Налоговая система России и ее принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Файлы: 1 файл

контрольная по ФИНАНСАМ.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Задание № 1 

1.1.Налоговая система России и ее принципы    

 

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.     

В настоящее время налоговая система  России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:

  • видами налогов и сборов (федеральные, региональные, местные);
  • законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и т.д), определяющей функционирование налоговой системы;
  • Налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;
  • Таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;
  • субъектами налога (юридическими и физическими лицам) как основными участниками и носителями налогового бремени;
  • органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.

В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»    

Всего в налоговой системе России задействовано 180 тыс. сотрудников на 140 млн. граждан  РФ, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 780 граждан России.    

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.    

Главной задачей Государственной налоговой  службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.    

На  протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. налоговая система формируется и развивается согласно кодифицированному федеральному закону – Налоговому кодексу РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • налоги субъектов РФ (региональные налоги);
  • местные налоги.

 

    В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и 2 сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных – 10, региональных – 3, местных -2. Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налоговая система  формируется и реформируется  путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены.    

Установить  налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение  в НК РФ плательщиков, а также  существенных элементов налоговых  обязательств: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговых льгот. Установить налог можно только путем прямого перечисление в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Если налог устанавливается путем последовательного издания нескольких нормативно-правовых актов, то такой налог считается окончательно установленным, когда определен его последний элемент. 

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

1.        Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства.

В Налоговом кодексе  в ст.3 указывается на то, что «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

Принцип единства налоговой  системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых  органов. Налоговые органы в субъектах  федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.

2.        Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия.

3.        Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.

4.        Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

5.        Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления.

6.        Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

7.        Принцип равенства и справедливости налогообложения. В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин. 

 

 

    1.2.Основные  цели и задачи реформирования  налоговой системы РФ

 

 

    Все проблемы, связанные с налогообложением, говорят о кризисе налоговой  системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса  и ее реформа крайне необходима. Выделяют следующие основные задачи реформирования налоговой системы России:

  • постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Те, кто сейчас исправно платит налоги, должны испытать облегчение налогового пресса;
  • ставится задача постепенно увеличить долю налогов, собираемых с физических лиц (подоходный налог, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, таможенные пошлины и др.). Хотя в этом отношении Россия далеко отстает от развитых стран, у такой стратегии немало противников, которые убеждены, что при ее реализации уровень жизни в стране снизится, а рентабельность экономики так и не повысится. Перекладывая налоговое бремя на население, власти, мол, расписываются в собственной неспособности собрать налоги с производителей (понятно, что взимать их с частных лиц проще).

 

    Многие  убеждены, что в России налоги с физических лиц должны расти, но только вместе с ростом благосостояния, расширением круга собственников акционированных предприятий. Когда начнут платить дивиденды, на них уместно перенести часть налога с прибыли. Например, в США мелкий бизнес полностью освобожден от федеральных налогов на прибыль, вместо этого подоходный налог платят владельцы акций (у такого порядка немало преимуществ).

  • возвращение угрозы гиперинфляции делает вновь актуальной проблему налогообложения прибыли предприятий, завышенной по бухгалтерской отчетности из-за инфляции. Срочно нужны поправки к налоговым законам, освобождающие предприятия и инвесторов от этого налогового бремени. Необходимы также понятные и стабильные "правила игры" в области налогов и хозяйственного права, которые нельзя менять в угоду конъюнктуре и политическим взглядам высших российских чиновников.
  • упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;
  • утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами Федерации и муниципальными образованьями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;
  • реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В частности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;
  • придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обеспечить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым формам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;
  • исключить укоренившуюся практику перманентного изменения налогового законодательства (оставив разовую возможность, приуроченную к ежегодному утверждению бюджета), приняв международно-правовой договор, имеющий первенство перед любым федеральным законом и запрещающий менять налоговую систему неналоговыми методами;
  • внести поправки в уголовное законодательство, повышающие ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;
  • ввести в налоговую систему понятие рентного обложения. В богатой ресурсами России по сравнению с другими странами слишком малую долю доходов бюджета составляют рентные платежи. То же касается и налогов на недвижимость (землю, имущество). Хотя это могло бы стать основой инвестиционного бума.
  • усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т.е. занимается воровством.  

 

       Определим основные цели современной  налоговой политики государств с  рыночной экономикой. Они ориентированы  на следующие основные требования:   
   - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной  и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;    

- налоговая система должна соответствовать  структурной экономической политике,  иметь четко очерченные экономические цели;    

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;     

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;    

- обсуждение проектов законов  о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.    

Этими основными целями необходимо руководствоваться и России при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом  копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.   
      Таким образом, существует огромный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.           

 Но выше сказанное не говорит  о том, что надо вообще игнорировать  теоретическое наследие многих  поколений ученых-экономистов. Уже  сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые  системы вне зависимости от  развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно   
должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по   
структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и т.д. 

 

 

Задание №2 (расчетно-графическое)

Общий (совокупный) долг РФ включает внешний долг, внутренний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и долг муниципальных образований. Рассмотрим эти долги. 

Информация о работе Налоговая система России и ее принципы