Организация внутреннего контроля в кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование организации внутрибанковского контроля.

Оглавление

Введение.
1. Понятие внутреннего контроля в коммерческих банках и его значение.
2. Система органов внутреннего контроля.
3. Направления и цели системы внутреннего контроля.
4. Служба внутреннего контроля.
5. Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации
внутреннего контроля
Заключение
Список использованной литературы
Таблица 1 - Элементы механизма системы внутреннего контроля кредитной организации

Файлы: 1 файл

ГосФинКонтроль моя курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
  • проверки, осуществляемые органами управления путем запроса отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;
  • контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством проверки отчетов о работе подчиненных им служащих (на ежедневной и (или) еженедельной и (или) ежемесячной основе);
  • материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, пересчета материальных ценностей (денежной наличности, ценных бумаг в документарной форме и т.п.), разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;
  • проверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;
  • система согласования (утверждения) операций (сделок) и распределения полномочий при совершении банковских операций и других сделок, превышающих установленные лимиты, предусматривающая своевременное информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о таких операциях (сделках) или сложившейся ситуации и их надлежащее отражение в бухгалтерском учете и отчетности;
  • проверка соблюдения порядка совершения (процедур) банковских операций и других сделок, выверка счетов, информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках.

3.4.2. Кредитная организация  должна обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов (противоречие между имущественными и иными интересами кредитной организации и (или) ее служащих и (или) клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кредитной организации и (или) ее клиентов) и условия его возникновения, совершение преступлений и осуществление иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок, а также предоставление одному и тому же подразделению или служащему права:

  • совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и (или) отражение в учете;
  • санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;
  • проводить операции по счетам клиентов кредитной организации и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации;
  • предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам кредитной организации и совершать операции с теми же клиентами;
  • оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика;
  • совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.

3.4.3. Кредитная организация должна установить порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов, проверки должностных обязанностей служащих, занимающих должности, а также иных служащих кредитной организации, с тем, чтобы исключить возможность сокрытия ими противоправных действий.

3.5. Контроль за управлением  информационными потоками (получением  и передачей информации) и обеспечением  информационной безопасности. 
3.5.1. Информация по направлениям деятельности кредитной организации должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Информация состоит из сведений о деятельности кредитной организации и ее результатах, данных о соблюдении установленных требований нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также из сведений о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Форма представления информации должна быть определена с учетом потребностей конкретного получателя (органы управления, подразделения, служащие кредитной организации). 
Порядок контроля за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности должен быть установлен внутренними документами кредитной организации с учетом положений данного и других подпунктов пункта 3.5 настоящего Положения и должен распространяться на все направления ее деятельности. 
3.5.2. Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля. 
3.5.3. Общий контроль автоматизированных информационных систем предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным компьютером, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы. 
Общий контроль состоит из осуществляемых кредитной организацией процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью физического доступа. 
3.5.4. Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.). 
3.5.5. Кредитная организация устанавливает правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях.

3.6. Мониторинг системы  внутреннего контроля. 
3.6.1. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах кредитной организации должен быть определен порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т.д.). Кредитная организация принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации. 
3.6.2. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля. Периодичность осуществления наблюдения за различными видами деятельности кредитной организации определяется исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности кредитной организации. 
Результаты рассмотрения документируются и доводятся до сведения соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений).

3.7. Кредитная организация должна  иметь разработанные планы действий  на случай непредвиденных обстоятельств с использованием дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств, включая восстановление критических для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Внутренними документами должен быть определен порядок проверки этих планов в части их выполнимости в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, а также перечень непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются планы действий.

3.8. Кредитная организация  должна принять внутренние документы по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля. 
Внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы в формах, принятых в международной банковской практике) могут приниматься кредитной организацией и по иным вопросам совершения банковских операций и других сделок. Сочетание вопросов в принимаемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, включая в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.

 

 

 

 

 

 

 

4. Служба внутреннего  контроля.

4.1. Служба внутреннего  контроля кредитной организации  создается для осуществления  внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации.

4.2. Внутренний документ, регулирующий деятельность службы 
внутреннего контроля (далее - положение о службе внутреннего контроля) 
должен определять:

  • цели и сферу деятельности службы внутреннего контроля;
  • принципы (стандарты) и методы деятельности службы внутреннего контроля, отвечающие требованиям настоящего Положения;
  • статус службы внутреннего контроля в организационной структуре кредитной организации, ее задачи, полномочия, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими подразделениями кредитной организации, в том числе осуществляющими контрольные функции;
  • подчиненность и подотчетность руководителя службы внутреннего контроля;
  • обязанность руководителя службы внутреннего контроля информировать о выявляемых при проведении проверок нарушениях (недостатках) по вопросам, определяемым кредитной организацией, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения кредитной организации, в котором проводилась проверка;
  • обязанность руководителя и служащих службы внутреннего контроля информировать органы управления кредитной организации о всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего контроля своих функций;
  • порядок участия службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации;
  • ответственность руководителя службы внутреннего контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информирования по вопросам, определяемым кредитной организацией, совета директоров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.

4.3. Служба  внутреннего контроля осуществляет  следующие функции: 
4.3.1. Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля. 
4.3.2. Проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками); 
4.3.3. Проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств; 
4.3.4. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности; 
4.3.5. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России. 
4.3.6. Проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации. 
4.3.7. Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций. 
4.3.8. Проверка соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг). 
4.3.9. Проверка процессов и процедур внутреннего контроля. 
4.3.10. Проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения. 
4.3.11. Оценка работы службы управления персоналом кредитной организации; 
4.3.12. Другие вопросы, предусмотренные внутренними документами кредитной организации. 
4.4. Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций. 
4.5. Постоянство деятельности службы внутреннего контроля означает, что служба внутреннего контроля кредитной организации должна действовать на постоянной основе. 
4.5.1. Кредитная организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок. 
4.5.2. Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат кредитной организации. 
Не допускается передача функций службы внутреннего контроля кредитной организации сторонней организации. 
4.5.3. В кредитной организации, входящей в состав банковской группы, допускается передача отдельных функций службы внутреннего контроля службе внутреннего контроля другой кредитной организации, входящей в банковскую группу. Основанием для принятия решения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля является отсутствие у кредитной организации специалистов по подлежащим контролю видам деятельности и невозможность или нецелесообразность найма таких специалистов на постоянной основе с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации. Перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля должны быть согласованы между кредитными организациями в письменной форме. При этом ответственность за эффективность осуществления переданных функций несет кредитная организация, принявшая решение о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля. 
Сведения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в состав банковской группы, содержащие перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля, представляются в территориальные учреждения Банка России по месту обслуживания каждой из указанных кредитных организаций, входящих в состав банковской группы.

4.6. Независимость службы внутреннего контроля. 
4.6.1. Кредитная организация обеспечивает независимость службы внутреннего контроля в соответствии с порядком, в котором должно быть установлено, что служба внутреннего контроля:

  • действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета);
  • не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым настоящего подпункта;
  • по собственной инициативе докладывает совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению, а также раскрывает эту информацию единоличному и коллегиальному исполнительному органу кредитной организации;
  • подлежит независимой проверке аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом), если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации.

4.6.2. Во внутренних  документах кредитной организации  должно быть предусмотрено:

  • порядок утверждения положения о службе внутреннего контроля, годовых и текущих планов проверок, отчетов о выполнении планов проверок;
  • подотчетность руководителя службы внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации;
  • подчиненность руководителя подразделения внутреннего контроля филиала кредитной организации (при наличии подразделения внутреннего контроля в филиале) или служащего филиала кредитной организации, выполняющего функции представителя службы внутреннего контроля кредитной организации в соответствующем филиале, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации;
  • право руководителя службы внутреннего контроля взаимодействовать с соответствующими руководителями кредитной организации (ее подразделений) для оперативного решения вопросов и порядок такого взаимодействия;
  • невозможность функционального подчинения руководителю (его заместителям) службы внутреннего контроля иных подразделений кредитной организации, а также совмещения служащими службы внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях кредитной организации;
  • участие службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации.

4.6.3. Служба внутреннего  контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок. 
Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.

Информация о работе Организация внутреннего контроля в кредитной организации