Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:35, курсовая работа
С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
1.3 Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области
2 О ФИНАНСОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
3 РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фонд может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от других видов деятельности - обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.
Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию у фонда возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в ФСФР России страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому договору фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.
Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
Основной задачей развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области является повышение уровня жизни и социальной защиты населения области.
1.2.1 Социальные цели:
проведение в Кемеровской области государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения;
формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан;
постепенное увеличение роли дополнительных механизмов пенсионного обеспечения граждан, в частности негосударственных пенсионных фондов;
внедрение новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения различных социальных групп населения;
вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения Кемеровской области работников предприятий всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы.
1.2.2 Финансовая цель:
создание устойчивого источника финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочные финансовые проекты.
1.2.3 Инвестиционные цели:
координация региональных инвестиционных потоков;
инвестирование пенсионных активов в региональные проекты, ориентированные на решение социальных задач, развитие производства и инфраструктуры с определенными финансовыми гарантиями со стороны органов государственной власти;
создание системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области позволит хотя бы частично решить стратегическую проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора в экономике Кемеровской области.
1.2.4 Интересы организаций:
решение проблемы закрепления квалифицированных профессиональных кадров;
возможность материального стимулирования отдельных категорий работников, внесших наибольший вклад в развитие организаций;
направление части аккумулированных средств на финансирование внутрипроизводственных проектов, что позволит улучшить положение организации, создаст предпосылки для роста производства и в конечном итоге скажется на положении работающих.
1.2.5 Интересы работников:
сохранение постоянного и гарантированного дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидности или старости.
Система негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области представляет собой единую систему отношений и мероприятий по формированию обязательных и добровольных пенсионных резервов и накоплений, их размещению и инвестированию в экономику Кемеровской области, учету пенсионных прав участников и застрахованных, выплате обязательных и дополнительных пенсий участникам, застрахованным лицам.
Система негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области состоит из подсистем, формируемых в зависимости от выгодополучателей:
подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета;
подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы муниципальных образований;
подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников негосударственных предприятий;
подсистема негосударственного пенсионного обеспечения индивидуальных вкладчиков - жителей Кемеровской области.
Объединяемые в системе негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области подсистемы формируются на основании договоров между вкладчиками - физическими и юридическими лицами и НПФ. Для участия в программе негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы негосударственного пенсионного фонда отбирается на конкурсной основе.
Создание и функционирование подсистем негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области происходит на основании федерального и регионального законодательства, договоров негосударственного пенсионного обеспечения между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами, внутренних нормативных актов вкладчиков - юридических лиц.
1.3 Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения
Участники системы выполняют контролирующие, управленческие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции.
Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области:
представительные органы - Совет народных депутатов Кемеровской области, представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти Кемеровской области, органы местного самоуправления;
негосударственные пенсионные фонды. Деятельность негосударственного пенсионного фонда в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств, назначении и выплате негосударственной пенсии. Кроме того, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию негосударственного пенсионного фонда аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует инвестирование средств пенсионных накоплений, ведет учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначает и выплачивает накопительную часть трудовой пенсии застрахованным лицам;
вкладчики фонда - юридические или физические лица, являющиеся сторонами пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников.
Вкладчиком в пользу работников, финансируемых за счет средств бюджета Кемеровской области, является Администрация Кемеровской области, она выступает стороной пенсионного договора и перечисляет пенсионные взносы из средств областного бюджета.
Вкладчиком в пользу работников бюджетной сферы муниципальных образований при наличии соответствующих договоров с негосударственными пенсионными фондами являются органы местного самоуправления.
Вкладчиком в пользу работников коммерческих предприятий являются работодатели, заключившие договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственными пенсионными фондами и перечисляющие взносы за своих работников в соответствии с пенсионной программой предприятия;
управляющая компания - акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Осуществляет управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного договора;
участники - физические лица - граждане Российской Федерации, которым в силу заключенного между вкладчиками и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;
депозитарий - акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Осуществляет деятельность по хранению сертификатов ценных бумаг или учёту и переходу прав на ценные бумаги.
2 О ФИНАНСОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40-50%. Остальные 50-60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов).
Поданным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 НПФ, причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и, в соответствии с заявительным порядком, вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т. п., выполняют лишь 106 фондов, причем, только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел.
Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн. чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн. чел.
Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений -- 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008 г. предполагается в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано.
При рассмотрении вопроса финансовой обеспеченности системы НПФ следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1 июля 2009 г. Для получения новой лицензии эти НПФ должны будут соответствовать ряду новых формальных требований, в частности, совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн. руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн. руб. Такие требования к финансовым показателям фондов установлены в декабре 2007 г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность. Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий уровень средств фонда для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах», «фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», в том числе образованным за счет учредительских вкладов. При этом, конечно, использование фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, может рассматриваться как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.