Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:13, реферат
Разновидностью ценных бумаг являются облигации. Данный инструмент отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым, как со стороны предприятия, так и со стороны инвестора, к тому же механизм его существования и функционирования многократно проверен за время его использования в экономической деятельности множества различных предприятий.
Введение………………………………………………………………........... 3
Глава 1. Облигации. Понятие и виды…………………………………….. 4
Глава 2. Определение стоимости облигаций …………............................... 6
Заключение ….………………………………………………………............ 8
Список нормативно-правовых актов и литературы ..……………………. 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
Специальность
Финансы и кредит
Р
Е Ф Е Р А Т
по дисциплине: Рынок ценных бумаг
на
тему: Облигации и их
стоимость
Выполнил: Черепанов М.И.
студент
гр. УФК-1-08
Проверила:
преподаватель
Густелева О.Ю.
Иркутск
2011
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Облигации. Понятие и виды…………………………………….. | 4 |
Глава
2. Определение стоимости облигаций ………….......................... |
6 |
Заключение
….………………………………………………………....... |
8 |
Список нормативно-правовых актов и литературы ..……………………. | 10 |
Введение
Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в мире, сказывается на всех сферах предпринимательства. Развитие предпринимательства и всей экономики в целом – вот цель, которую России предстоит достигнуть в ближайшее время, чтобы не оставаться «сырьевым придатком» развитых и развивающихся стран.
Возможно, что та непростая ситуация, которая переживается миром позволит нам в условиях снижения жесткого давления и контроля за недопущением России на рынки, уже занятые развитыми странами, прорваться на рынки и закрепиться на них. Такой прорыв и развитие нашей страны невозможно без развития как передовых технологий, так и экономических инструментов, направленных на развитие предприятий.
Одним из таких инструментов, позволяющих повысить привлекательность предприятия, привлечь средства для развития, а с другой стороны, установить дополнительный (косвенный по сравнению с контролем, осуществляемым акционером) контроль за деятельностью предприятия со стороны внешних инвесторов, являются ценные бумаги.
Разновидностью ценных бумаг являются облигации. Данный инструмент отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым, как со стороны предприятия, так и со стороны инвестора, к тому же механизм его существования и функционирования многократно проверен за время его использования в экономической деятельности множества различных предприятий.
Помимо интереса к самой теме, обусловленной важной проблемой формирования и функционирования в нашей стране развитого рынка ценных бумаг, существует и чисто практический интерес, связанный с использованием облигаций в деятельности предприятий.
Для
раскрытия темы рассмотрим понятие,
основные виды и механизм определения
стоимости облигаций.
Глава 1. Облигации. Понятие и виды
Облигации (bonds) являются долговыми ценными бумагами и могут выпускаться в обращение государственными или местными органами управления, а также частными предприятиями.
Облигация – это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ее номинальную стоимость в оговоренный срок и выплатить причитающийся доход.
По сути, облигация является контрактом, удостоверяющим:
факт предоставления ее владельцем денежных средств эмитенту;
обязательство эмитента вернуть долг в оговоренный срок;
право
инвестора на получение регулярного
или разового вознаграждения за предоставленные
средства в виде процента от номинальной
стоимости облигации или
Покупая облигацию, инвестор становится кредитором ее эмитента и получает преимущественное, по сравнению с акционерами, право на его активы в случае ликвидации или банкротства. Как правило, облигации приносят владельцам доход в виде фиксированного процента от номинала, который должен выплачиваться независимо от величины прибыли и финансового состояния заемщика.
Российский рынок облигаций в настоящее время находится в стадии формировании и представлен, в основном, государственными и муниципальными обязательствами.
Классификация облигаций достаточно разнообразна и зависит от положенного в ее основу признака [1, 3, 11].
В
зависимости от эмитента, выделяют
государственные, муниципальные (местных
органов управления), корпоративные
(предприятий и акционерных
По физической форме выпуска облигации делятся на документарные (т.е. отпечатанные типографским способом, в виде бланков, сертификатов и т.д.) и бездокументарные (существующие в электронной форме, в виде записей компьютерных файлов на магнитных носителях).
По
сроку обращения различают
По форме выплаты дохода облигации делятся на купонные (с фиксированной или плавающей ставкой) и дисконтные (без периодических выплат доходов). Последние также часто называют облигациями с нулевым купоном (zero coupon bond). В ряде развитых стран имеют хождение облигации с выплатой процентов в момент погашения.
Более
детальные классификации
Прежде чем приступить к рассмотрению методов анализа, определим ряд базовых понятий.
В общем случае, любая облигация имеет следующие основные характеристики: номинальная стоимость (par value, face value), купонная ставка доходности (coupon rate), дата выпуска (date of issue), дата погашения (date of maturity), сумма погашения (redemption value). Как будет показано ниже, важнейшую роль в анализе ценных бумаг играют дата и цена их приобретения, а также средняя продолжительность платежей (duration).
Номинальная стоимость – это сумма, указанная на бланке облигации, или в проспекте эмиссии. Облигации могут иметь самые различные номиналы.
Номинальная стоимость облигации напечатана на лицевой стороне самой ценной бумаги и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока обращения. Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью и рассчитаны на богатых инвесторов. Этим они также отличаются от акций, стоимость которых рассчитана на приобретение широким кругом лиц, при этом если для акций номинальная стоимость - величина довольно условная (так как акции продаются и покупаются по цене, никак не связанной с номиналом), то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром. Это связано с тем, что по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срока их обращения.
Например в США, сберегательные облигации правительства серии НН выпускаются с номиналами от 500 до 10000 долларов, а муниципальные облигации имеют номинал не менее 5000 долларов. Номиналы облигаций частных корпораций и коммерческих банков могут варьировать от 25 до 1000000 долларов.
Номиналы российских облигаций, обращавшихся в разное время на внутреннем рынке, варьируют от 10 до 1 млн. руб.
Как правило, облигации выкупаются по номинальной стоимости. Однако текущая цена облигации может не совпадать с номиналом и зависит от ситуации на рынке.
Если цена, уплаченная за облигацию ниже номинала, говорят, что облигация продана со скидкой или с дисконтом (discount bond), а если выше – с премией (premium bond).
С момента эмиссии и до погашения облигации продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже номинала, равным ему или быть выше. С момента эмиссии рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке, а также двух главных элементов:
1)
перспективы получить при
2)
права на регулярный
Определение рыночной цены облигации зависит прежде всего от формы дохода, который она приносит своему владельцу. В этой связи различают:
1) облигации с нулевым купоном, или дисконтные, по которым инвестор доход получает в форме дисконта. Ценообразование бескупонной облигации заключается в определении величины элементарного потока платежей, по известным значениям номинальной стоимости, безрисковой процентной ставки (или ожидаемой доходности) и периода инвестирования.
2)
облигации с постоянным
Глава
2. Определение стоимости
облигаций
Поскольку номиналы у разных облигаций различаются, то для сопоставления рыночных цен облигаций в финансовой практике используется специальный показатель, называемый курсовой стоимостью или курсом ценной бумаги. используют курс. Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу. Под ним понимают текущую цену облигации в расчете на 100 денежных единиц ее номинала, определяемую по формуле:
K = ( P / N ) ´ 100, (2.1)
где K - курс облигации; P – рыночная цена; N – номинал.
Пример 2.1.
Определить курс облигации с номиналом в 1000,00, если она реализована на рынке по цене:
а) 920,30
(920,30 / 1000,00) ´ 100 = 92,3;
б) 1125,00
(1125,00 / 1000,00) ´ 100 = 112,5.
В рассмотренном примере в первом случае облигация приобретена с дисконтом (1000 - 920,30 = 79,70), а во втором – с премией (1000 - 1125 = -125), означающей снижение общей доходности операции для инвестора.
Рыночная цена P, а следовательно и курс облигации К, зависят от целого ряда факторов, которые будут рассмотрены ниже.
Купонная
норма доходности – это процентная
ставка, по которой владельцу облигации
выплачивается периодический
Пример 2.2
Определить величину ежегодного дохода по облигации номиналом в 1000,00 при купонной ставке 8,2%.
1000,00 ´ 0,082 = 82,00.
Дата погашения – дата выкупа облигации эмитентом у ее владельца (как правило, по номиналу). Дата погашения указывается на бланке облигации. На практике в анализе важную роль играет общий срок обращения (maturity period) облигации, а также дата ее покупки (settlement date).