Организация финансового контроля: виды, формы, методы, и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами финансового контроля являются:
-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

Оглавление

1. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, и их характеристика.
2. Проблемы конвертируемости рубля в современных условиях.
3. Список литературы.
4. Практическое задание.

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта различаются  ревизии:

1. полные - предусматривают  проверку всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта;

2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

3. комплексные - являются  наиболее полными, охватывающими  все стороны деятельности проверяемого  предприятия, учреждения, организации,  охватывают хозяйственную и финансовую  деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного  использования материальных, трудовых  и финансовых ресурсов, качества  и состояния бухгалтерского учета  и отчетности. Для проверки узких  технических и технологических  вопросов к ревизии привлекаются  соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

4. тематические - проводятся  на определенную тему по деятельности  однотипных предприятий, организаций,  учреждений, что позволяет выявить  типичные недостатки или нарушения  и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени  «охвата» финансовых и хозяйственных  операций различают ревизии:

1. сплошные - предполагают  проверку всех операций на  определенном участке деятельности  за весь проверяемый период;

2. выборочные -- это проверка  определенной части первичных  документов за тот или иной  промежуток времени. Как правило,  проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят  к сплошной ревизии;

комбинированные - предусматривают  проверку одних участков сплошным методом, а других -- выборочным, что позволяет  ревизовать большие объекты с  высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового  контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании  проведенной ревизии оформляется  акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных лиц  к ответственности.

Сферы финансового контроля

Необходимым условием эффективности  финансового контроля является система  бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения  стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического  лица. Только при таком условии  результаты финансового контроля дают возможность для анализа и  объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки  хода реализации финансовой политики на определенный период развития как  отдельной сферы деятельности , так  и всего государства.

В странах с рыночной экономикой сфера государственного финансового  контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный  финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.

За сферу государственного контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства  самим владельцами финансового  капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо  от его повседневности и строгости  непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих  владельцев капитала. Конечной целью  предпринимательской деятельности в любой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание  первоначального капитала.

Стоимостным звеном финансового  контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой  организации или другого контролируемого  юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

Пути совершенствования  финансового контроля РФ

В настоящее время большое  значение приобретает необходимость  совершенствования финансового  контроля с целью повышения его  действенности и эффективности. Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых  технологий открывает перспективы  повышения эффективности использования  государственных ресурсов. В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

В современных условиях своего решения требует законодательное  обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и  установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности и  рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию  общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, обеспечение возможности  участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и  денежных средств).

Роль финансового контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить. Назначение финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации  ещё не до конца сформирован и  находится на стадии становления. Поэтому  несовершенство системы финансового  контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных  проблем. Бюджетные средства часто  используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и  организаций в большей части  скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального  развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности  выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

Поэтому актуальным на сегодняшний  день представляется введение новых  перспективных систем и методов  в сферу финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31 июля 2008 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями  и дополнениями) Раздел IX. Государственный  и муниципальный финансовый контроль. Гл.26 статьи 265-273

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 504 с.

Симонова Л. А. Эффективность государственного финансового контроля // Финансы, 2006. №4.

Овсянников Л. Н. Государственный  финансовый контроль: подходы к стандартизации. // Финансы. - 2007 - № 2.

Финансы и кредит. - М.: Финансы и  статистика, 2007.

Бликанов А.В. Государственный финансовый контроль в регионах и пути его  совершенствования // Бюджет. - 2007. - апрель

Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. - М., 2001. - №1. - с. 55-56.

В. А. Алешин, А. И. Зотова// Финансы.-2008 год.

В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская //Финансы (2009 г)

И. В. Бородушко, Э. К. Васильева, Н. Н. Кузин //Финансы (2006г)

Информация о работе Организация финансового контроля: виды, формы, методы, и их характеристика