Организация финансового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 4
1. 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 4
1. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 6
1. 3 МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ. 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ 13
2. 1. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 13
2. 2 ИТОГИ КОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННОЙ И ЭКСПЕРТНО – АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФК РФ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Организация финансового контроля в РФ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Тематическая ревизия осуществляется на определенную тему по деятельности однотипных субъектов и (или) по однотипным операциям, что позволяет выявить типичные нарушения и недостатки при минимальных трудовых затратах и принять меры к их устранению. Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).

Надзор — это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.

Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.

Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами.

Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внешнего) финансового контроля выступает система бухгалтерского учета организаций, включающая производственно-хозяйственный, финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобщает и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контроля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль — две стороны единого учетно-контрольного процесса организации.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ

2. 1. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Система органов  финансового контроля – это установленная  законодательством совокупность специально уполномоченных органов государственной  власти и управления всех уровней для выявления, предупреждения и пресечения:

– ошибок и злоупотреблений  в управлении денежными и иными  материальными ресурсами (капиталами) государства, а также используемыми  и отчуждаемыми нематериальными  объектами собственности государства, которые влекут прямой или косвенный финансовый и (или) материальный ущерб стране;

– несоблюдении финансово-хозяйственного и бюджетного законодательства;

– недостатков  в организации систем управления финансово – хозяйственной деятельностью  государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или связанных с ними.

Российским  законодательством функции контроля за формированием, распределением и  использованием бюджетных средств  и средств государственных внебюджетных фондов возложены на различные государственные органы.

ГФК на федеральном  уровне представляет собой совокупность трех основных элементов:

– Президентский  контроль;

– Парламентский  контроль;

– Финансовый контроль органов исполнительной власти.

Президентский контроль соблюдения бюджетно – налоговой дисциплины является главным элементом государственного управления, гарантом единой финансовой политики на территории всей страны. Он проводится на основании Конституции РФ путем издания указов по бюджетным, финансовым и налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представлении в Государственную Думу РФ кандидатур для назначения на должность Председателя Банка России.

Непосредственный  контроль исполнения указов и распоряжений Президента РФ, включая финансовую сферу, осуществляет специально образованная структура в Администрации Президента Контрольное управление, которое наделено широкими полномочиями для осуществления контроля на всей территории РФ от имени и по поручению Президента РФ. Правовой статус Контрольного управления определен Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729 «Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

Основными функциями  Контрольного управления являются:

– контроль за исполнением органами исполнительной власти и проверка, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организация федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

– рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;

– подготовка информации на основе проведенных проверок Президенту РФ о предупреждении нарушений в совершенствовании деятельности исполнительных органов.

Парламентский контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ через специально созданные комитеты: в Государственной Думе РФ – Комитет по бюджету и налогам; в Совете Федерации РФ – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Важная роль в осуществлении  парламентского контроля принадлежит  Счетной палате РФ, образующаяся Советом Федерации и Государственной думой РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности данного органа парламентского контроля определяется Федеральным законом «О Счетной плате Российской Федерации».

В число контрольных функций  Счетной палаты РФ входят:

– осуществление и организация контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективного расходования государственных средств и использования федеральной собственности: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– финансовая экспертиза проектов федеральных законов в других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;

– контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других уполномоченных финансово – кредитных учреждениях и др.

О результатах ревизии  и тематических проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации РФ и Государственную думу РФ. В случае выявлений нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, которая наносит государству ущерб и требует пресечения, Счетная палата РФ вправе дать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

Представительные  органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со статьей 265 БК РФ, Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов  муниципальных образований.

Финансовый  контроль органов исполнительной власти. В решении финансово–правовых вопросов Правительство РФ в соответствии со статьями 101, 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочиями. Оно должно контролировать процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществлять единую политику в области финансов; принимать решения об отмене налогов или освобождении от их уплаты, выпускать государственные займы; контролировать и регулировать финансовую деятельность министерств и ведомств, осуществлять общее руководство подчиненными ему органами финансового контроля.

Основное место  контроля со стороны исполнительных органов в системе финансового занимает Минфин России. Его задачи в области организации и проведения государственного финансового контроля сформулированы в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г №320 «0 Министерстве финансов Российской Федерации». Этот федеральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в Российской Федерации и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин России через свои структурные подразделения осуществляет координацию различных направлений финансовой деятельности совместно с иными федеральными органами исполнительной власти.

Минфин России контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование  средств, выделенных из федерального бюджета  предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Ключевым, структурным  органом, реализующим функцию финансового  контроля, является Федеральное казначейство. Этот орган образован в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О Федеральном казначействе» для того, чтобы провести государственную бюджетную политики, эффективное управление доходами и расходами бюджетов субъектов РФ, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усилить контроль за поступлением, экономным и целевым использованием государственных средств. В настоящее время Федеральное казначейство является федеральной службой, находящейся в ведении Минфина России.

Органы Федерального казначейства России призваны осуществлять следующие задачи:

– реализация государственной бюджетной политики в части исполнения государственного бюджета;

– управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках;

– регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

– прогнозирование объема государственных финансовых ресурсов;

– сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

 

– управление и обслуживание банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Кроме рассмотренных  выше органов контроля финансов, в  Российской Федерации действует  ряд специальных органов финансового  контроля, сфера деятельности которых  является отдельная область финансов (налогообложение или банковская деятельность). В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, возложены на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы.

Главная задача Федеральной налоговой службы –  контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми физическими  и юридическими лицами, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды государственных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

К числу специализированных органов финансового контроля относится Федеральная таможенная служба РФ. Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по:

– организации  контроля за правильностью определения  таможенной стоимости товара;

– обеспечению  своевременного и полного внесения в государственный бюджет России таможенных платежей;

– таможенному  оформлению и таможенному контролю за товарами и перемещаемыми через  таможенную границу;

− обеспечению  контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля и осуществлению иных мер по охране таможенной границы;

– осуществлению  валютного контроля в статусе  органа валютного контроля.

Особое место  в системе специальных органов  государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому  мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Этот орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. №307. К числу основных задач Федеральной службы по финансовому мониторингу относят:

– сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ;

– осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам Правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами и др.

Информация о работе Организация финансового контроля в РФ