышленности, лесоматериалов и др.). Тем не менее, в последние годы в структуре рынка железнодорожных услуг выделяют три сегмента: монопольный, временно - монопольный (переходный) и конкурентный.

Финансам железнодорожного транспорта присущи как общие с финансами коммерческих организаций, так и специфические черты.

Опираясь на воспроизводственную концепцию финансов, в работе дано определение сущности финансов железнодорожного транспорта, как всей совокупности денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения деятельности организаций по предоставлению железнодорожных услуг юридическим и физическим лицам, а также прочей финансово - хозяйственной деятельности организаций отрасли. Материальное содержание этих отношений составляют процессы формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций, оказывающих железнодорожные услуги. В силу разнообразия денежных (финансовых) отношений, возникающих в процессе функционирования железнодорожного транспорта, их предложено классифицировать по следующим классификационным группам (критериям): по экономическому содержанию, по воспроизводственной структуре, по видам деятельности.


    1. Финансовые ресурсы, доходы и расходы ОАО "Российские железные дороги"

 

Финансовые ресурсы организаций отрасли, в том числе ОАО "РЖД", включают в себя собственные и привлечённые ими денежные средства, которые используются или могут быть использованы для финансового обеспечения своей текущей и инвестиционной деятельности, а также принадлежащие им ликвидные инструменты финансового рынка, используемые ими предназначенные к использованию в качестве платёжных средств, средств сбережения и накопления. В этой связи финансовые ресурсы ОАО "РЖД" разделены на следующие группы: 1) капитал и резервы (уставный и добавочный капитал, оценочные резервы и нераспределённая прибыль); 2) собственные доходы (выручка от реализации железнодорожных услуг, имущества и внереализационные доходы); 3) заёмные средства, привлечённые со стороны на возвратной и возмездной основе (займы и кредиты); 4) ликвидные инструменты финансового рынка, принадлежащие ОАО "РЖД" на праве собственности (финансовые активы). При этом в работе обоснованно и предложено разделить финансовые ресурсы на потенциальные и реальные. К потенциальным финансовым ресурсам отнесены капитал, резервы и ликвидные инструменты финансового рынка, а к реальным финансовым ресурсам - доходы и заёмные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 Направления и механизмы реализации финансовой политики развития железнодорожного транспорта

2.1 Стратегия развития, структурного и финансового реформирования железнодорожного транспорта

 

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.

От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.

Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20 процентов грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог мира.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. 

Реализация мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году.

Однако, несмотря на успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Российские железные дороги не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность "узких мест" (элемент, коэффициент использования пропускной способности) по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.


Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:

  • необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
  • преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
  • необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
  • необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
  • необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
  • недостаточность инвестиционных ресурсов.

Необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

Стратегия должна обеспечить решение задачи эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и связи в части, касающейся российских железных дорог.

Необходимость такого долгосрочного планирования при определении путей решения задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется:

  • необходимостью обеспечения опережающего развития сети железных дорог как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов;
  • значительной продолжительностью (порядка 20 лет) периода проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов железнодорожной инфраструктуры;
  • масштабностью работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения, необходимостью выхода российских предприятий на соответствие мировому уровню железнодорожной техники, обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российского железнодорожного транспорта.

Стратегия должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов.

Реализация Стратегии будет способствовать превращению железнодорожного транспорта Российской Федерации из фактора возможного риска ограничения роста российской экономики в источник ее устойчивого развития.

Стратегия разработана в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы и определяет основные направления структурных преобразований до 2010 года.

Стратегией предусмотрена долгосрочная программа развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации (далее - долгосрочная программа), в соответствии с которой целями структурных преобразований в отрасли после 2010 года являются:

  • создание стимулов для повышения эффективности деятельности всех участников рынка и улучшения качества предоставляемых услуг;
  • создание условий для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, стимулирования привлечения капитальных вложений в развитие инфраструктуры, разработку и внедрение инновационных технологий, снижение ресурсоемкости перевозок и их воздействия на окружающую среду;
  • создание условий для расширения притока частного капитала в конкурентные сегменты рынка и обеспечения достаточного объема государственных капитальных вложений в проекты, имеющие социально-экономическую эффективность;
  • формирование прозрачной сбалансированной системы экономических отношений между участниками рынка железнодорожных транспортных услуг и их потребителями;
  • совершенствование системы планирования, финансирования и реализации государственного заказа на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и льготных категорий граждан;
  • совершенствование форм и методов государственного регулирования, направленных на защиту конкуренции в отрасли, оптимизацию деятельности естественных монополий и равенство доступа к их услугам, обеспечение сбалансированного развития всех элементов транспортного комплекса;
  • поэтапное сокращение по мере развития конкуренции, количества рыночных сегментов, услуги в которых предоставляются по регулируемым государством ценам.

При этом будут обеспечены условия, исключающие сокращение доли конкурентных сегментов рынка в сфере железнодорожного транспорта. На период сохранения монопольного положения открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в перевозочной деятельности государством гарантируется право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам.

В области развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусматривается улучшение условий для увеличения государственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты, строительство новых железнодорожных линий общего и необщего пользования, собственниками которых будут открытое акционерное общество "Российские железные дороги", государство и частные собственники в различных соотношениях, а также развитие практики строительства и эксплуатации железнодорожных линий на основе концессионных соглашений.

В области грузовых перевозок после формирования в конце третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте организационно-правовых и технологических условий, необходимых для отделения деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры от перевозочной деятельности, следует рассмотреть целесообразность проведения организационного отделения деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры от перевозочной деятельности. Будут реализованы тарифные, организационные и технологические мероприятия, обеспечивающие возможность развития конкуренции между грузовыми перевозчиками. Крупнейшие из созданных на третьем этапе реформирования компаний-операторов будут приобретать активы, достаточные для деятельности в качестве перевозчиков.

В целях создания конкурентной среды предусматривается развитие системы государственного тарифного регулирования. Тариф на грузовые перевозки будет дифференцирован в зависимости от качества услуги. Тарифы на перевозки (в том числе в собственном подвижном составе и поездных формированиях) с учетом выделенных тарифных составляющих будут устанавливаться на базе данных раздельного учета по видам деятельности и являться экономически обоснованными, рассчитанными на основе обоснованных издержек и уровня рентабельности, достаточного для расширенного воспроизводства основных фондов.

На рынке пассажирских перевозок созданная на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта система компенсации за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации потерь в доходах, связанных с перевозками льготных категорий граждан и перевозками по регулируемым тарифам, обеспечит возможность участникам рынка вести хозяйственную деятельность с достаточной нормой рентабельности. При этом государство получит возможность привлекать участников рынка для обеспечения перевозок на конкурсной основе.

Информация о работе Особенности финансов ОАО «РЖД» в период реформирования