Негосударственные пенсионные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.

Оглавление

Введение
1.Негосударственные пенсионные фонды в РФ
1.1.Сущность и функции НПФ
1.2.Государственное регулирование НПФ
1.3.Механизм управления пенсионных накоплений в НПФ
2.Текущее состояние рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни
3.Перспективы развития в деятельности НПФ в России
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

25. Предоставляют  информацию о своей деятельности  в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

26. Осуществляют  иные функции для обеспечения  уставной деятельности фонда.3

     НПФ является определенной формой некоммерческой организаций, осуществляющей соцобеспечение. Таким образом, основная задача НПФ состоит в негосударственном пенсионном обеспечении граждан РФ. Юридическим основанием для деятельности негосударственных фондов является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".

Для решения  главной задачи, негосударственные пенсионные фонды реализуют ряд функций, в число которых входит сбор средств граждан, их размещение с последующим распределением прибыли, полученной от вложения денежных средств. Помимо этого, НПФ осуществляют оформление всех необходимых для выдачи пенсий документов и непосредственно выплату денежных средств гражданам. 

    1.2 Государственное регулирование деятельности НПФ 

   Из-за высокой социальной значимости НПФ  оказывается активная государственная  поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.4

   Государственные меры регулирования деятельности НПФ:

• лицензирование деятельности НПФ – для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию в Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР); зарегистрировать в ФСФР России страховые правила; подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Для получения  лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и  пенсионному страхованию, а в  дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов рублей;

• установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений – в целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять основным требованиям закона «О НПФ». Требования к структуре инвестиций НПФ изложены в таблице. (Приложение 1, таблицу 1).

• установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования  – НПФ должны четко представлять. какие суммы данный фонд может  инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать  доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обстоятельства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат, кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами - актуариев. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость. Деятельность НПФ подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение о результатах оценивания принятых НПФ обязательств, а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений предоставляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.

     Ежегодно  по итогам финансового года НПФ обязаны  проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ и т.д. Аудиторское заключение предоставляется НПФ в ФСФР России.

• оперативный  контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками - любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны.5

     Государственное регулирование и контроль за деятельностью  негосударственных пенсионных фондов осуществляет Уполномоченный Федеральный Орган (УФО) - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Более 50 нормативных правовых актов регламентируют все существенные аспекты деятельности пенсионных фондов. НПФ на регулярной основе предоставляют в ФСФР России специальную, финансовую и бухгалтерскую отчетность. УФО вправе проводить проверки фондов, запрашивать дополнительную информацию, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии.

     На  сегодняшний день, негосударственные  пенсионные фонды являются одними из самых контролируемых финансовых институтов в России.

1.3 Механизм управления пенсионными накоплениями в НПФ

 

Основные  механизмы управления накоплениями в НПФ:

1) Между  фондом и застрахованным лицом заключается договор об обязательном пенсионном страховании. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия, порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.

2) Работодатель  перечисляет взносы на накопительную  часть пенсии в НПФ.

3) Фонд  учитывает поступившие пенсионные  взносы на солидарном или именном  счете вкладчика и формирует  пенсионные резервы. Фонд ведет  учет пенсионных накоплений на  пенсионном счете отдельно от  других операций. Идентификация  застрахованного лица осуществляется по страховому номеру, который присваивается индивидуальному лицевому счету застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации и одновременно является составной частью номера пенсионного счета.

4) Фонд  передает пенсионные накопления  застрахованного лица с целью  инвестирования в доверительное  управление управляющей компании (управляющим компаниям), с которой  фондом заключен договор (договоры) доверительного управления пенсионными  накоплениями и которая соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Инвестирование  пенсионных накоплений осуществляется исключительно в интересах застрахованных лиц. Пенсионные накопления инвестируются исключительно в активы, в которые инвестирование пенсионных накоплений разрешено в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

5) Полученный  по результатам инвестирования  доход распределяется по счетам  и увеличивает будущую пенсию  застрахованных лиц.

6) Часть  дохода направляется на вознаграждение  управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

7) При  выходе застрахованного лица  на пенсию НПФ, исходя из  накопленной суммы, определяет  размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

     Механизм  работы Негосударственных пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную  часть пенсии НПФ необходимо заключить  с ним Пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем.

В соответствии со Сберегательной схемой, вкладчик будет  получать пенсию в течение установленного периода времени. В случае его  смерти – пенсию сможет получать его  наследник. Страховая схема даёт возможность вкладчику на получение  пожизненной пенсии, однако, в случае его смерти, выплаты полностью прекращаются. Последней схемой является смешанная. Она сочетает в себе черты сберегательной и страховой схем.

Следует отметить, что вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в НПФ.

          Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.

     Пенсионное  обеспечение в РФ - обеспечение  обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным  законодательством.

   По  мере эволюции системы пенсионного  обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Пенсионное обеспечения разделилось между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена негосударственным пенсионным фондам. Работа НПФ очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). НПФ также как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Именно за счет их услуг планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Текущее состояние  рынков НПФ и долгосрочного страхования  жизни
 

   В России на 1 января 2012 год действует 149 НПФ. За время своего функционирования фонды аккумулировали более 155 млн. рублей. В системе НПФ стали участвовать около 6 млн. граждан, из которых пенсию получают около 1 млн. человек. В 2010 году было выплачено пенсии около 26 млн. рублей. За 9 месяцев 2011 года было выплачено пенсий в размере около 22 млн.рублей. (Приложение 2, таблица 2, таблица 3)

     Участие россиян в системе негосударственного пенсионного обеспечения далеко от активности граждан в зарубежных странах. Спутником российского  рынка НПФ является набор недостатков  российской экономики. (Приложение 3) На сегодняшний день можно послеживать тенденцию укрупнения НПФ за счет поглощения крупными более мелких. При развитии негосударственных пенсионных услуг выделяют этапы.

     Первый  этап. Рынок получил акселерацию  за счет собственных фондов, т.е. корпоративные программы и за счет неудовлетворительного состояния действующей на то время пенсионной системы. Крупные корпорации России стали применять программы социальных гарантий для своих сотрудников, как следствие появились собственные пенсионные фонды. Этому периоду способствовала вялая активизация корпоративные пенсионных фондов по привлечению клиентов. На сегодняшний день корпоративный сегмент практически достиг своего насыщения. Как следствие темпы прироста пенсионных резервов в НПФ также подходят к своему лимиту.

     Второй  этап. Включение НПФ в систему  обязательного пенсионного страхования. Работа с обязательными накоплениями граждан на сегодняшний день становятся максимально удобной и выгодной. Рынок негосударственного пенсионного  обеспечения должен взять курс на добровольные накопления граждан, но не только на работников крупных компаний.

   Для того чтобы НПФ и как следствие, управляющие компании строили свою деятельность более эффективно необходимо параллельно развивать финансовый рынок. Это даст НПФ увеличение поля деятельности для своих инвестиций. Можно сделать вывод в том, что для улучшения благосостояния населения России необходимо, если это возможно, перескочить в четвертичный сектор экономики, в постиндустриальную экономику. Необходимо развивать финансовый рынок, так же необходимо развивать рынок НПФ. Последний должен развиваться из-за жизненной необходимости, т.к. пенсионное обеспечение сегодняшнее не подходит для завтрашнего пенсионера. По примеру Чили можно проследить, что огромные финансовые резервы дали толчок для развития финансового рынка этой страны. Финансы на сегодняшний день – это подъем экономики, конкурентоспособные предприятия реального сектора, как конечный результат увеличение Национального Дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития в деятельности НПФ в России

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды