Оборотные средства предприятий материального производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

К оборотным производственным фондам промышленных предприятий относят часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от основных производственных фондов расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. Оборотные производственные фонды состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Файлы: 1 файл

В. 26 .doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Основные задачи учета производственных запасов:

  1. Правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей;
  2. Контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей;
  3. Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и на всех стадиях обработки;
  4. Систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их продажей;
  5. Своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов [10, c.72].

Для правильной организации  учета материально-производственных запасов на предприятиях разрабатывается номенклатура - ценник.

Номенклатура - систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива и других, используемых на данном предприятии. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение - номенклатурный номер.

В номенклатуре-ценнике  указывается учетная цена и единица  измерения материалов.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

Фактическую себестоимость  материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство  предприятий ведут текущий учет по твердым ценам. Ими могут быть плановые либо средние покупные цены.

В случае использования  в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой.

Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий  год может предусмотреть один из следующих методов оценки и учета материалов, списываемых на производство:

  1. По средней (средневзвешенной) себестоимости.

Средняя себестоимость  определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления  общей стоимости вида (группы) запасов  на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце. Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественного учета.

  1. По себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: "первая партия на приход - первая в расход". Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем второй и т.д.

Преимущество метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних  по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью.

  1. По себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

При методе ЛИФО применяют  другое правило: последняя партия на приход - первая в расход. То есть первыми  списывают в расход материалы  по цене последней поставки, затем предпоследней и т.д.

При методе ЛИФО себестоимость продукции будет приближаться к рыночной стоимости.

В налоговом чете стоимость  материально-производственных запасов  складывается так же, как и в бухгалтерском учете из фактических затрат организации на их приобретение. В некоторых случаях эти затраты могут не совпадать в бухгалтерском и налоговом учете. Например, это касается процентов по кредитам и займам, взятым для оплаты сырья. В налоговом учете они входят в состав внереализационных расходов, в бухгалтерском учете они учитываются в стоимости материалов (если они начислены до оприходования материалов).

При методе ФИФО стоимость  списанных материалов наименьшая, а  при методе ЛИФО - самая большая.

Метод ФИФО занижает себестоимость  выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшей, что приводит к увеличению суммы налога на имущество.

При методе ЛИФО себестоимость  продукции увеличивается, прибыль  и налог на имущество уменьшаются. Стоимость остатка материалов на складе является наименьшей.

При постоянном росте  цен наиболее эффективным методом  списания материалов является метод ЛИФО.

Метод средней себестоимости  позволяет достичь "золотой середины". Ведь он усиливает колебание цен и сглаживает их.

 

 

1.3. Эффективность  использования оборотных средств

 

 

Одна из важных задач  управления оборотными средствами - повышение  эффективности их использования и прежде всего ускорения их оборачиваемости. Эффективность расходования оборотных средств, составляющих преобладающую часть всех финансовых средств, оказывает непосредственное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности - прибыль и рентабельность.

Чем быстрее оборачиваемость  оборотных средств, тем меньше потребность  в кредитах, соответственно меньше издержки, больше прибыль за счет снижения расходов за пользование банковскими кредитами, по хранению запасов и др. Поэтому повышение эффективности использования оборотных средств имеет важное экономическое значение для каждого предприятия торговли.

В торговых предприятиях резервы и пути повышения эффективности  оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и оптимального размера оборотных средств. Поэтому, прежде всего рассмотрим мероприятия, направленные на повышение товарооборота и реализацию товаров.

В целом для повышения  товарооборота предприятия торговли необходимо следующее: изучение спроса потребителей; расширение и обновление ассортимента; проведение рекламных мероприятий; проведение маркетинговых исследований; полная и ритмичная обеспеченность товарами; динамика товарных запасов; совершенствования режима работы; обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников; обеспеченность торговым оборудованием и эффективное его использование; повышение культуры обслуживания; внедрение прогрессивных методов обслуживания; совершенствование закупочной и коммерческой деятельности.

С развитием торговли и повышением культуры обслуживания населения начинают приобретать  актуальность такие формы продажи товаров, как продажа товаров по предварительным заказам. Поэтому в целях совершенствования методов торговли в ООО "Щетовка" предлагаем установить стол предварительных заказов.

Заказы на товары принимаются  от всех граждан на общих основаниях. Прием заказов может осуществляться непосредственно в магазине по телефону, по месту работы граждан и т.п. особенно это важно для ветеранов и инвалидов войны, которые не всегда имеют возможность добраться до магазина. По желанию покупателя могут оказываться дополнительные услуги: по упаковке товаров в специальную тару (корзины, коробки, полиэтиленовые сумки и т.п.), оказывать услуги по доставке товаров на дом, что иногда является очень важным для отдельных категорий населения (ветераны, инвалиды войны).

Внедрение данного мероприятия позволит расширить круг покупателей, и оказываемые услуги, повысить объем реализации товаров и достигается социальный эффект - за счет улучшения обслуживания покупателей, сокращения времени на приобретение товаров.

По мнению специалистов ООО "Щетовка" реализация данного мероприятия позволит повысить товарооборот на 3 % (т.к. данная группа покупателей составляет около 3% всех посетителей), следовательно, от внедрения данного мероприятия дополнительно полученный товарооборот может составить 60325,7*3/100 = 1809,771 млн. руб. или общая сумма товарооборота составит 60325,7+1809,771 = 62135,471 млн. руб.

Таким образом, при неизменном составе оборотных средств, за счет роста товарооборота на 3% оборачиваемость  оборотных средств составит 9,67 раза (62135,471/6429) приложение 2 или в днях: 360/9,67 = 37,23 дня, т.е. оборачиваемость возрастет на 0,3 раза (9,67-9,38) и сократится длительность одного оборота на 1,14 дня (37,23-38,37 = 1,14 дня), (60325.7/6429 = 9,38 и 360/9,38 = 38,37), следовательно, предприятие получит относительную экономию средств в размере 1,14* (62135,471/360) = 193,5 млн. руб.

Сегодня, в городе Минске активно развивается строительство  жилья, строятся новые микрорайоны, однако, не всегда торговые предприятия обеспечивают их необходимыми продуктами, и как известно сегодня стоит острая проблема нехватки торговых точек.

Поэтому для повышения эффективности работы ООО "Щетовка" в новых микрорайонах, где еще не построены стационарные торговые точки, необходимо организовывать открытие мини-магазинов. Т.к. в настоящее время существует объективная потребность организовать доставку продуктов питания методом перевозной торговли, т.е. оборудовать несколько автофургонов необходимым торговым оснащением и производить доставку товаров, а также собирать заявки и пожелания жителей на товары и привозить отдельные товары под заказ. Следовательно, путем внедрения данного мероприятия будет достигнут как экономический, так и социальный эффект. Для оснащения 3 автофургонов необходимо средств в размере 15 млн. руб. (3*5 млн. руб. = 15 млн. руб., где 5 млн. руб. - сумма, по данным специалистов ООО "Щетовка" необходимая для оснащения автофургона и затратами на персонал, а также на получение разрешений на перевозную торговлю: 2,2 млн. руб. - стоимость автофургона, 0,45 млн. руб. * 2 = 0,9 млн. руб. - зарплата продавца и водителя, 0,9 млн. руб. *35/100 = 0,32 млн. руб. - отчисления в ФСЗН, 0,5 млн. руб. - кассовый аппарат, 1,1 млн. руб. - необходимые разрешения на развозную торговлю.

Прирост товарооборота по оценке специалистов составит 3-7%. Т.к. в 2008 году была организована в течение сентября-октября выездная торговля ООО "Щетовка" по субботам и воскресеньям на 1 автофургоне на осенние ярмарки - за указанный период товарооборот универсама возрос с 46 млн. руб. до 48,3 млн. руб., т.е. на 5 %, поэтому по мнению специалистов, организация ежедневной выездной торговли в микрорайоны сможет повысить общий товарооборот на 3-5%: 60325,7*5/100 = 3016,3 млн. руб., коэффициент оборачиваемости оборотных средств составит 9,3 раза (60325,7+3016,3) / (6429+15), т.е. возрастет на 0,3 раза (9,3-9,67), длительность оборачиваемости составит 38,7 дня (360/9,3), т.е. сократится на 0,33 дня (38,7-38,37), экономия средств составит 58,1 млн. руб. [0,33* (60325,7+3016,3) /360].

В целях повышения оборачиваемости оборотных средств в универсаме ООО "Щетовка" предлагаем установить торговый автомат по производству горячих напитков. Данное предложение обусловлено тем, что недалеко от универсама находится стоянка такси, водители которых постоянно высказывают пожелание об установлении автоматов по продаже горячих напитков.

Продажа товаров через  автоматы - одно из важнейших направлений технического прогресса в торговле. Оно должно ускоренно развиваться, дополняя процесс обслуживания населения в магазинах. Торговый автомат для приготовления горячих напитков Sagoma предназначенный для продажи 10 высококачественных напитков, таких как: кофе эспрессо, капучино, мокачино, горячий шоколад, чай, бульоны, горячее молоко и др.

Внедрение торговых автоматов в магазинах позволит посетителям быстро получить чашку кофе, бульона и т.д., что немаловажным является в вечернее время суток (когда большой поток покупателей и приходится стоять в очередях), также позволит завоевать новых клиентов, что вследствие чего повысится реализация продукции.

Так, например, по данным исследования журнала "Главный бухгалтер: торговля" среднесуточная выручка от продажи горячих напитков в магазине торговой площадью 400 - 450 кв. м. составляет 850 - 900 тыс. руб. при затратах на приготовление напитков в сумме 120 - 170 тыс. руб., следовательно, годовая выручка от реализации составит (850*360 = 306 млн. руб.), а текущие затраты (120*360 = 54 млн. руб.), следовательно прибыль от реализации 1 торгового автомата составит 306 - 54 = 252 млн. руб. с учетом единовременных затрат (44 млн. руб.). Экономическая эффективность данного мероприятия составит: 252 - 43 = 209 млн. руб.

Поскольку, в ООО "Щетовка" находится широкий ассортимент товаров, то не всегда товароведы имеют возможность отслеживать срок годности товаров и во время их изымать из продажи. Поэтому покупатели иногда жалуются на то, что в магазине попадается залежалый товар, а периодические проверки общества защиты прав потребителей, которые иногда находят товар с истекшим сроком годности приносят торговой организации штрафы и, соответственно, убытки.

Поэтому в целях устранения данного недостатка предлагаем внедрить в магазине комплексную программу "Гепард". Данный комплекс при поступлении товаров позволяет вносить практически всю информацию, т.е. когда товар произведен, срок годности и при истечении срока годности на экране компьютера товароведа возникает список товаров, которые необходимо изъять из обращения. Также с помощью данного комплекса можно получить ответы на такие вопросы: какой поставщик или покупатель выгоднее, какой товар лучше продается, в какой период года лучше покупают тот или иной товар. Комплексная программа "Гепард" также позволяет проводить детальный анализ и прогнозирование ассортимента товаров, ситуационного оперативного управления.

Комплекс "Гепард", как информационная система, позволяет  не только получать свободные данные по всей цепочке товарно-денежных отношений, но и проводить экспресс-анализ целого ряда базовых показателей, необходимых для прогнозирования. К таким показателям, по каждому товару, относятся: среднедневная продажа; коэффициент ликвидности; количество дней в наличии; коэффициент оборачиваемости; эффективность; валовая прибыль; динамика продажи; объем реализации и возврата и многое другое. Основываясь на этих показателях, можно просчитывать прогнозируемые величины объема закупок с целью его оптимизации. По прайс-листу фирмы-производителя "Эйс" стоимость данного комплекса с установкой и отлаживанием составляет 2,8 млн. руб., однако внедрение данного комплекса позволит снизить внереализационные расходы (штрафы) на сумму 4 млн. руб., следовательно, экономический эффект, а также повышение прибыли составит: 4 млн. руб.

Информация о работе Оборотные средства предприятий материального производства