Оценка стоимости промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:20, дипломная работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является оценка стоимости предприятия на основе анализа применяемых в настоящее время современных методик оценки стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать существующие точки зрения на оценку бизнеса;
рассмотреть существующие концептуальные подходы при реструктуризации бизнеса;
проанализировать существующие методики оценки стоимости бизнеса;
оценить стоимость бизнеса на реальном примере;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ, ПОНЯТИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА 8
1.1 История оценочной деятельности 8
1.2 Оценка бизнеса как экономическая категория 11
1.3 Регулирование оценочной деятельности 20
1.4 Лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований 26
1.5 Методическое обеспечение 33
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО "КЗХ "БИРЮСА" 51
2.1 Характеристика ОАО "КЗХ "Бирюса" 51
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 63
3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОАО «КЗХ «БИРЮСА» 82
3.1. Оценка стоимости предприятия на основе показателя «Чистые активы» 82
3.2 Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования денежных потоков. 86
3.3. Сравнительный анализ результатов оценки 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

 

Этот список наглядно показывает, насколько различны цели оценки стоимости бизнеса (компании), что в дальнейшем предполагает поиск различного вида стоимости. В зависимости от целей оценке и обстоятельств бизнес может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.

Понятие стоимости бизнеса (компании) имеет множество интерпретаций. Общепринятые стандарты стоимости  в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке. В литературе, посвященной оценке стоимости бизнеса (компании) различают четыре основных стандарта оценки:

  • обоснованной рыночной стоимости;
  • обоснованной стоимости;
  • инвестиционной стоимости;
  • внутренней (фундаментальной) стоимости;

Все указанные стандарты  предполагают, что оценка делается в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными  вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или его долей.

Основные различия указанных  стандартов сводятся к следующему.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости самым серьезным  образом ограничивает возможности  применения сколь-либо сложных методов  оценки бизнеса, так как они подразумевают  привлечение большого массива внутренней информации предприятия. Поэтому можно сказать, что единственным подходом к оценке бизнеса, который действительно отвечает указанному стандарту, является рыночный подход. Только в нем используется общедоступная для всех рыночная информация.

Однако рыночный подход к оценке бизнеса может быть применен лишь к оценке рыночной стоимости закрытой либо недостаточно открытой для фондового рынка (следовательно, с недостаточно ликвидными акциями) компании. К оценке имущественных комплексов его нельзя применить, так как ни на фондовом, ни на каком другом рынке капитала имущественные комплексы не котируются и информация по ним не публикуется.

Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике в случаях, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке от них акций более крупными акционерами тех же компаний на основании предъявления, к последним, претензий по поводу несоблюдения при подготовке договорной цены купли-продажи указанного стандарта. Претензия состоит в том, что акционеры большинства в таких случаях зачастую не предоставляют контрагенту по сделке (акционеру меньшинства) той информации об истинных рыночных перспективах компании и подлинной рыночной стоимости ее имущества, из которой исходят сами при определении максимально допустимых цен на акции компании. Доказанная подобная информационная асимметрия может привести к аннулированию рассматриваемой сделки.

Очевидно, что данная ситуация имеет прямые аналогии и  в отечественной практике, когда  более крупные акционеры и  менеджеры приватизированных компаний на основе сходной информационной асимметрии (зачастую усиливая ее распространением ложной информации о заниженных перспективах компании) скупают мелкие пакеты акций у работников приватизированных компаний, которым к тому же задерживается выплата заработной платы.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса (инвестиционного проекта) только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора (следовательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потенциальных инвесторов).

Инвестиционная стоимость компании с точки зрения внешнего инвестора-покупателя называется внешней стоимостью компании. Инвестиционная стоимость компании с точки зрения ее действующих менеджеров и с учетом их планов называется стоимостью компании как есть.

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает также, что рассматриваемая компания должна быть оценена всеми существующими  методами оценки бизнеса с получением итоговой оценки как средневзвешенной из всех определенных разными методами оценок (где в качестве весовых коэффициентов должны выступать специально обосновываемые коэффициенты доверия оценщика к результатам применения того или иного метода оценки в конкретной оценочной ситуации). [25, с. 25].

Приведенные стандарты  оценки бизнеса применимы как  к оценке компаний (их рыночной стоимости  или, иными словами, их рыночной капитализации), так и к оценке имущественных  комплексов независимо от того, кто  ими владеет.

Обычно в мировой  и российской практике считается, что  наиболее объективная оценка бизнеса  как такового соответствует стандарту  обоснованной рыночной стоимости. По мнению доктора экономических наук, профессора Института профессиональной оценки Финансовой Академии М. А. Федотовой, основными факторами, определяющими рыночную стоимость бизнеса, являются: спрос, настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, затраты на создание аналогичных компаний, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

Помимо общепринятых международных стандартов в отдельных  странах разрабатывают и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных  методических документов. Они являются рамочными, не диктуют для каждого  конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упорядочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и используемую терминологию. Национальные стандарты закрепляют то, на каком уровне и как видится методический аппарат оценки бизнеса наиболее влиятельными теоретиками и практиками оценки бизнеса в той или иной стране.

1.3 Регулирование оценочной деятельности

Механизм регулирования  оценочной деятельности

Согласно Концепции развития оценочной  деятельности в Российской Федерации основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются:

  • лицензирование оценщиков;
  • аттестация специалистов в области оценочной деятельности; система стандартов и положений оценочной деятельности;
  • утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;
  • сертификация услуг;
  • страхование гражданской ответственности оценщиков.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Согласно статье 18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в  РФ” контроль за осуществлением оценочной  деятельности в Российской Федерации  осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации  и субъектами Российской Федерации, в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Головным органом в контроле за осуществлением оценочной деятельности является Министерство государственного имущества Российской Федерации.

Функциями уполномоченных органов являются:

  • контроль за осуществлением оценочной деятельности;
  • регулирование оценочной деятельности;
  • взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;
  • согласование проектов стандартов оценки;
  • согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях саморегулирования оценочной  деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Поэтому дополнительно к государственному регулированию регулирование оценочной деятельности осуществляется такими саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации  оценщиков могут выполнять следующие  функции:

  • защищать интересы оценщиков;
  • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;
  • содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;
  • разрабатывать собственные стандарты оценки;
  • разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Помимо Федерального закона “Об  оценочной деятельности в Российской Федерации” и стандартами Российского общества оценщиков на территории субъектов Федерации действуют местные подзаконные акты по оценке, согласованные с Федеральным законом. Так, например, в Москве действует Закон г. Москвы от 11.02.98 г. № 3 “Об оценочной деятельности в городе Москве”. Европейской группы ассоциаций оценщиков (ЕГАО) приняты Европейские стандарты оценки 2000 (ЕСО 200), в связи с чем Российское общество оценщиков приступило к формированию системы евросертификации оценщиков в России.

Для обеспечения единого  правового и методологического пространства на всей территории Российской Федерации нормативные акты органов управления субъектов Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить согласование в Мингосимуществе России.

Законодательство по оценочной деятельности в последнее время было обновлено. Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел три законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", предложенных депутатами Иваном Грачевым, Николаем Арефьевым и членом Совета Федерации Владимиром Яковлевым.

Как сообщила пресс-служба Государственной Думы, заключение Комитета - рекомендовать Госдуме отклонить  законопроекты Н.Арефьева и В.Яковлева, а проект И.Грачева принять в  первом чтении. По оценке Комитета, законопроект И.Грачева "содержит ряд новых и важных положений".  В них предлагается привести Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" в соответствие с законодательством об образовании; предоставить заказчикам права на привлечение оценщиков без цели совершения сделок с объектами оценки, например, в целях приведения балансовой стоимости активов (в том числе основных производственных фондов) в соответствие с их рыночной стоимостью для отражения результатов оценки в системе бухгалтерского учета, принятой на предприятии.  
        Законопроект Грачева поддержан правительством, на законодательные инициативы Арефьева и Яковлева правительство дало отрицательные отзывы.

18 января 2002 года Государственная  дума 334 голосами приняла в первом чтении законопроект об изменениях и дополнениях в закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части приведения этого закона в соответствие с иными законами РФ.

Законопроект касается, в частности, проблем подготовки специалистов-оценщиков в высших учебных заведениях, стандартов оценки и критериев независимости действий оценщика. Два других законопроекта, тоже уточняющие закон об оценочной деятельности, за авторством губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева и депутата-коммуниста Николая Арефьева, Дума отклонила, посчитав их, соответственно, устаревшими и слишком одиозными, и меняющими всю концепцию оценочной деятельности в России.

Федеральный закон “Об оценочной  деятельности в Российской Федерации”

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, основывается на этом Федеральном законе, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон № 135-ФЗ “Об оценочной  деятельности в Российской Федерации” был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Этот Федеральный закон  определяет правовые основы регулирования  оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

Информация о работе Оценка стоимости промышленного предприятия