Оперативное финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое планирование может быть стратегическим, текущим и оперативным. Целью написания данной работы является изучение оперативного финансового планирования и форм его осуществления.
Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить задачи и принципы финансового планирования;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты финансового планирования…………….…..….4
1.1 Задачи и принципы финансового планирования на предприятии……...5
1.2 Этапы процесса финансового планирования……………………….…....7
1.3 Перспективное финансовое планирование……………………………...10
1.4 Текущее финансовое планирование……………………………………..12
1.5 Оперативное финансовое планирование……………………………..….13
1.6 Документы, необходимые для проведения оперативного финансового
планирования……………………………………………………………...14
1.6.1 Платёжный календарь……………………………………………….……14
1.6.2. Кассовый план………………………………………………………….…16
1.6.3. Финансовый план………………………………………………………....18
1.6.4. План денежных потоков………………………………………….………19
1.6.5. Бюджетирование……………………………………………….……….…21
2. Практические рекомендации по разработке, внедрению и
использованию платёжного календаря……………………….…………24
2.1 Этапы разработки платёжного календаря………………….…………...24
2.2 Связь платёжного календаря с бюджетом движения денежных
средств……………………………………………………………………..26
2.3 Этапы внедрения платёжного календаря…………………..…………….28
2.4 Последовательность составления платёжного календаря….….….…..…..35
Заключение………………………….……………..………………………….…37
Список используемой литературы………….…….…….……….………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 127.00 Кб (Скачать)

         - Определение периода реализации стратегии;

         - Анализ факторов внешней финансовой среды предприятия;

         - Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия;

         - Разработка финансовой политики;

         - Разработка системы мер по обеспечению реализации финансовой стратегии;

         - Оценка разработанной финансовой стратегии.

         - С учетом финансовой стратегии формируется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной и т.д. В результате разработки системы мероприятий, которые обеспечивают реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются службы, ответственные за результаты их реализации.

Текущее финансовое планирование.

         Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике за отдельными аспектами финансовой деятельности. Этот вид финансового планирования характеризуется разработкой конкретных видов финансовых планов. Они дают возможность предприятию определить на текущий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала фирмы на конец планированного периода.

         По результатам текущего финансового планирования разрабатываются три основных документа:

  1. план движения денежных средств;
  2. план отчета о финансовых результатах;
  3. план бухгалтерского баланса.

         Главной целью разработки этих документов выступает оценка финансового плана предприятия на конец планированного периода.

         Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных путем их конкретизации и детализации. Проводится сопоставление каждого вида вложений с источниками финансирования. Для этого обычно используются сметы образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля хода финансирования важнейших мер по выбору оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

 

Оперативное финансовое планирование.

         Оперативное планирование дополняет текущее и используется с целью контроля над поступлением текущей выручки на расчетный счет и расходованием имеющихся финансовых ресурсов. На предприятии финансовое планирование мероприятий может осуществляться за счет полученных им средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Для осуществления оперативного планирования финансовой деятельности разрабатываются комплексы краткосрочных плановых задач относительно финансового обеспечения основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

         Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана, финансового плана, плана денежных потоков, бюджетирования и расчета потребности в краткосрочном кредите.

 

Документы, необходимые  для проведения оперативного финансового  планирования.

Платежный календарь.

         Для составления платежного календаря необходимо решать следующие задачи:

  • организовать учет согласования во времени денежных поступлений и будущих затрат предприятия;
  • сформировать информационную базу относительно движения денежных потоков;
  • вести ежедневный учет изменений в информационной базе;
  • анализировать невыплату (по суммам и источникам возникновения), предпринимать конкретные меры по их преодолению;
  • рассчитать потребности в краткосрочном кредите и активно приобретать заемные средства;
  • рассчитать (по суммам, срокам) временно свободные денежные средства предприятия;
  • анализировать финансовый рынок с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

         Во время составления платежного календаря надо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности с целью предотвращения невыполнения финансового плана. Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более коротким периодам.

         В платежном календаре могут быть сбалансированы поступления и расходования денежных средств. Правильно составленный платежный календарь позволяет обнаружить финансовые ошибки и таким образом избежать финансовых трудностей.

         Для составления платежного календаря необходимо иметь следующую информационную базу:

  1. план реализации продукции;
  2. смета затрат на производство;
  3. план капитальных вложений;
  4. выписки из счетов предприятия и приложения к ним;
  5. договоры;
  6. внутренние приказы;
  7. график выплаты зарплаты;
  8. счета-фактуры;
  9. установленные сроки платежей по финансовым обязательствам.

         Признаком ухудшения финансового состояния предприятия служит превышение планированных затрат над ожидаемыми поступлениями, которое означает недостаточность собственных возможностей для покрытия. В этих случаях необходимо решить следующие задачи:

  • перенести часть затрат на следующий период;
  • ускорить отгрузку и реализацию продукции;
  • принять меры для поиска дополнительных источников финансирования.

         Излишек денежных средств в определенной мере свидетельствует о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

         Вместе с платежным календарем необходимо составлять налоговый календарь, в котором указывать, какие налоги соответственно законодательству может платить предприятие, как они позволяют избежать просрочек и санкций. Для детализации картины можно разрабатывать платежные календари по отдельным видам движения денежных средств. Например, платежный календарь относительно расчетов с поставщиками, платежный календарь относительно обслуживания долга и т.п.

 

Кассовый план.

         Для планирования оборота наличных денег предприятием разрабатывается кассовый план. Он составляется на квартал и предоставляется в обслуживающий банк за 55 дней до начала квартала. Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводятся нормативы остатка наличных денег в кассе (лимиты), которые при необходимости могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в обслуживающие предприятие банки.

         Кассовый план является типовым документом и составляется по строго определенной форме.

         Бюджет денежных средств (кассовый план) представляет собой финансовый план потоков денежных средств корпорации, получаемых и расходуемых как по безналичному расчету, так и наличными. Бюджет денежных средств обычно составляется с разбивкой по месяцам, чтобы отразить сезонные колебания поступлений и расходов. При стабильных денежных потоках может быть оправдано составление бюджета с разбивкой на кварталы или более длительные промежутки времени. Целью составления бюджета денежных средств является оценка изменчивости доступного уровня денежных средств и планирование привлечения необходимого количества или инвестирования на короткие промежутки времени. Бюджет денежных средств также может рассматриваться как индикатор возможных проблем, связанных с нехваткой денежных средств.

         Составление бюджета денежных средств включает шесть этапов:

1) выбор временного горизонта.  Обычно равен месяцу, но при  нестабильных денежных потоках  могут составляться недельные  или даже ежедневные бюджеты;

2) прогноз объема продаж  и поступлений денежных средств  на временном горизонте;

3) оценка общего объема  поступлений денежных средств  (притоки). Общая сумма включает  поступление от продажи без  предоставления кредита и по  предоплате, получение денежных  средств от дебиторов, другие  поступления типа процентных, дивидендов  от деятельности других предприятий,  доходы от продажи активов,  доходы по ценным бумагам и  другие внереализационные доходы;

4) оценка расходов денежных  средств (оттоки). Включаются текущие  расходы за материалы, комплектующие,  выплаты по заработной плате,  выплаты по приобретенным материалам  и комплектующим в прошлые  периоды времени (погашение кредиторской  задолженности), налоговые платежи,  выплаты процентов и дивидендов, инвестиционные расходы и т.п.;

5) расчет чистого денежного  потока;

6) составление бюджета  денежных средств, показывающего,  в какие периоды времени корпорация  будет испытывать недостаток  денежных средств, а в какие  - избыток. Прибавляя к чистому  денежному потоку каждого временного  периода начальное количество  денежных средств (на начало  периода), получаем значение денежного  потока на конец (остаток денежных  средств на момент времени  t). Полученное значение остатка  сравнивается с минимальным бюджетом  денежных средств (таким количеством  денежных средств, которое руководство  считает необходимым иметь в  любой период времени) или с  оптимальным (при котором минимизируются  издержки хранения денежных средств). Превышение конечного значения  чистого денежного потока над  минимальным бюджетом показывает  избыток денежных средств. Размер  минимального бюджета зависит  от степени неопределенности  условий функционирования (чем более  неопределенны условия и высока  неопределенность по денежному  потоку, тем больше должно быть  значение минимального бюджета  денежных средств). Таблица 2 показывает  общий вид бюджета денежных  средств.

 

Временной горизонт

март

апрель

май

июнь

+приток денежных средств

       

- отток денежных средств

       

+ чистый денежный поток + поток  на

начало временного горизонта = поток

на конец периода = остатку  денежных средств

       

- минимальный бюджет денежных  средств

       

= избыток (недостаток)

       

Таблица 2. Общий вид бюджета  денежных средств.

 

Финансовый план.

         Финансовый план предприятия как документ представляет собой перечень доходных и расходных взаимоувязанных статей. Это обеспечивается привлечением других источников, включая и заемные. Все показатели финансового плана должны базироваться на достаточно обоснованных расчетах и содержать только такую информацию, которая оказывается легко проверяемой.

         В настоящее время составление и оформление финансового плана не имеет каких-либо регламентаций. Тем не менее, существуют некоторые особенности методического свойства в подходах к такой работе. В том случае, если главным содержанием финансового плана является отражение финансового результата, прибыли, то становятся неактуальными некоторые из доходных и расходных статей. Так, отдельно выполняются расчеты, но не включаются в перечень статей выручка от реализации продукции, а также затраты на ее производство и реализацию. В составе собственных финансовых ресурсов учитывается начисляемая в течение планового периода амортизация.

         Текущий финансовый план (баланс доходов и расходов) целесообразно строить по трем основным разделам.

1. Доходы и поступления  средств.

2. Расходы и отчисления.

3. Взаимоотношения с бюджетами,  банками и внебюджетными фондами.

         Финансовое планирование предполагает конкретную увязку каждого вида вложений, направлений использования средств или отчислений с соответствующими источниками финансирования. Правильность составления финансого плана подтверждается тем, что итоги направлений использования средств (итоги строк) совпадают с итогами источников (итоги граф). Кроме того, составление проверочной шахматной таблицы позволяет подтвердить целевой характер использования финансовых ресурсов предприятия, обеспечить сбалансированность доходов и расходов по статьям, выявить резервы сокращения расходов и мобилизации дополнительных денежных средств.

 

План денежных потоков.

         Движение денежных средств отражается в плане денежных потоков. Хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта подразделяется на три вида: производственно-торговая, инвестиционная, финансовая. Для каждого из них определяется показатель «каш флоу» (cash flow от англ. cash – деньги, денежная наличность, flow – поток, течь) означает денежный поток, поток денежной наличности или просто денежную наличность. Показатель «каш флоу» означает ту часть денежных средств, которая остается у хозяйствующего субъекта, хотя бы и временно, до дальнейшего ее распределения.

Информация о работе Оперативное финансовое планирование