Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:17, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 4
1. 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 4
1. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. 6
1. 3 МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ. 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ 13
2. 1. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 13
2. 2 ИТОГИ КОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННОЙ И ЭКСПЕРТНО – АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФК РФ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Тематическая ревизия осуществляется на определенную тему по деятельности однотипных субъектов и (или) по однотипным операциям, что позволяет выявить типичные нарушения и недостатки при минимальных трудовых затратах и принять меры к их устранению. Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).
Надзор — это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами.
Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внешнего) финансового контроля выступает система бухгалтерского учета организаций, включающая производственно-хозяйственный, финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобщает и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контроля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль — две стороны единого учетно-контрольного процесса организации.
Система органов финансового контроля – это установленная законодательством совокупность специально уполномоченных органов государственной власти и управления всех уровней для выявления, предупреждения и пресечения:
– ошибок и злоупотреблений
в управлении денежными и иными
материальными ресурсами (капиталами)
государства, а также используемыми
и отчуждаемыми нематериальными
объектами собственности госуда
– несоблюдении финансово-хозяйственного и бюджетного законодательства;
– недостатков
в организации систем управления
финансово – хозяйственной
Российским
законодательством функции
ГФК на федеральном уровне представляет собой совокупность трех основных элементов:
– Президентский контроль;
– Парламентский контроль;
– Финансовый контроль органов исполнительной власти.
Президентский контроль соблюдения бюджетно – налоговой дисциплины является главным элементом государственного управления, гарантом единой финансовой политики на территории всей страны. Он проводится на основании Конституции РФ путем издания указов по бюджетным, финансовым и налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представлении в Государственную Думу РФ кандидатур для назначения на должность Председателя Банка России.
Непосредственный контроль исполнения указов и распоряжений Президента РФ, включая финансовую сферу, осуществляет специально образованная структура в Администрации Президента Контрольное управление, которое наделено широкими полномочиями для осуществления контроля на всей территории РФ от имени и по поручению Президента РФ. Правовой статус Контрольного управления определен Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729 «Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».
Основными функциями Контрольного управления являются:
– контроль за исполнением органами исполнительной власти и проверка, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организация федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
– рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
– подготовка информации на основе проведенных проверок Президенту РФ о предупреждении нарушений в совершенствовании деятельности исполнительных органов.
Парламентский контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ через специально созданные комитеты: в Государственной Думе РФ – Комитет по бюджету и налогам; в Совете Федерации РФ – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.
Важная роль в осуществлении парламентского контроля принадлежит Счетной палате РФ, образующаяся Советом Федерации и Государственной думой РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности данного органа парламентского контроля определяется Федеральным законом «О Счетной плате Российской Федерации».
В число контрольных функций Счетной палаты РФ входят:
– осуществление и организация контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
– определение эффективного расходования государственных средств и использования федеральной собственности: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
– финансовая экспертиза проектов федеральных законов в других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;
– контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других уполномоченных финансово – кредитных учреждениях и др.
О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации РФ и Государственную думу РФ. В случае выявлений нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, которая наносит государству ущерб и требует пресечения, Счетная палата РФ вправе дать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.
Представительные
органы местного самоуправления осуществляют
финансовый контроль в соответствии
со статьей 265 БК РФ, Федеральным законом
«Об общих принципах
Финансовый контроль органов исполнительной власти. В решении финансово–правовых вопросов Правительство РФ в соответствии со статьями 101, 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочиями. Оно должно контролировать процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществлять единую политику в области финансов; принимать решения об отмене налогов или освобождении от их уплаты, выпускать государственные займы; контролировать и регулировать финансовую деятельность министерств и ведомств, осуществлять общее руководство подчиненными ему органами финансового контроля.
Основное место контроля со стороны исполнительных органов в системе финансового занимает Минфин России. Его задачи в области организации и проведения государственного финансового контроля сформулированы в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г №320 «0 Министерстве финансов Российской Федерации». Этот федеральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в Российской Федерации и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин России через свои структурные подразделения осуществляет координацию различных направлений финансовой деятельности совместно с иными федеральными органами исполнительной власти.
Минфин России
контролирует исполнение федерального
бюджета и целевое
Ключевым, структурным
органом, реализующим функцию
Органы Федерального казначейства России призваны осуществлять следующие задачи:
– реализация государственной бюджетной политики в части исполнения государственного бюджета;
– управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках;
– регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
– прогнозирование объема государственных финансовых ресурсов;
– сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
– управление и обслуживание банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Кроме рассмотренных
выше органов контроля финансов, в
Российской Федерации действует
ряд специальных органов
Главная задача Федеральной налоговой службы – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми физическими и юридическими лицами, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды государственных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
К числу специализированных органов финансового контроля относится Федеральная таможенная служба РФ. Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по:
– организации контроля за правильностью определения таможенной стоимости товара;
– обеспечению своевременного и полного внесения в государственный бюджет России таможенных платежей;
– таможенному оформлению и таможенному контролю за товарами и перемещаемыми через таможенную границу;
− обеспечению контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля и осуществлению иных мер по охране таможенной границы;
– осуществлению валютного контроля в статусе органа валютного контроля.
Особое место в системе специальных органов государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Этот орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. №307. К числу основных задач Федеральной службы по финансовому мониторингу относят:
– сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ;
– осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам Правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами и др.