Организация внутреннего контроля в кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование организации внутрибанковского контроля.

Оглавление

Введение.
1. Понятие внутреннего контроля в коммерческих банках и его значение.
2. Система органов внутреннего контроля.
3. Направления и цели системы внутреннего контроля.
4. Служба внутреннего контроля.
5. Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации
внутреннего контроля
Заключение
Список использованной литературы
Таблица 1 - Элементы механизма системы внутреннего контроля кредитной организации

Файлы: 1 файл

ГосФинКонтроль моя курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

4.7. Беспристрастность  службы внутреннего контроля. 
4.8.1. Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля. 
4.7.2. Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций. 
4.7.3. Кредитная организация вправе устанавливать порядок перемещения (периодичность, обоснованность) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля на другие должности в кредитной организации в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности и т.п. 
4.7.4. Руководителем службы внутреннего контроля рекомендуется не назначать лицо, работающее по совместительству.

4.8. Профессиональная  компетентность руководителя (его  заместителей) и служащих службы внутреннего контроля. 
4.8.1. Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля должны владеть достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей. 
Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки. 
4.8.2. Кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок. 
4.8.3. Обучение (переподготовку) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе.

4.9. Создание условий  для беспрепятственного и эффективного  осуществления службой внутреннего  контроля своих функций. 
4.9.1. Служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок является любое подразделение и служащий кредитной организации. 
4.9.2. Основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля, которые следует использовать кредитной организации.

4.10. Службой внутреннего  контроля осуществляется контроль  за эффективностью принятых подразделениями  и органами управления по результатам  проверок мер, обеспечивающих  снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения и (или) органами управления решения о приемлемости выявленных рисков для кредитной организации. 
Если, по мнению руководителя службы внутреннего контроля, руководство подразделения и (или) органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для кредитной организации, или принятые меры контроля неадекватны уровню риска, то руководитель службы внутреннего контроля обязан проинформировать совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации.

4.11. Кредитная организация  должна установить порядок:

  • контроля (включая проведение повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных службой внутреннего контроля нарушений;
  • представления не реже одного раза в полгода службой внутреннего контроля информации о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений совету директоров (наблюдательному совету), единоличному исполнительному органу (его заместителям) и (или) коллегиальному исполнительному органу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации 
внутреннего контроля

5.1. Для оценки состояния  внутреннего контроля в кредитной  организации Банком России кредитная  организация представляет в территориальное  учреждение Банка России Справку о внутреннем контроле в кредитной организации (далее - Справка) по форме, предусмотренной Приложением 4 настоящему Положению. 
Справка представляется в Банк России в составе годового отчета кредитной организации в порядке и в сроки, установленные нормативными актами Банка России. 
Кредитные организации, имеющие филиалы, представляют сводную Справку в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса кредитной организации. 
В целях оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации территориальные учреждения Банка России в случае необходимости вправе запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам организации системы внутреннего контроля. 
Кредитная организация в течение трех рабочих дней уведомляет территориальное учреждение Банка России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля, в том числе о внесении изменений в положение о службе внутреннего контроля, о назначении на должность и освобождении от должности руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля.

5.2. При проведении  проверок кредитных организаций  может осуществляться проверка  как системы внутреннего контроля  в целом, так и отдельных  операций (процедур) на предмет получения  подтверждения:

  • соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установленных лимитов;
  • достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • надежности установленных и применяемых кредитной организацией отдельных способов (методов) контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Базельский комитет  изучал проблемы, с которыми банки  столкнулись за последнее время, чтобы выявить основные источники  недостатков в осуществлении  внутреннего контроля. Анализ выявленных проблем подтверждает важность того, чтобы руководство банков, внутренние и внешние аудиторы, а также лица, осуществляющие надзор, уделяли больше внимания укреплению систем внутреннего контроля и оценке их эффективности на постоянной основе. Недостаточность мер внутреннего контроля может привести к значительным потерям для банков.

Процесс внутреннего  контроля, который служил механизмом предотвращения ошибок и случаев  мошенничества или ненадлежащего  использования средств, приобрел всеобъемлющий характер, охватив все риски, с которыми сталкиваются кредитные организации. Рационально организованный процесс внутреннего контроля имеет критически важное значение для обеспечения способности банка выполнять свои уставные цели и поддерживать свою финансовую устойчивость.

Внутренний контроль должен быть нацелен на обеспечение эффективности и действенности осуществляемых банком операций при использовании своих активов и других ресурсов, а также защиту банка от потерь. Процесс внутреннего контроля должен способствовать тому, чтобы все сотрудники организации действовали эффективно и добросовестно для достижения поставленных ею целей, не допуская- непреднамеренных или неоправданных издержек и не ставя прочие интересы (такие, как интересы сослуживцев, партнеров или клиентов) выше интересов банка.

Главные цели внутреннего  контроля можно классифицировать так: эффективность и действенность  осуществляемых мероприятий; достоверность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации; соблюдение законодательства и норматирных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон  № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  от 10.07.2002

2. Федеральный закон N 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года

3. Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001

4. Закон РФ № 242-П  «Об организации внутреннего  контроля в кредитных организациях и банковских группах»: положение ЦБ РФ от 16.12.2003 

5. Положение Банка  России № 242-П «Об организации  внутреннего контроля в кредитных  организациях и банковских группах»  от 16.12.2003

6. Письмо ЦБ РФ «О  рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору (компаенс и компаенс-функция в банках) от 02.11.2007 N 173-Т //

7. Письмо ЦБ РФ от 24.03.2005 № 47-Т «О методических  рекомендациях по проведению  проверки и оценки организации  внутреннего контроля в кредитных  организациях».

8. Постановление Правительства  РФ «О порядке утверждения  правил внутреннего контроля  в организациях, осуществляющих  операции с денежными средствами  или иным имуществом» от 08.01.2003 г. N 6 (ред. от 24.10.2005)

9. Лаврушин О.И. Банковский  менеджмент: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.-560с.

10. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Юрист, 2009. - 751 с.: ил. - (Сер. «Homo faber»)

11. Банковское дело: Учеб. пособие для вузов /Под ред.  Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М., 2010.

12. Морозова Т.Ю., Жихарева  А.В. Совершенствование методологии  проверки и оценки системы  управления банком - фактор обеспечения  устойчивости банковского сектора  // Банковское дело. - 2009

13.  Малыхин Д. Исследование состояния внутреннего контроля в российских банках [Электронный ресурс]. - М., 2011. - Режим доступа: http:// www.banki.ru

14. Тимофеева З.А. Системы  надзора за деятельностью коммерческих  банков / З.А. Тимофеева // Деньги  и кредит. - 2011. - № 4

15. Козлова Т.В. Правовые аспекты подготовки и содержания документов кредитной организации по вопросам внутреннего контроля // Деньги и кредит. - 2011. - № 2.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Элементы механизма системы внутреннего  контроля кредитной организации

Контрольная среда

Регламентация

Контрольные процедуры

Мониторинг  системы внутреннего контроля

 

представляет  собой фундамент для всех остальных  элементов системы внутреннего  контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует  общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля

представляет  собой систему нормативных документов, регулирующих деятельность банка, его  подразделений и сотрудников. Она включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов

представляет  собой методы и правила, дополняющие  элементы контрольной среды, разработанные  администрацией для достижения стоящих  перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций

предполагает  осуществление на постоянной основе наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля в целях выявления сбоев в ее работе, оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по ее совершенствованию. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля

 


Информация о работе Организация внутреннего контроля в кредитной организации