Основные проблемы социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы вызвана следующими теоретическими положениями:
Страхование – важнейший элемент общей культуры человека. Если каждый человек страхует свое жилье, свой бизнес, здоровье и жизнь, то он предусмотрителен относительно своего будущего своей семьи, коллег, самого себя, он смотрит в завтрашний день, обеспечивая его сегодня;
Посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей – потребность в безопасности;
Благодаря страхованию снижается степень такой зависимости, когда человеческие ошибки или злой умысел, просто стихийные бедствия могут поставить отдельную жизнь, семью, бизнес на грань катастрофы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ И СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Основные понятия страхования……………………………………………..6
1.2. Виды страхования…………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1. Социальное страхование как форма социальной защиты…….…………15
2.2. Принципы и функции социального страхования………………………...18
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Классификация и виды обязательного социального страхования………22
3.2. Правовые регулирования обязательного социального страхования……27
3.3. Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения ……………………………………………………..…………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая, Финансы.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

   В целом виды страхования можно  представить как относительно самостоятельные  элементы, входящие в общую систему  рассматриваемого страхования. Поэтому структурно указанные виды выделены в относительно самостоятельные организованные подсистемы (отдельные системы низшего порядка по отношению к общей системе обязательного социального страхования).

   Материальное  обеспечение безработных граждан страховым пособием по безработице впервые было предусмотрено Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

   Обязательное  медицинское страхование также  впервые было введено с принятием Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

   Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено одноименное страхование пострадавших работников от указанных причин.

   Обязательное  социальное страхование случаев  временной нетрудоспособности, материнства и детства предусмотрено федеральными законами от 29 декабря 2006 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

   Обязательное  пенсионное страхование условно  получило свое закрепление в 2001 г. с принятием федерального закона с аналогичным наименованием и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

   Процесс формирования обязательного социального  страхования как комплексной  правовой системы продолжается. Еще не завершено приведение правовой базы по обязательному социальному страхованию к нормам базового Закона о социальном страховании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Правовые  регулирования обязательного  социального страхования

    В соответствии с названными законодательными актами обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных российским законодательством, - иных категорий вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, предусмотренных законодательством и подлежащих обязательному социальному страхованию (ст. 1 Федерального закона «Об основах обяза­тельного социального страхования»).

    Данный  вид страхования распространяется не только на перечисленные категории  граждан, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

    Обязательное  социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:

    - устойчивости финансовой системы  обязательного социального страхования,  достигаемой эквивалентностью страхового  обеспечения и страховых взносов;

    - всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

    - государственной гарантии соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств  по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

    - государственного регулирования  системы обязательного социального  страхования;

    - паритетности участия представителей  субъектов обязательного социального  страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

    - обязательности уплаты страхователями  страховых взносов в бюджета  фондов конкретных видов обязательного  социального страхования;

    - ответственности за целевое использование  средств обязательного социального страхования;

    - обеспечения надзора и общественного  контроля;

    - автономности финансовой системы  обязательного социального страхования.

    В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего изменение  материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется социальное страхование, они делятся на следующие виды:

    - необходимость получения медицинской  помощи;

    - временная нетрудоспособность;

    - трудовое увечье и профессиональное заболевание;

    - материнство;

    - инвалидность;

    - наступление старости;

    - потеря кормильца;

    - признание безработным;

    - смерть застрахованного лица  или нетрудоспособных членов  его семьи, находящихся на его  иждивении.

    Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения законодатель относит:

    1) оплату медицинскому учреждению  расходов, связанных с предоставлением  застрахованному лицу необходимой  медицинской помощи;

    2) пенсию по старости;

    3) пенсию по инвалидности;

    4) пенсию по случаю потери кормильца;

    5) пособие по временной нетрудоспособности;

    6) пособие в связи с трудовым  увечьем и профессиональным заболеванием;

    7) пособие по беременности и  родам;

    8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    9) пособие по безработице;

    10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    11) единовременное пособие при рождении  ребенка;

    12) пособие на санаторно-курортное лечение;

    13) социальное пособие на погребение;

    14) оплату путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей. 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Проблемы  социального страхования  в России и возможные  пути их решения

    В настоящее время в Российской Федерации не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные её элементы уже существует.

    Формирование  оптимальной системы социального  страхования предполагает:

    - сохранение не страховых принципов;

    - отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений;

    - незавершенность правового регулирования системы обязательного социального страхования;

    - недостаточность обоснования уровня социальных выплат.

    Основные  проблемы социального страхования  и возможные пути их решения представлены в таблице №1.

    В нашей стране не раз предпринимались  попытки реформировать социальное страхование (замена с 01.01.2001 г. основного  источника финансирования - страховых  взносов - на единый социальный налог, и введение с 01.01.2003 г. налога по категории плательщиков - страхователей, перешедших на специальные налоговые режимы). Однако это не принесло положительных результатов. Снижение ставки единого социального налога привело к сокращению отчислений во внебюджетные фонды, ликвидации санаторно-курортного лечения работающих, введению оплаты больничного листа за счет средств обязательного социального страхования только с 3-го дня. По сути, был утрачен страховой характер обязательного социального страхования, взносы стали взиматься обезличено, превратились в некий обязательный платеж, который стал инструментом парораспределительной политики государства. У работодателей и граждан пропала мотивация в собственной социальной защите в виде социального страхования. Единый налог на вмененный доход, сельскохозяйственный налог, налог в связи с упрощенной системой налогообложения имеют иную природу, чем страховые взносы и единый социальный налог. У него иная налогооблагаемая база, не связанная ни с фондом оплаты труда, ни с численностью персонала. При этом основным критерием социального страхования и возмещения страховых выплат продолжает оставаться потеря работником заработка. Необходимо предусмотреть связь между страховыми выплатами из внебюджетных фондов с фондом оплаты труда и численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы.

    В настоящее время произошла деформация распределительных отношений, появилась  возможность получения страховых  услуг без участия в формировании финансовой базы социального страхования. В результате нарушается один из основополагающих принципов социального страхования «взнос - выплата», а система недополучает законодательно установленных ресурсов. В этом случае имеет место подмена цели социального страхования. Принцип личной ответственности каждого за формирование условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, сведен к нулю. стратегия развития социального страхования должна включать консолидированную позицию Правительства, профсоюзов и работодателей в решении вопросов социального страхования; активизацию работы профсоюзов при сохранении за государством законодательных и контрольных функций; создание условий и предпосылок для развития негосударственного социального страхования, что связано с организацией негосударственных пенсионных фондов. Развитие и поддержка негосударственных добровольных форм страхования позволит, во- первых, вовлечь в социальное страхование и те группы населения, которые окажутся вне действующей системы; во-вторых, создать условия конкуренции между страховыми организациями, что повысит уровень страховых услуг и создаст предпосылки повышения эффективности социальной защиты населения.

    Кроме того, необходимо приостановить сползание  социального страхования на путь социального обеспечения, восстановив его функционирование на подлинно страховых принципах. Одним из решающих направлений совершенствования системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Выполнение этой задачи обусловливает необходимость установления четких границ между сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и не страховых. Мы считаем, что выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этого и предполагается определить для каждого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования, источники финансирования. Это может произойти только в случае радикального изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты труда гражданам, занятым в производстве, и определенного роста их заработной платы. Правомерно ставить вопрос о параллельном введении в формирование доходов по бюджету социального страхования понятия страховых взносов.

Информация о работе Основные проблемы социального страхования