Негосударственные пенсионные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
1.3 Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области
2 О ФИНАНСОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
3 РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

негосударственные фонды РФ.rtf

— 423.37 Кб (Скачать)

В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

Однако новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекращается в 2009 г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс. чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию -- 79,6тыс. чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд. руб., пенсионных накоплений -- 1,5 млрд. руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее, приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан. Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов -- местного значения, и прекращение их деятельности надолго сделает затруднительным осуществление негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, где крупные НПФ начнут работать еще не скоро. Остается надеяться, что за оставшееся до срока прекращения действия лицензий время такие фонды в основном еще смогут увеличить ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь следует отметить, что в совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд. руб. учредительских вкладов и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем на 3,1 млрд. руб., а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам - увеличить размер имущества для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций, нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно, -- к утрате системой НПФ общественного доверия.

Чрезмерность установленных требований к финансовым показателям пенсионных фондов наиболее очевидна при сравнении названных требований с аналогичными, предъявляемыми к организациям, наиболее тесно взаимодействующим с НПФ в процессе работы последних со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений, т.е. управляющих компаний и конкретно тех из них, которые в силу специфики осуществляемой деятельности так и называются -- «управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Для указанных организаций даже не законом, а подзаконным актом -- письмом Федеральной службы по финансовым рынкам -- на сегодняшний день установлен норматив достаточности собственных средств (аналог имущества для осуществления уставной деятельности НПФ) в размере 30 млн. руб., а с 1 января 2009 г. -- в размере 40 млн. руб. Несоответствие требований к НПФ и их управляющим компаниям очевидно. Необходимо помнить, что фонды не наделены правом самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве самостоятельного размещения средств пенсионных резервов. Таким образом, процесс инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности противодействия инвестиционным рискам -- наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной сфере. В отношении НПФ можно говорить лишь о риске злоупотреблений при перемещении средств, составляющих пенсионные ресурсы. Для предотвращения указанных злоупотреблений вполне достаточной представляется существующая схема управления пенсионными ресурсами под контролем специализированного депозитария и регулирующих органов. Риски же инвестиционного характера присутствуют в деятельности управляющих компаний и должны страховаться комплексом мер в ношении этих организаций, тем более что каждая из управляющих компаний может работать со средствами неограниченного числа НПФ.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в Н ПФ связана еще и с тем обстоятельством, что соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли). Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием вереде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т. д. Эта позиция, (условно, отражает интересы юридических лиц-учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы вменение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем периоде. В таблице приведены значения некоторых характеристик системы за 2004--2008 гг. поданным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007 г. еще более затормозят развитие системы.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию. Опубликованные результаты деятельности отечественных управляющих компаний за первый квартал текущего года и предварительные итоги полугодия не дают повода для оптимизма, хотя их и нельзя назвать критическими.

Хрупкость символического инвестиционного портфеля по результатам года вполне может обернуться реальными потерями для инвесторов, в том числе НПФ.

Размеры собственного имущества негосударственных пенсионных фондов в период 2004-2008 гг.

Таблица

Год

2004

2005

2006

2007

2008

Число НПФ, представивших отчетность

257

270

261

256

240

Суммарные размеры имущества для осуществления уставной деятельности НПФ (млрд. руб.)

31,5

42,5

59,6

91,4

96,5

Суммарные размеры пенсионных резервов НПФ (млрд. руб.)

89,6

169,8

277,4

405,2

472,9

Суммарные размеры средств пенсионных накоплений НПФ (млрд. руб.)

-

-

2,0

10,0

26,8

Суммарные размеры собственного имущества НПФ (млрд. руб.)

125,6

215,8

344,3

514,8

603,1


 

3 РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИ

 

Сентябрь 1992г. считается месяцем создания системы негосударственного пенсионного обеспечения -- 16.09.1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», заложивший правовую основу для деятельности частных организаций социального обеспечения, уже к тому времени существовавших в России в самых различных организационно-правовых формах. Пятнадцатой годовщине этого события были посвящены многочисленные мероприятия, в том числе научно-практического характера, проходившие в сентябре-октябре текущего года. Одним из наиболее заметных среди них стало проведение Первой ежегодной конференции «Развитие пенсионной системы России», в работе которой участвовали сотрудники негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и других организаций, работающих в пенсионной сфере, а также представители государственных структур. Выступавшие на этих мероприятиях специалисты не ограничились констатацией того, что в стране к настоящему времени сложилась и реально функционирует система негосударственных пенсионных фондов (НПФ), выполняющая ряд важнейших социально-экономических функций. Этот факт уже ни у кого не вызывает сомнений. Однако был сформулирован также ряд проблем, имеющих место в современной российской пенсионной системе в целом и в системе НПФ в частности.

Выступая на вышеупомянутой конференции, Председатель Совета НП «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ») К.С. Угрюмо» констатировал, что за период пенсионного реформирования, т.е. в течение пяти лет, индивидуальный коэффициент замещения заработной платы пенсией снизился в среднем от порядка 40% до приблизительно 25%. Хотя одной из основных целей пенсионной реформы назывался переход к страховому принципу формирования пенсий, в настоящее время в структуре трудовой пенсии ее базовая часть растет опережающими темпами по сравнению со страховой частью и, таким образом, налицо фактический отход от указанного принципа. Обе эти проблемы не могут быть решены в рамках исключительно государственной пенсионной системы без увеличения ставок единого социального налога, в связи с чем развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения приобретает особую актуальность. Что же представляет собой современная система Н ПФ, основной инструмент реализации частно-государственного партнерства в пенсионной сфере?

На сегодняшний день осуществляют деятельность 256 НПФ, зарегистрированных в 45 субъектах Российской Федерации. Их суммарное собственное имущество составляет около 544,4 млрд. руб. При этом средства пенсионных резервов фондов (по негосударственному пенсионному обеспечению) превышают 431,3 млрд. руб., средства пенсионных накоплений (по обязательному пенсионному страхованию), переданные в НПФ, составляют более 19,9 млрд. руб. Численность участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению превысила 6,5 млн. человек, из них около 1 млн. человек уже получают негосударственные пенсии. Число граждан застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, доверивших свои пенсионные накопления НПФ, приближается к 1,9 млн. человек. Эти цифры наглядно показывают, что деятельность НПФ, даже в, так сказать, изначальной и основной сфере -- негосударственном пенсионном обеспечении, пока еще не вышла на приемлемый уровень. Хотя абсолютные показатели, характеризующие работу фондов на этом направлении, достигли значительных величин, относительные показатели демонстрируют недостаточность предложения услуг НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Ими охвачены пока только около 7,5% экономически активного населения страны.

Такое явно недостаточное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяется, прежде всего, отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении на старость. Хотя пенсионные договоры, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или в пользу ближайших родственников, и нельзя уже назвать редкостью в масштабах страны количество таких договоров крайне незначительно. Существенно более широкое распространение получили заключаемые в пользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являются юридические лица. Однако, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам, не более 10% коллективных договоров содержат положения об обязанности работодателя обслуживать корпоративную пенсионную программу, поскольку никакие нормативно-правовые акты не предписывают организациям заниматься негосударственным пенсионным обеспечением работников. В связи с этим обсуждается вопрос о внесении соответствующих норм в Трудовой кодекс РФ.

Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные взносы могут быть включены юридическим лицом-вкладчиком в состав расходов на оплату труда, но лишь в определенных пределах. Пенсионные взносы, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, в состав расходов не включаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложения налогом на прибыль. Причем действующей на сегодня редакцией Налогового кодекса РФ вводится ограничение, в соответствии с которым пенсионные взносы могут быть отнесены к расходам лишь в том случае, если пенсионный договор предусматривает «выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет». Чем руководствовались авторы этой нормы, не разрешая отнесение к расходам пенсионных взносов по договорам, предусматривающим пожизненные пенсии (принципиально иные по сравнению с пенсиями до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника), осталось неизвестным. К счастью, Федеральным законом от 24.07.2007 г. в соответствующую статью вносится поправка, устраняющая эту нелепость и разрешающая отнесение к расходам взносов по пенсионным договорам, предусматривающим пожизненные пенсии, но действовать эта поправка начала только с 01.01.2008 г.

До настоящего времени не разрешена спорная ситуация, связанная с правомерностью обложения единым социальным налогом пенсионных взносов в пользу конкретных работников. Позиция налоговых органов в большинстве случаев такова, что эти взносы считаются выплатами в пользу физических лиц и в качестве таковых подлежат обложению единым социальным налогом. Таким образом, взносы для обеспечения негосударственных пенсий служат объектом обложения налогом для обеспечения пенсий государственных. Попытки работодателей оспорить такую трактовку налоговых норм приводили к арбитражным решениям, как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов. Эта неопределенность, безусловно, не способствует развитию негосударственного пенсионного обеспечения.

Значительной новацией 2007 г. является предоставление уже упоминавшимся Федеральным законом от 24.07.2007 г. гражданам-вкладчикам по пенсионным договорам в свою пользу или в пользу ближайших родственников социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на сумму пенсионных взносов (но не более 100 тыс. руб. в год). Условием предоставления указанного налогового вычета является представление налогоплательщиком письменного заявления, налоговой декларации и подтверждающих документов. Несмотря на необходимость доказывания налогоплательщиком своих прав, наличие такой возможности послужит стимулом для граждан при заключении пенсионных договоров. Эта норма также начала действовать с 01.01.2008.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды РФ