Налоговая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Краткое описание

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства. Германия относится к числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности налоговой системы Германии 4
1.1. Налоговое законодательство 4
1.2. Принципы и построение налоговой системы Германии 5
1.3. Факты о налогах Германии. 9
2. Закон об упрощении системы налогообложения. 13
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Интернет-ресурсы 17

Файлы: 1 файл

Налоговая система Германии.docx

— 44.24 Кб (Скачать)
  • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
  • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
  • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

     В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают  в разных пропорциях в различные  бюджеты.

     Церкви  в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать  с верующих соответствующей концессии  церковный налог.

     По  объектам налогообложения разделяются  три основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере  обращения, налоги на потребление (акцизы).

      1. Факты о налогах Германии.
 

     Альберт Эйнштейн в свое время утверждал: "Труднейшая в мире вещь – понять суть подоходного налога". А между тем суть такова: получил деньги –с государством поделись. По такому принципу, как и в России, подоходные налоги в Германии платят все граждане, имеющие доход. Но, в отличие от российской, налоговая система Германии предполагает дифференцированное налогообложение – от 14% до 45%: ставка налога прогрессирует в соответствии с размером дохода. 
          Большая часть налоговых поступлений в экономику Германии ложится как раз на подоходный налог – в Германии иностранцы, даже постоянно проживающие и работающие в этой стране, платят подоходный налог только с немецких заработков. Впервые этот налог в Германии ввели в 1891 году.  
          Великий курфюрст Вильгельм Фридрих I Бранденбургский в XVII веке ввёл одну из самых курьезных податей за всю историю налоговой системы Германии – налог на ношение париков5. Бывало, налоговые инспекторы срывали с вельмож парики, чтобы проверить, есть ли на них марка об уплате соответствующей подати.  
          Германия имеет не только вертикальную систему распределения налоговых сборов: общины и города, федеральные земли и центр в целом, - но и горизонтальную. Так, более обеспеченные регионы оказывают "донорскую" налоговую помощь обделенным регионам в рамках т.н. "финансового выравнивания земель".  
          Добавочная стоимость стала облагаться налогом в Германии с  XVIII века, когда в Саксонии НДС был введен вместо подати с оборота. Сегодня на НДС в Германии приходится порядка трети всех налоговых поступлений в бюджет страны.  
          Естественно, как и в России, НДС в Германии ложится на плечи потребителей, так как учитывается в конечной стоимости товаров и услуг. Вообще, если сравнить налоговую систему Германии с системой налогообложения России, то можно обнаружить много общего: обе страны построены на принципах единства регионов и на своем налоговом пути прошли схожие этапы эволюции. 
         Жители Германии получают в виде различных пособий и других социальных выплат  более 73% от общих сумм налогов и сборов, перечисленных ими в бюджет страны. Это объясняет высокие социальные стандарты, принятые в Германии и ответственность, с которой сами немцы относятся к налогам. 
         Земельный налог в Германии – один из основных, и взимается с участков земли вне зависимости от их целевого назначения. Разнится только ставка: от четверти до половины процента от покупной стоимости надела. Если это участок "под бизнес", то ряд связанных с ним затрат может вычитаться из налоговой суммы. Покупка земли, как и другое право распоряжения участком, обойдётся в 3,5% его стоимости. 
          Инспекция по налогам в Германии – составная министерства финансов. В каждой земле существует своя собственная налоговая инспекция, причем штат её весьма немногочисленный: в среднем на одного инспектора приходится до полутысячи налогоплательщиков.  
          Корпорации облагаются в Германии специальными налогами. Интересно, что если у корпорации несколько собственников, то налог составляет 30% с годовой прибыли. А если владелец один, ему придётся поделиться 45% прибыли. 
          Любовь к животным обходится немцам в миллионы евро. Налоговая система Германии предусматривает ежегодную уплату налогов за каждую первую собаку в размере 100-150 евро и по 200-300 евро за каждую последующую. За "бойцовскую" породу приходится отдавать по 615 евро в год. 
          Меньше всего шансов встретить налогового инспектора у владельцев малого бизнеса. Согласно статистике, всего 2% из общего количества малых предприятий в Германии ежегодно посещают "налоговики" с документальной проверкой. Также в поле зрения налоговой инспекции попадает 7% средних и 19% крупных предприятий в год. 
          Налоги в Германии условно можно разделить на три ветви: налог с доходов, с имущества, с предметов потребления и сделок. И практически каждый немец платит все перечисленные виды налогов: получая зарплату – подоходный налог, живя в собственном доме – налог на недвижимость, совершая покупки – НДС, и т.д.   
          Общины немецких городов удерживают порядка 13% от суммы всех налогов, выплачиваемых ее жителями. При этом львиная доля налоговых платежей уходит в федеральный центр – 48%. В 2008-м году эта сумма составила 562 млрд. евро.

  В Германии существуют налоговые льготы для арендодателей, которым подолгу не удается сдавать недвижимость. Если в течение 6 и более месяцев прошедшего года дом или квартира не были сданы, то до конца марта текущего года можно сообщить об этом в письменном виде, и тогда основной налог на недвижимость будет уменьшен. В Берлине, Гамбурге и Бремене с такими заявлениями нужно обращаться в налоговый департамент, а в остальных населенных пунктах — в местную администрацию. Скидка составит 25 % для тех, чья недвижимость пустовала как минимум полгода, и 50 % для тех, кто не смог найти арендаторов весь год. В Германии за недвижимость платят по средней ставке 1,9 % от кадастровой стоимости. Налогом не облагаются объекты дешевле 120 тыс. евро для физических лиц и дешевле 20 тыс. для юридических лиц. В 33 параграфе Закона о поземельном налоге подчеркивается, что правило о снижении налога также распространяется на застроенные земельные участки.

             Для получения льготы есть обязательное условие: нужно доказать, что собственник пытался сдать недвижимость, то есть обращался к риелторам или размещал объявления в газетах и в Интернете. Это должно быть подтверждено документально и проверено сотрудниками администрации или налоговой службы6. 

 

  1. Закон об упрощении системы  налогообложения7.
 

     Федеральное правительство ФРГ утвердило  законопроект относительно положений  по упрощению системы налогообложения  страны в 2011 году, призванный снизить процент бюрократических проволочек и предоставить большую прозрачность и точность расчётов в рамках налоговой системы.

     Законопроект содержит ряд мер8, направленных на снижение налогового бремени как частных лиц, так и предприятий на территории Германии, а также на соответствующие налоговые ведомства на общую сумму 585 млн евро.

     Как ожидается, закон вступит в силу 1 января 2012 года, в то время как некоторые его положения будут введены в действие ретроактивно с 1 января текущего года.

     В том, что касается подоходного налога, законопроект предусматривает следующее:

Серьёзные налоговые скидки будут предоставлены  родителям в рамках будущих расходов по уходу за ребёнком. Любое лицо, расходующее те или иные суммы в рамках ухода за детьми, сможет вычесть сумму данных расходов из суммы налога.

     Частные налогоплательщики в будущем  смогут декларировать свои доходы налоговым  органам страны каждые два года. Данное положение коснётся работников по найму, частных лиц на пенсионном обеспечении, а также частных лиц, получающих доходы от управления состояниями.

     Правительство намеревается ввести увеличение на сумму 80 евро в рамках исключаемых из налогооблагаемой суммы предпринимательских ассигнований по смете для работников по найму. Увеличение с 920 до 1000 евро в свою очередь исключит около половины миллиона наёмных работников из требования по детализации и ведению подробной отчётности. В будущем в отношении более, чем 22 млн работников (около 60% всех подлежащих обложению работников), не будет требоваться ведение подробной отчётности в рамках предпринимательских расходов при отражении в налоговой декларации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Решение налоговых конфликтов и споров: опыт Германии

  В Германии имеется солидный опыт решения налоговых конфликтов. Выделяют следующие четыре стадии их урегулирования:

  1. предотвращение (профилактика) налоговых конфликтов;
  2. неформальное (внесудебное) решение налоговых конфликтов;
  3. досудебное, формальное рассмотрение (решение) налоговых споров;
  4. судебное рассмотрение налоговых споров.

     Большое значение придаётся профилактике налоговых конфликтов. Рассмотрение налоговых споров отличается четко выраженной процедурой их проведения. И немаловажную роль в этой системе играют налоговые консультанты9. Налоговые консультанты предлагают своим клиентам (налогоплательщикам) на договорной основе услуги, которые способствуют качественному выполнению ими своих налоговых обязанностей. Клиенты обращаются к налоговому консультанту, как правило, не только с целью подготовки необходимой для предоставления в налоговые органы налоговой документации. Они связывают с этим уверенность в том, что консультант, учитывая все обстоятельства их собственных дел, активным консультативным воздействием оберегает их как от переплаты, так и от недоплаты налогов. В этой системе есть выгода и для налоговых органов. Опыт показывает, что качественное налоговое консультирование, несомненно, может повлиять на повышение эффективности делопроизводства в налоговых органах. 
 
 
 

Заключение

 

     Не  вызывает сомнений, что Германия – это самая богатая страна Европы, а также самая мощная экономика среди стран ЕС. Немецкие банки имеют безупречную репутацию и высокий рейтинг надежности. И за уплату этих налогов Германия предоставляет налогоплательщикам и жителям страны большие блага и надежные социальные гарантии. Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.

     Основываясь на вышеизложенном, хотелось бы высказать  своё мнение по поводу налоговой системы  страны. Я считаю, что налоговая система Федеративной Республики Германия, как и у любых других стран, не идеальна. Но, по-моему, мнению, детальное изучение налоговой системы Германии может послужить верной подспорой для совершенствования налоговой системы России. На мой взгляд очень важна проблема налоговых конфликтов. Несмотря на однородность сути проблемы в отдельных странах, наблюдаются различия в путях и способах предотвращения (профилактики) и преодоления такого рода конфликтов, в правовой основе и общественно-правовой культуре для их решения и в процедурах их рассмотрения. Проанализировав способы урегулирования данной проблемы в Германии, можно сделать вывод, что Российская Федерация занимает более низкое место по сравнению с Германией в отношении налоговых конфликтов. Я считаю, что Россия вполне может использовать немецкий опыт в сфере нашей налоговой системы, которая в свою очередь является неотъемлемой и важной частью экономики.

 

Список  используемой литературы

 

     1. Конституция Федеративной Республики  Германии (Bundesgesetz) от 23 мая 1990 г.

     2. Базедов П., Шахиджанян Р.Г. Справочник. Налоговая система Германии. Декларация  налогоплательщика. - М.: Полиглоссум, 2005. – 208 с.

     3. Баранова К.К.  Бюджетный федерализм и местное  самоуправление в Германии. –  М.: Дело и сервис, 2006. – 240 с.

     4. Мещерякова О. Налоговые системы  развитых стран мира. Справочник. - М.: Юнити, 2007. – 289 с. 

     5. Бланки бухгалтерсокого  учёта, налоговые декларации www.spbnalog.ru

     6. Andrew M. Doing Business in Germany. - Frankfurt am Mainю: AG WPG, 2005. – 77 с.

     7.Налоговый Кодекс  Германии

Интернет-ресурсы

 

http://tranio.ru/world/analytics/skolkostoit_soderzhanie_zhilya_za_granicey/ 

http://www.worldbiz.ru/jurisdictions-news/

Информация о работе Налоговая система Германии