Налоговая политика на современном этапе развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3

1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства…….5

2. Особенности налоговой политики……………………………………………...11

2.1 Налоговое планирование………………………………………………………11

2.2 Налоговая реформа……………………………………………………………..13

3. Основные направления налоговой на 2011 год и плановый период до 2012-2013 годов…………………………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………..27

Приложения…………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 199.44 Кб (Скачать)

        Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых  законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся  налоговых реформ, а также на анализе  направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной  Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

         Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

       Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

 Необходимость НП:

10-15% четкое ведение бухгалтерского  учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот уровень  профессионального бухгалтера разовыми  консультациями внешнего налогового  консультанта;

20-40% налоговое планирование  становится частью общей системы  финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных  и долгосрочных контрактов требуется  наличие специально подготовленного  персонала, контроль и руководство  со стороны финансового директора  абонентское обслуживание в специализированной  компании необходимо, регулярные  мероприятия;

 

45-60% важнейший элемент  создания и стратегического планирования  деятельности организации и ее  текущей ежедневной деятельности  по всем внешним и внутренним  направлениям требуется наличие  специально подготовленного персонала  и организация тесного взаимодействия  со всеми службами с организацией  и контролем со стороны члена  Совета Директоров, постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами жизненно необходимо, ежедневные мероприятия;

более 60% смена сферы деятельности и налоговой юрисдикции.

        Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя. Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, - постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

2.2 Налоговая реформа

       

         В основе формирования налоговой политики любого государства лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. Разумный паритет функций налогообложения и определяет эффективность всей налоговой политики в целом. Налоговая система, как область приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором принимаемых решений[9].

 

       В то же время налоговой политикой, как таковой, сегодня, похоже, никто не занимается. Так, Минфин и Правительство заняты ее фискальной стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также не требуют анализа их воздействия на экономическую жизнь, налоговое ведомство практически отстранено от участия в этом процессе. Как свидетельствуют данные о ходе согласований основных параметров проекта бюджета налогово-бюджетная политика не только не была четкой, она осуществлялась бессистемно и при отсутствии стратегической концепции экономического развития государства. Налоговая политика формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой. Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер. Более того[9]:

  • налоговое законодательство противоречиво и запутанно;
  • абсолютно не соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени;
  • в недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства;
  • механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения;
  • искажение экономических приоритетов в виде преувеличенного внимания к льготам;
  • действующее законодательство содержит множество «белых пятен», что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;
  • существует нерациональная максимизация прав и полномочий местных органов власти в области нормотворчества;
  • наблюдается низкий уровень правовой информированности налогоплательщиков.

        Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию; обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. В то же время, несмотря на сильный налоговый пресс, система не обеспечивает в полной мере потребности в средствах на финансирование даже первоочередных расходов.

        В целом, ситуацию в стране можно охарактеризовать как критическую. Обычные меры бюджетной политики на этой стадии уже не могут дать результата, а возможности внешнего заимствования практически отсутствуют. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений, что далее такое положение нетерпимо и перемены в налоговой системе неизбежны. Различия существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки. Несмотря на все многообразие существующих мнений, можно выделить два основных подхода к этой проблеме.

        Первый - идти путем постепенного устранения имеющихся недостатков, решения тактических задач в отдельных областях, совершенствуя налоговую политику, налоговую технику и налоговое право. Полагается, что сложившаяся в настоящее время налоговая система, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за взиманием, в принципе себя оправдывает: действующие ныне основные налоги обеспечивают формирование большей части доходов бюджетов всех уровней. Мировой опыт свидетельствует об устойчивости и надежности такой совокупности налогов, а резкие изменения в структуре налоговой системы лишь породят неуверенность экономических агентов в своем будущем и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации.

        Таким образом, было бы экономически и политически неоправданным как сегодня, так и в ближайшее время коренным образом реформировать налоговую систему. Очевидно, что стабильность налоговой системы является одним из важных условий нормального функционирования рыночного хозяйства. Во-вторых, резкое реформирование налоговой системы может привести к потерям бюджета в период адаптации к внесенным изменениям - государство не располагает «страховым резервом» финансовых ресурсов, чтобы пойти на это. И в-третьих, обеспечение стимулирующей роли налогов в рациональном использовании ресурсов, производстве необходимой продукции, активизации инвестиционных процессов, развитию отечественного бизнеса и, в конечном счете, повышению уровня поступлений налогов, возможны и в рамках действующей налоговой системы, которая далеко себя не исчерпала.

        Однако на этот счет существует и другое мнение. Прежде всего, следует отметить, что существующая налоговая система противопоставлена реальному сектору экономики, не способствует росту экономического потенциала и стабилизации социальных отношений, не выполняет возложенные на нее функции, не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование полной социальной защиты населения, первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства. И это не удивительно, ведь действующая с 1992 года налоговая система сформировалась в процессе перехода к принципиально новым социально-экономическим отношениям, в условиях экономического кризиса, сочетающего спад производства и инфляцию. Обеспечение бесперебойной реализации социальных и экономических программ определили минимальные сроки разработки новой налоговой системы. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. В то же время, несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы и сильную имущественную дифференциацию.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  в лучшем случае касаются отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставления льгот и привилегий, объектов обложения, усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшних условиях необходима принципиально иная налоговая система, соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениях периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе. При этом следует отметить, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. Налоговая система должна быть адаптирована к новым общественным отношениям и соответствовать мировому опыту с учетом приднестровской специфики.

        Но даже в случае выбора «эволюционного» пути развития реформы, чтобы выйти из кризиса и перевести экономику в стадию стабильного развития, необходимы более радикальные меры, нужна действенная и в то же время гибкая налоговая политика. Налоговая реформа должна состоять не в косметическом ретушировании действующих законодательных положений, она должна быть направлена на коренные изменения взаимоотношений государства и налогоплательщиков, на преодоление действующих стереотипов. В ее основе лежит глубокая трансформация нашего общества, преобразование отношений собственности и покоящейся на них социально-экономической структуры в направлении рыночного хозяйства. Переходный характер современного периода составляет ее главную специфику. Обязательно, реформа должна быть комплексной: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

 

 

 

 

3 Основные направления  налоговой политики на 2011 год и плановый период до 2012-2013 годов

        

        Проект основных направлений налоговой политики на 2011 год и плановый период до 2012-2013 годов, подготовленный с учетом предложений Минэкономразвития РФ и других федеральных органов исполнительной власти, представлен Минфином РФ. Проект содержит оценку итогов реализации основных направлений налоговой политики на 2009 и 2010 годы. Большая часть решений была принята во взаимосвязи с основными направлениями программы антикризисных мер правительства РФ и основными направлениями деятельности правительства РФ на период до 2012 года. В частности, в 2009 году приняты законопроекты, направленные на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, включая налогообложение доходов физических лиц от этих операций, расширение возможностей применения упрощенной системы налогообложения, а также диапазона применения ставок транспортного налога. В связи с воссозданием системы страховых взносов был отменен единый социальный налог.

         Предполагается, что в целом налоговая политика в 2011-2013 годах будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а также создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Меры по реализации проекта  в инновационной деятельности

         В сфере стимулирования инновационной деятельности предусматривается снижение до 2015 года, а для отдельных категорий плательщиков - до 2020 года, совокупной ставки страховых взносов - до 14% в пределах страхуемого годового заработка (уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета). При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину (34%) в 2015 году. Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков в 2011 приведены в таблицы 1.

         Также предполагается изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп, уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР, освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции[11].

         Планируется также создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок; совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях; введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка «Сколково».

Предлагаемые к реализации меры по конкретным видам налогов

         По налогу на прибыль организаций предусматривается сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2011 года особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций; установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей; совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов; повышение с трех до десяти миллионов рублей объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи.

Информация о работе Налоговая политика на современном этапе развития России