Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:53, контрольная работа
Тематический план изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» включает следующие темы:
• Налоги в системе финансовых отношений.
• Налоговая система.
• Корпоративный подоходный налог.
• Индивидуальный подоходный налог.
• Налог на добавленную стоимость.
• Акцизы.
Введение 3
1 Налоги в системе финансовых отношений. 4
1.1 Сущность налогов и принципы построения налогообложения. 4
1.2 Классификация налогов 5
1.3 Эволюция развития налогов. 8
2 Налоговая система и налоговая политика. 9
2.1 Основы построения налогов. Элементы налога. 9
2.2 Налоговая система РК 10
2.3 Основные направления налоговой политики на современном этапе. 12
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Международная Бизнес – Академия
Кафедра «Менеджмента, Экономики и Финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы»
На тему: «Налоги и налогообложение»
Выполнил: ст. гр. МН-11(3)
Висингириев Р.Ш.
Проверил: преподаватель
Сыдыкова Д.К.
Караганда 2013
В условиях развития рыночных
отношений налогообложение
Изучение теоретических и практических
вопросов налогообложения позволяет понять
сущность налогов, принципы, на основе
которых должна строится налоговая система,
значение дальнейшего совершенствования
и развития, разбираться в особенностях
исчисления каждого вида налогов, понять
роль налоговой службы в управлении налогами.
Тематический план изучения дисциплины
«Налоги и налогообложение» включает
следующие темы:
Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» изучается студентами специальности 0706 «Финансы и кредит». Большое значение в изучении дисциплины имеет знание законодательного и инструктивного материала по вопросам прямых и косвенных налогов, налогов с населения, с помощью которых формируют финансовый фонд страны бюджет. Содержание учебного материала предусматривает формирование у студента необходимых знаний в области налогообложения, развитие аналитического мышления при решении финансово-экономических задач.
Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых
взносов, сборов, пошлин и других платежей
формируются финансовые ресурсы
государства. Налоги возникли с появлением
государства и являются основой
его существования. Экономическое
содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих
субъектов и граждан, с одной стороны,
и государства с другой стороны, по поводу
формирования государственных финансов.
В современных условиях налоги - основной
источник доходов государства.
Большое значение имеют труды А. Смита,
классика теории налогообложения. В своем
классическом сочинении " Исследования
о природе и причинах богатства народов"
считал основными принципами налогообложения:
1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность
и 4) удобство.
- налог, который обязан уплачивать каждый
- это бремя, накладываемое государством
в форме закона. Право государства взимать
налоги вытекает из необходимости существования
государства и его учреждений в интересах
всего общества и отдельных лиц;
- каждый налог должен быть так устроен,
чтобы он извлекал из кармана плательщика
возможно меньше того, что поступает в
кассы государства;
- налог, который обязан уплачивать каждый,
должен быть точно определен, а непроизволен.
Налогоплательщику должны быть известны
время, место, способ и размер платежа;
- каждый налог должен взиматься в такое
время и таким способом, какой наиболее
удобен для плательщика.
Перечисленные принципы налогообложения
учитывались и при формировании новой
налоговой системы Казахстана, адекватной
рыночным преобразованиям.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
фискальная
регулирующая
стимулирующая
перераспределительная
контрольная
- вытекает из самой
природы налогов. Она
- регулирующая функция целенаправленно
воздействует на развитие народного хозяйства
в соответствии с принимаемыми программами.
При этом используется выбор форм налогов,
изменение ставок, способов взимания,
льготы и скидки. Эти регуляторы влияют
на структуру и пропорции общественного
воспроизводства, объемы накопления и
потребления; их применение эффективно
при стимулировании НТП;
- стимулирующая функция реализуется через
систему льгот, преференций (предпочтений).
Объединяя стимулирующую и регулирующую
функцию в од ну экономическую функцию,
можно сказать, что налоги как активный
инструмент перераспределительных процессов,
оказывает существенное влияние на воспроизводство,
стимулируя или ослабляя накопление капитала,
расширяя или сужая платежеспособный
спрос населения;
- перераспределительная функция заключается
в перераспределении части доходов различных
субъектов хозяйствования в пользу государства.
Масштаб действия этой функции определяется
долей налогов в ВВП. В последние годы
с 1995 г. по 1998 г. доля налогов в ВВП имела
тенденцию к снижению: от 18,2% в ВВП в 1995
г. и в 1996 г., 16,7 % - в 1997 г., 16,3 % в 1998 г. Таким
образом, в последние годы для Казахстана
характерен низкий удельный вес налоговых
и приравненных к ним платежей, что объясняется
их недостаточной собираемостью - уклонением
от налогообложения;
- благодаря контрольной функции оценивается
эффективность налогового механизма,
обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
и бюджетную политику. Эта функция проявляется
лишь в условиях действия перераспределительной
функции. Обе функции в органическом единстве
определяют эффективность налогово - финансовых
отношений.
Налоги классифицируются
по следующим признакам:
по объекту обложения – через прямые и
косвенные;
1) по органу, осуществляющему взимание
и распоряжение налогами:
через государственные и местные;
по порядку их использования – через общие и специальные;
по экономическому признаку;
по степени оценки объекта обложения;
в зависимости от формы уплаты налога;
по субъекту обложения;
в качестве инструмента бюджетного регулирования;
по порядку уплаты налога.
2) Прямые налоги устанавливаемые
на доход, имущество
3) Деление налогов на общегосударственные
и местные определяется двумя факторами:
кем установлен налог (центральным или
местным органом) и доходным источником
какого бюджета он является (центрального
или местного).
В соответствии с Конституцией и Налоговым
законодательством РК все налоги устанавливаются
только центральными органами в лице парламента
и в определенных случаях – Президента
РК, то определяющим является второй критерий;
4) Общие налоги поступают государству
и при использовании обезличиваются, специальные
налоги имеют строго специальное назначение.
В настоящее время специальные налоги
(ранее зачисляемые во внебюджетные фонды)
поступают в бюджет, где однако они выделяются
отдельной строкой. Бюджет утверждается
соответствующим представительным органом.
Все специальные фонды формируются в рамках
бюджета, утверждаются этим же представительным
органом и им же контролируется законность
и целесообразность расходования этих
фондов. В результате вместо параллельного
существования нескольких государственных
денежных фондов, мы имеем единую финансовую
систему, основанную на иерархии денежных
фондов и построенную по схеме: бюджет,
утверждаемый соответствующим представительным
органом; обозначенный в качестве его
части социальный фонд, переданный в распоряжение
соответствующему ведомству, но контролируемый
тем представительным органом, который
утвердил бюджет.
5) По экономическому признаку различают
налоги на доходы и налоги на потребление;
первые взимаются с доходов, получаемых
плательщиком от любого объекта обложения,
во втором случае – это налоги на расходы,
которые уплачиваются при потреблении
товаров и услуг (НДС, акцизы).
6) По степени оценки объектов обложения
существует 4 способа взимания налогов:
кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
на основе патента на разнообразные
виды предпринимательской
7) В зависимости от
формы уплаты налоги
8) По субъектам можно выделить налоги
с юридических лиц и налоги с физических
лиц. В настоящее время налоговое законодательство
в Казахстане пошло по пути конструирования
общих налогов, которые распространяются
одновременно на юридических и физических
лиц. Эти налоги установлены общими для
тех и других субъектов нормативными актами
и совпадают по своим основным элементам.
Однако в силу объективных различий между
этими субъектами даже в рамках одного
акта всегда прослеживаются особенности
налогообложения тех и других.
9) В качестве инструмента бюджетного регулирования
налоги подразделяются на закрепленные
и регулирующие.
Бюджетное регулирование – это процесс
сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение
равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые
в соответствии с законодательством закреплены
как доходный источник за определенным
видом бюджета.
Регулирующие налоги – это те, которые
в процессе ежегодного утверждения бюджетов
передаются из вышестоящего бюджета в
нижестоящий , в целях сбалансирования
последнего. Таким образом, налог, являющийся
закрепленным для вышестоящего бюджета,
может выступать в качестве регулирующего
для местного. В результате доходы республиканского
бюджета состоят только из закрепленных
источников (включая закрепленные налоги),
доходы местных бюджетов - как из постоянно
закрепленных доходов этих бюджетов, так
и из регулирующих доходов. Для регулирования
местных бюджетов обычно используются
подоходный налог с физических лиц, удерживаемый
у источника выплаты.
По порядку уплаты налога, предусматривает
предоставление налогоплательщикам уплаты
налога по обычной и упрощенной схеме.
Официальным документом, удостоверяющим
право применения упрощенной схемы налогообложения,
является патент, выдаваемый сроком на
один календарный год налоговыми органами.
Такой способ уплаты применяется в отношении
налогоплательщиков, преимущественно
работающих с наличными деньгами и имеющими
огромный оборот по реализации товаров,
работ и услуг, а так же ограниченное число
занятых в них работников. В стоимость
патента входит фиксированный суммарный
налог, включающий в себя налоги и другие
обязательные платежи в бюджет, а также
иные финансовые обязательства перед
государством. При превышении предельной
численности работающих предприниматели
переходят на обычную систему налогообложения.
Налоги – это предусмотренные законом
обязательные платежи, взимаемые в определенных
размерах и в установленные сроки.