Организация финансового контроля: виды, формы, методы, и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами финансового контроля являются:
-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

Оглавление

1. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, и их характеристика.
2. Проблемы конвертируемости рубля в современных условиях.
3. Список литературы.
4. Практическое задание.

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

Издательство: Росстат //Финансы России. 2008 г.

М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина//Финансы  предприятий(2007г) Издательства: ТК Велби, Проспект, 2009 г Финансы. Учебник(2009г)

А. Ю. Коваленко, В. А. Парыгина, А. А. Тедеев //Финансы в схемах и таблицах с комментариями(2006г)

Е. А. Котельникова//Финансы. Конспект лекций (2008г)

Под редакцией С. И. Лушина и В. А. Слепова//Государственные и муниципальные  финансы (2006г)

С. В. Галицкая//Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий (2008г)

 

 

 

  1. Проблемы конвертируемости рубля в современных условиях.

При изучении проблемы конвертируемости очень  важно выбрать правильный ракурс. Эта проблема часто рассматривается  умозрительно, исходя из представления  о том, что наиболее развитые страны обладают свободно конвертируемыми  валютами, следовательно, и России необходимо стремиться к полной конвертируемости рубля.[1]

На самом  деле уровень развитости страны и  конкурентоспособности ее экономики  повышает не достижение конвертируемости, а развитие экономики, рост ее эффективности  служит основанием для введения полной конвертируемости национальной валюты.

Поскольку современная мировая экономика  диктует условия жесткой конкуренции, усложняющейся процессами глобализации, проблема конвертируемости должна рассматриваться  с позиций повышения конкурентоспособности  российской экономики. Более того, правильное управление конвертируемостью национальной валюты является частью комплекса инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность  национальной экономики и национальной безопасности страны.

Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность  обмениваться на другие валюты. Конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения  и облегчения использования национальных валют в международных экономических  операциях – торговле, международном  кредитовании, покупке и продаже  собственно валют, оценке валютных авуаров, имеющихся у той или иной страны или ее хозяйствующих субъектов.

При более  детальном рассмотрении в условиях международных экономических отношений  и интернационализации хозяйственной  жизни проблема конвертируемости приобретает  особую роль, поскольку необходимость  обмена валют и их соизмерения  выходит за рамки внешнеэкономического сектора стран и становится непосредственной интегральной частью внутринационального развития.

Под полной конвертируемостью денежной единицы  понимается свободный двусторонний обмен ее на иностранные валюты без  ограничений. Конвертируемость только для отдельных категорий экономических  агентов и/или видов внешнеэкономических  операций является частичной.

Однако  введение свободной обратимости  валют в странах Западной Европы вовсе не означало для них полной отмены всех валютных ограничений, на чем, между прочим,  настаивали США.[2] И только в начале 1990-х годов в соответствии с требованиями ВТО о либерализации услуг в банковской, страховой и фондовой сферах, страны ЕС взяли на себя обязательства об отмене валютных ограничений, но и при этом они продолжают защищать свой финансовый рынок.[3]

По иному  решали проблему конвертируемости своих  валют страны Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ), Россия и страны СНГ.[4] Они фактически пошли по пути введения внутренней конвертируемости своих валют.  

Ряд стран (Болгария, Польша, Россия и Чехия) осуществили «шоковый» переход  к внутренней конвертируемости одновременно с «шоковой» либерализацией цен, что можно считать своего рода «двойным шоком». Другие страны (Венгрия  и Румыния) подготовили отмену валютных ограничений предварительным накоплением  официальных валютных резервов. [5]

Однако  большинство стран Центральной           и Восточной Европы, страны Балтии, Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Россия, подписав в середине 1990-х годов статью VIII Соглашения об МВФ, предусматривающую положение о том, что «ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам», формально все же ввели внутреннюю конвертируемость своих валют по текущим операциям платежного баланса.

В отличие от Западной Европы послевоенного  периода Россия вначале ввела  внутреннюю конвертируемость рубля  в ходе либерализации внешней  торговли, а внешняя конвертируемость не вводилась, чтобы иностранцы не скупили  за бесценок российские предприятия  в ходе приватизации.

Анализируя  действия других государств в данном направлении можно выделить, что  многие государства и начинали именно с внешней конвертируемости своей  валюты.

Она необходима для придания иностранным инвесторам уверенности в возможности вывоза вложенного капитала и прибылей из страны, конвертировав полученные рубли  на валютном рынке. Таким образом, внешняя  конвертируемость - это первый шаг  на пути к полной конвертируемости, а внутренняя конвертируемость - второй.

Известный специалист по проблемам валютных отношений  С.М.Борисов пишет: «…внешняя обратимость  стимулирует активность иностранных  инвесторов, снимая проблему репатриации  везенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или  менее устойчивый международный  спрос на данную валюту с соответствующим  благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж  валюты в глазах мировой деловой  общественности…».[6]

Кроме того, внешняя обратимость, по утверждению  С.М. Борисова «требует значительно  меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с  отечественными собственниками валюты». 4

Ведь внешняя  конвертируемость рубля нужна, прежде всего, для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, особенно в отношениях со странами СНГ и странами - эмитентами валют, не являющихся свободно конвертируемыми. Она необходима также для стимулирования иностранных инвестиций. И уж затем - для соблюдения статусного уровня России как члена МВФ и "большой  восьмерки".

Встает  вопрос, а что же было бы правильным, как нужно было бы поступать, если бы мы хотели конвертировать валюту полностью? Прежде всего, необходимо оценить реальное положение страны с позиций обеспеченности субъектов деятельности России в  мировой экономике в целом  и, в частности, в валютной сфере.

В России сегодня  и ситуация все больше напоминает затянувшуюся на годы неопределенность, т.е. сейчас, когда в основном приватизация уже осуществлена и финансовая стабилизация достигнута, продолжать откладывать первый шаг уже не имеет практического смысла.

Примерно 12 лет наша страна имела номинальную  субъектность в глобальной конкурентной борьбе и сейчас эта номинальность  еще не преодолена. Это означает, что Россия считает себя на рынке  неким конкурентным игроком, но на самом  деле, таковым не являемся. Необходимо разработать общенациональную программу  повышения конкурентоспособности, которая ляжет в основе конвертируемости валюты, но этого до сих пор нет. Прошло три года с момента обращения  Президента, а мы все толчем воду в ступе.

Надо оценить  свои реальные ресурсы. Что Россия может  сегодня и чего  не может? В России практически потеряли обрабатывающую промышленность в значительной степени, в стране практически не велось за этот период времени геологоразведки, теряются кадры. Нужно определить эффективный инструментарий обеспечения конкурентных позиций России в сложившихся условиях, в международных экономических отношениях.

России  необходимо в рамках мирового экономического (глобального) контекста найти свою собственную нишу и соответственно позиционировать себя. Это позиционирование должно быть рассчитано не на год и  не на пять лет, а лет на 15-20 как  минимум.

Когда Россия  поймет, куда развивается, с каким населением будет выступать, должна быть выработана долгосрочная программа. Только после того, как будут просчитаны все эти ресурсные моменты, посмотрим, оценим, выстроим свою траекторию развития в соответствии с тем эволюционным процессом, который происходит, тогда можно говорить о конвертируемости рубля.

Введение  полной конвертируемости должно быть основано не только на детальном анализе  уже сложившейся ситуации, но и  оценке ресурсов России в контексте  общего ее встраивания в действующую  валютную систему таким образом, чтобы такое встраивание содействовало  повышению конкурентоспособности  национальной экономики.

Для этого  необходимо оценить реальное положение  страны, с позиций обеспечения субъектности России в мировой экономике в целом и в частности в валютной сфере; оценить свои реальные ресурсы для обеспечения такой субъектности; определить и выработатьэффективный инструментарий обеспечения конкурентных позиций России в сложившихся условиях в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Необходимо  иметь в виду, что внутри валютной системы имеются противоречия между  главными игроками, которые можно  и нужно использовать, чтобы не дать постоянно себя обыгрывать и  просто использовать как объект международных  экономических отношений. Словом, постараться превратиться в реальный, а не номинальный субъект этих отношений.

В обычных  условиях страны, специально занижающие свой валютный курс таким образом, повышают конкурентоспособность своих экспортных товаров и тем самым расширяют  масштабы экспорта. Это, в свою очередь, позволяет направлять дополнительные денежные средства на модернизацию производственного  аппарата, развитие технологии и экономики  в целом.

В российских же условиях такому пути препятствуют два основных обстоятельства. Первое — сырьевая, точнее нефтяная ориентация экспорта, резко ограничивающая возможности  экспорта мощностями существующих трубопроводов.

И второе —  политика правительства, продолжающего  держать экономику страны на голодном денежном пайке, под предлогом борьбы с инфляцией, несмотря на то, что  существует достаточно способов канализировать вливания дополнительных денежных средств  в экономику без риска соответствующего роста инфляции, но способных активизировать экономический рост.

Таким образом, валютная политика правительства РФ, поддерживающая заниженный курс национальной валюты, имеет исключительно негативные итоги.

Очевидно, что главное направление развития в области валютной политики —  достижение финансовой независимости. Это связано с тем, что в  современных условиях финансовая система, как в национальной, так и в  мировой экономике приобрела  совершенно определенный стратегический характер. От того, какое решение  примут финансовые власти относительно финансирования  тех или иных проектов, в конечном итоге будет зависеть развитие страны, в  том числе и военное и политическое.

Сегодня одним  из инструментов, с помощью которых  можно приблизить конвертируемость, могут стать сырьевые биржи, где  нефть и газ можно будет  покупать за рубли, но это будет сделать  не так просто. Дело в том, что  некоторые арабские страны уже пытались продавать углеводороды за национальную валюту, но у них из этого ничего не вышло, и все они снова вернулись  к доллару

Две экономические  задачи, связанные с введением  полной конвертируемости рубля, - открытие в России биржи для международной  торговли энергоресурсами и вступление РФ в ВТО, - на практике могут противоречить  друг другу. Дело в том, что, став членом ВТО, Россия лишится значительной части  оперативного простора в установлении правил игры на внутреннем рынке. Она  будет вынуждена следовать международным требованиям и нормам, которые разработаны, прежде всего, с учетом интересов развитых стран

Для того, чтобы  сегодня ответить на вопрос о целесообразности введения полной конвертируемости рубля, следует задаться другим вопросом —  насколько сегодняшняя ситуация с его ограниченной внутренней конвертируемостью  отвечает интересам страны, содействует  повышению ее конкурентоспособности?

Другими словами, какой ущерб наносится российской экономике от существующей формы  конвертируемости? Какие угрозы национальной безопасности несет в себе, например, принятое Россией решение о полной отмене валютных ограничений с 1 июля 2006 г.?

Думается, что здесь, в отличие от ряда других постсоциалистических стран, Россия сталкивается с дополнительными угрозами ее экономической  безопасности.

Только  в рамках такой масштабной и амбициозной  постановки задачи можно добиться успеха в современных жестких конкурентных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Задание 1: Анализ состава и структуры имущества предприятия и источники его формирования.

Информация о работе Организация финансового контроля: виды, формы, методы, и их характеристика