Оценка финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать основные направления оценки финансового состояния предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и методы финансового анализа;
- изучить важнейшие показатели финансового состояния предприятия;
- рассмотреть применение финансовой отчетности для оценки предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ОЦЕНКИ……………………… 5
1.1 Основные особенности, цели и методика финансового анализа…………... 5
1.2 Виды, формы и методы финансового анализа………………………………. 8
2. ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………… 12
3. ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...… 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 17

Файлы: 1 файл

реферат по оценке бизнеса.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

-                     ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом мы считаем, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);

-                     план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);

-                     перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

-                     горизонтальный анализ;

-                     вертикальный анализ;

-                     трендовый анализ;

-                     метод финансовых коэффифиентов;

-                     сравнительный анализ;

-                     факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Между внутренним и внешним финансовым анализом существуют определенные отличия.

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции.

В таблице  представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.

 

 

 

 

Таблица

Различия между внешним и внутренним финансовым анализом

 

Параметры сравнения

Внешний анализ

Внутренний анализ

Цель

Оценка финансового состояния (проблема выбора)

Улучшение финансового состояния

Исходные данные

Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность

Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи

Методика

Стандартная

Любая, соответствующая решению поставленной задачи

Акцент

Сравнение с другими предприятиями

Выявление причинно-следственных связей

Объект исследования

Предприятие в целом

Предприятие,

его структурные подразделения, направления деятельности виды продукции


 


2. ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Понятие «финансовая устойчивость» организации многогранно, оно более широкое в отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», так как включает в себя оценку различных сторон деятельности организации. Отечественные экономисты по-разному трактуют сущность понятия «финансовая устойчивость».

Финансовая устойчивость — это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. При исследовании финансовой устойчивости выделяется обособленное понятие — «платежеспособность», не отождествляемое с предыдущим.

Финансовая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансового состояния организации, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения и содержания экономического анализа. Таким образом, финансовая устойчивость – это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность предприятия в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Термин «платежеспособность», являющийся важным компонентом финансовой устойчивости, тоже на сегодня не имеет однозначного определения. В экономической литературе зарубежных стран, в работах авторов, занимающихся традиционным анализом ликвидности баланса, установлено, что главная цель анализа ликвидности — вынести суждение о платежеспособности предприятия. При этом платежеспособной считается такая организация, которая способна своевременно выполнить свои обязательства. Здесь понятие платежеспособности охватывает не только абсолютную или краткосрочную, но и долгосрочную платежеспособность.

 По мнению других зарубежных авторов, ответ на вопрос о платежеспособности дается с точки зрения «правила минимального финансового равновесия», т. е. платежеспособно то предприятие, у которого достаточно собственных источников формирования оборотных средств. В экономической отечественной литературе также существуют различные точки зрения о содержании платежеспособности.

Платежеспособность рассчитывается по данным баланса, исходя из характеристики ликвидности оборотных активов, т. е. времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Таким образом, платежеспособность, характеризуя степень ликвидности оборотных активов, свидетельствует прежде всего о финансовых возможностях организации полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга.

Коэффициенты ликвидности в западной практике позволяют определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства. Во многом они напоминают отечественные характеристики платежеспособности. Отсутствие денег на этих счетах не всегда означает неплатежеспособность организации, так как они могут поступить в течение ближайших дней. Только постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что организация становится «технически неплатежеспособной», а это уже можно рассматривать как первую ступень на пути к банкротству. Западные показатели платежеспособности также оценивают степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов. По своей экономической сущности это уже показатели, характеризующие структуру капитала субъекта хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Учитывая такие важные свойства финансовой (бухгалтерской) отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Бухгалтерская отчетность есть система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период, представленных, как правило, в табличной форме и сформированных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги. Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в отчет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Любые другие формы, по сути, являются аналитическими расшифровками или дополнением к первым двум формам. Опираясь на отчетность, пользователь-собственник получает представление о следующих аспектах деятельности своего предприятия с целью принятия дальнейших управленческих решений в зависимости от полученных результатов анализа:

                 имущественном и финансовом положении с позиции долгосрочной перспективы;

                 финансовых результатах, регулярно генерируемых предприятием. То есть, прибыльно или убыточно работает предприятие в среднем.

Первый аспект деятельности находит отражение в бухгалтерском балансе: активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия,  пассивная – о структуре источников его средств.

Второй аспект представлен в «Отчете о прибылях и убытках» – все доходы и расходы предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике можно понять, насколько эффективно в среднем работает данная компания.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

                 коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

                 коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

При наличии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).

Основными направлениями финансового анализа являются:

1.                 Анализ структуры баланса.

2.                 Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.

3.                 Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.

4.                 Анализ оборачиваемости капитала.

5.                 Анализ рентабельности капитала.

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия