Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

Тематический план изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» включает следующие темы:
• Налоги в системе финансовых отношений.
• Налоговая система.
• Корпоративный подоходный налог.
• Индивидуальный подоходный налог.
• Налог на добавленную стоимость.
• Акцизы.

Оглавление

Введение 3
1 Налоги в системе финансовых отношений. 4
1.1 Сущность налогов и принципы построения налогообложения. 4
1.2 Классификация налогов 5
1.3 Эволюция развития налогов. 8
2 Налоговая система и налоговая политика. 9
2.1 Основы построения налогов. Элементы налога. 9
2.2 Налоговая система РК 10
2.3 Основные направления налоговой политики на современном этапе. 12

Файлы: 1 файл

налоги и налогооблажение.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Международная Бизнес –  Академия

Кафедра «Менеджмента, Экономики  и Финансов»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Финансы»

На тему: «Налоги и  налогообложение»

 

 

 

 

 

                      Выполнил: ст. гр. МН-11(3)

Висингириев Р.Ш.

 

Проверил: преподаватель

Сыдыкова Д.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2013

Содержание

 

Введение

В условиях развития рыночных отношений налогообложение является одной из наиболее важных и сложных  проблем, так как связана   с формированием финансовых ресурсов государства. Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии общества приводит к успеху рыночных преобразований, осуществляемых в государстве. В связи с этим теоретические и практические изыскания в области налогообложения на основе эффективного использования рыночных инструментов приобретает особую актуальность. Дисциплина «Налоги и налогообложение» освещает совокупность организационно-экономических вопросов, связанных с теоретическими аспектами и практическими методами изъятия налогов. Она изучает налоговую систему, состоящую из законодательно установленных видов налогов , органов управления с их функциями, целями и задачами, приоритеты развития налоговой политики, освещает необходимость и значение налогов в экономических преобразованиях, проводимых в стране.  
Изучение теоретических и практических вопросов налогообложения позволяет понять сущность налогов, принципы, на основе которых должна строится налоговая система, значение дальнейшего совершенствования и развития, разбираться в особенностях исчисления каждого вида налогов, понять роль налоговой службы в управлении налогами. 
Тематический план изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» включает следующие темы:

    • Налоги в системе финансовых отношений.
    • Налоговая система.
    • Корпоративный подоходный налог.
    • Индивидуальный подоходный налог.
    • Налог на добавленную стоимость.
    • Акцизы.
    • Налоги с недропользователей.
    • Социальный налог.
    • Земельный налог.
    • Налог на транспортные средства.
    • Налог на имущество.
    • Сборы, пошлины, прочие платежи.
    • Государственная налоговая служба, ее цели и задачи.

Учебная дисциплина «Налоги  и налогообложение» изучается студентами специальности 0706 «Финансы и кредит». Большое значение в изучении дисциплины имеет знание законодательного и инструктивного материала по вопросам прямых и косвенных налогов, налогов с населения, с помощью которых формируют финансовый фонд страны бюджет. Содержание учебного материала предусматривает формирование у студента необходимых знаний в области налогообложения, развитие аналитического мышления при решении финансово-экономических задач.

 

  1.  Налоги в системе финансовых отношений.

    1. Сущность налогов и принципы построения налогообложения.

Впервые экономическая  сущность налогов была исследована  в работах Д. Рикардо, который  положил начало научным исследованиям. Изъятие государством  в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы  государства. Налоги возникли с появлением государства и являются основой  его существования. Экономическое  содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов государства. 
Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения: 1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность и 4) удобство. 
- налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц; 
- каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства; 
- налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен. Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа; 
- каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика. 
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы Казахстана, адекватной рыночным преобразованиям. 
Сущность налогов проявляется в их функциях:

фискальная

регулирующая

стимулирующая

перераспределительная

контрольная

- вытекает из самой  природы налогов. Она характерна  для всех государств во все  периоды их существования и  развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Именно эта функция создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны; 
- регулирующая функция целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение эффективно при стимулировании НТП; 
- стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). Объединяя стимулирующую и регулирующую функцию в од   ну экономическую функцию, можно сказать, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя   или сужая платежеспособный спрос населения; 
- перераспределительная функция заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштаб действия этой функции определяется долей налогов в ВВП. В последние годы с 1995 г. по 1998 г. доля налогов в ВВП имела тенденцию к снижению: от 18,2% в ВВП в 1995 г. и в 1996 г., 16,7 %  - в 1997 г., 16,3 % в 1998 г. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонением от налогообложения; 
- благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Эта функция проявляется лишь в условиях действия перераспределительной функции. Обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово - финансовых отношений.

    1. Классификация налогов

Налоги классифицируются по следующим признакам: 
по объекту обложения – через прямые и косвенные; 
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:  

через государственные  и местные;

по порядку их использования  – через общие и специальные;

по экономическому признаку;

по степени оценки объекта обложения;

в зависимости от формы  уплаты налога;

по субъекту обложения;

в качестве инструмента  бюджетного регулирования;

по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение. К прямым налогам относятся налоги на доходы  и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и    физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством). 
3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного). 
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК  все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий; 
4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет. 
5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы). 
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);

по декларации, где  налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;

у источника получения дохода,  исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

на основе патента на разнообразные  виды предпринимательской деятельности.

7) В зависимости от  формы уплаты налоги подразделяются  на натуральные и денежные. Денежная  форма является преобладающей  формой уплаты налога. Однако как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом на недропользование.  
8) По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое законодательство в Казахстане пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. 
9) В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. 
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей. 
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета. 
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях  сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета,  может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов -  как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. 
По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление  налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед  государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную систему налогообложения. 
Налоги – это предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Информация о работе Налоги и налогообложение