Оценка финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основе имеющихся данных определить финансовое положение предприятия и дать оценку финансовых результатов деятельности, а также выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
- изучение имущественного состояния предприятия, определение состава и структуры имущества;
- дать оценку собственным и заемным средствам;
- определить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами;
- оценить финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность;
- уточнить эффективность использования оборотных активов;
- проанализировать состав, динамику прибыли предприятия и определить факторы, влияющие на ее изменение;
- рассчитать показатели рентабельности;
- дать общую оценку финансовых результатов и рекомендации по укреплению финансового положения предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты анализа и оценки финансового состояния организации……………………………………………………………………….6
1.1 Значение и источники информации для финансового анализа……………6
1.2 Основные подходы к финансовому анализу……………………………….18
2. Анализ финансового состояния предприятия……………………………....26
2.1 Анализ и оценка финансового состояния предприятия…………………...26
2.2 Оценка и анализ платежеспособности предприятия……………………....29
2.3 Оценка коэффициентов финансовой устойчивости……………………….31
2.4 Анализ эффективности деятельности предприятия……………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………….………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату помогает ответить на ряд важных вопросов:

· насколько правильно  предприятие управляло финансовыми  ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате;

· как оно использовало имущество;

· какова структура этого  имущества;

· насколько рационально  оно сочетало собственные и заемные  источники;

· насколько эффективно использовало собственный капитал;

· какова отдача производственного потенциала;

· нормальны ли взаимоотношения  с дебиторами, кредиторами, бюджетом, акционерами и т.д.

Предприятие может реализовать  свои экономические интересы лишь через  обеспечение нормальных, бесперебойных  взаимоотношений с партнерами. Финансовая деятельность включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. Вся эта деятельность практически может осуществляться только через взаимоотношения с партнерами предприятия.

Таким образом, финансовое состояние предприятия формируется  в процессе его взаимоотношений  с поставщиками, покупателями, акционерами, налоговыми органами, банками и другими  партнерами. От улучшения финансового  состояния предприятия зависят его экономическое будущее.

Оценка финансового  состояния не равнозначна его  анализу. Анализ является лишь основой, хотя и необходимой, для проведения оценки финансового состояния. Оценка включает рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа, с точки зрения соответствия его уровня нормальному для данного предприятия уровню; факторов, повлиявших на величину показателя, и возможных его изменений при изменении того или иного фактора; необходимой величины показателя на перспективу и способов достижения этой величины; взаимозависимости показателей финансового состояния и обеспечения целенаправленности их системы для правильной ориентации специалистов предприятия в методах улучшения финансового состояния.

Главная цель анализа - своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и выявление резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Анализ финансового  состояния основывается главным  образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду. Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить с общепринятыми нормами, с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности, с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния.

Финансовый анализ начинают с расчета финансовых показателей  предприятия. Рассчитываемые показатели объединяют в группы. В состав показателей каждой группы входит несколько основных общепринятых показателей и ряд дополнительных показателей, рассчитываемых в зависимости от целей анализа, особенностей управления предприятием, выступающим в качестве объекта анализа. Однако во всех случаях рассчитываемые в ходе анализа финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской отчетности. Например, коэффициенты платежеспособности и ликвидности позволяют сравнивать долговые обязательства предприятия с имеющимися у него активами, коэффициент автономии определяет долю собственного капитала в совокупных пассивах хозяйства и т.д.

В первую группу входят коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия. Определенный уровень платежеспособности часто является обязательным условием самой возможности привлечения дополнительных заемных средств, получения кредитов. В эту группу входят также показатели, позволяющие судить о возможности предприятия успешно функционировать в обозримом будущем. Например, показатель чистых оборотных активов позволяет судить о том, насколько успешно предприятие способно погашать свои краткосрочные обязательства и продолжать производственно-финансовую деятельность.

Во вторую группу включают показатели финансовой устойчивости. Их называют показателями структуры капитала и платежеспособности, а иногда коэффициентами управления источниками средств.

Третью группу представляют показатели оборачиваемости активов.

В четвертую группу включают показатели рентабельности разных элементов имущества, рентабельности затрат, рентабельности продаж, рентабельности капитала. Эта группа показателей позволяет получить обобщенную оценку деятельности предприятия, его способности формировать и наращивать прибыль от производственно-финансовой деятельности.

 

 

2.2 Оценка и анализ платежеспособности предприятия

Платежеспособность  предприятия - это его способность своевременно и в полном объеме погашать свои финансовые обязательства. Ликвидность - это способность отдельных имущественных активов обращаться в денежную форму без потерь балансовой стоимости. Понятия платежеспособности и ликвидности близки по содержанию, но не идентичны. При высоком уровне платежеспособности финансовое положение предприятия можно охарактеризовать как устойчивое. Устойчивое финансовое положение является важнейшим фактором предотвращения возможности банкротства предприятия. Поэтому всегда важно знать, насколько платежеспособно предприятие и какова степень ликвидности его активов. Для этого определяют величину следующих показателей:

1) коэффициент текущей  ликвидности (в качестве синонимов  применяют другие названия этого  коэффициента: общий коэффициент  покрытия; текущей платежеспособности; общей ликвидности). Данный коэффициент,  независимо от его названия, характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены его оборотными активами;

2) промежуточный коэффициент  покрытия (в качестве синонимов применяют следующие названия: коэффициент срочной ликвидности; коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности; быстрой ликвидности и др.). Этот коэффициент показывает, каковы возможности предприятия погасить краткосрочные обязательства имеющимися денежными средствами, финансовыми вложениями и дебиторской задолженностью;

3) коэффициент абсолютной  ликвидности (иногда его называют  коэффициентом абсолютной платежеспособности). Коэффициент показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена имеющимися денежными  средствами и краткосрочными  финансовыми вложениями.

Различные показатели ликвидности не только характеризуют  устойчивость финансового состояния  организации при разных методах  учета ликвидности средств, но и  отвечают интересам различных внешних  пользователей аналитической информации.

Повышение или снижение уровня платежеспособности организации устанавливается по изменению показателя оборотного капитала (оборотных средств), который определяются как разница между всеми текущими активами и краткосрочной задолженностью. Сравнение показывает увеличение оборотного капитала организации. В целом можно сказать, что организация является не платежеспособной.

2.3 Оценка коэффициентов финансовой устойчивости

Финансово - устойчивым является такое предприятие, которое  за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные средства, нематериальные активы, оборотные средства) и не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Если на предприятии  имеется запас собственных средств, то это характеризует запас устойчивости, при таком условии, что его собственные средства превышают заемные.

Коэффициенты  финансовой устойчивости предприятия  характеризуют структуру используемого  им капитала с позиций его платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели больше всего должны интересовать кредиторов и инвесторов, так как соответствующие коэффициенты позволяют оценить степень их защищенности от неспособности хозяйствующего субъекта погашать долгосрочные обязательства. В дальнейшем сумма таких кредитов резко возросла. Оценка способности предприятия погашать долгосрочные обязательства осуществляется с помощью системы из девяти (иногда большего количества) коэффициентов. Это следующие показатели:

1. Коэффициент маневренности собственных средств. Показывает, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия.

2. Коэффициент  автономии (встречаются другие  названия этого показателя: коэффициент независимости; коэффициент собственности; коэффициент концентрации собственного капитала). Коэффициент автономии показывает, в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала.

3. Коэффициент  обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, рассчитываемый как частное от деления собственных оборотных средств на материальные оборотные активы;

4. Индекс постоянного  актива. Определяется делением величины  внеоборотных активов на стоимость  капитала и резервов.

5. Коэффициент  долгосрочного привлечения заемных  средств - отношение долгосрочных  кредитов и займов ко всей  сумме задолженности предприятия.

6. Коэффициент  реальной стоимости имущества  - доля производственного потенциала  в общей величине активов. В состав производственного потенциала включаются основные средства, производственные запасы, незавершенное производство, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

2.4 Анализ эффективности деятельности предприятия

Анализ оборачиваемости активности

Для характеристики использования оборотных средств рассчитываются коэффициенты оборачиваемости. Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год (или за анализируемый период) «оборачиваются» те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов.

Показатели  оборачиваемости имеют большое  значение для оценки финансового  положения предприятия, поскольку  скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.

Показатель  оборачиваемости текущих активов  рассчитывается по формуле:

К оборачиваемости  текущих активов = чистый объем реализации / среднегодовая стоимость текущих активов.

Продолжительность одного оборота в днях будет рассчитана следующим образом: = 360 / оборачиваемость  активов.

Анализ показателей  рентабельности организации

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Коэффициент рентабельности активов (экономическая рентабельность). Этот показатель характеризует, насколько эффективно предприятие использует все имеющиеся у него активы. Не случайно данный показатель имеет синонимы: прибыль на капитал, рентабельность (доходность) совокупного капитала.

2. Рентабельность  собственного капитала (финансовая  рентабельность). Синонимы: прибыль на акционерный капитал, рентабельность (доходность) собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность (отдачу) использования акционерного капитала.

3. Рентабельность  продукции (рентабельность текущих  затрат, рентабельность реализованной продукции). Показывает, какова прибыль на 1 руб. затрат, осуществленных на производство и реализацию товарной продукции.

4. Рентабельность  инвестиций. Показывает, сколько прибыли  получает предприятие на 1 руб.  суммы собственного капитала и привлеченных долгосрочных кредитов и займов.

Заключение

Финансовый  анализ является существенным элементом  финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для  принятия решений по оптимизации своих интересов.

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия