Мировые кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:18, реферат

Краткое описание

Что такое кризис? Греческое слово кризис означает решение. В дальнейшем понятие кризиса расширилось и применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым людьми как нарушение непрерывности. В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Многие годы в нашей стране само это понятие было скорее идеологическим, нежели реальным фактором при разработке экономической политики развития производства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Причины мирового финансово-экономического кризиса……… 5
2. Финансовый кризис в Республике Кипр……………………….. 12
Заключение……………………………………………………………… 19
Литература

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

Как видно, основной проблемой американской экономики явилось наличие «избыточной» части, которая «наросла» за последние 30 лет за счет постоянного и все  время увеличивающегося эмиссионного стимулирования потребительского спроса. Даже после рецессии 2001 г. в условиях экономического роста США не желали отказываться от наращивания бюджетного дефицита. Под завышенный спрос формировалось и завышенное предложение - строились заводы, расцветали большие города и даже целые страны (особенно азиатские). Более того, в этой сфере действует мультипликатор спроса: на кредитные «доходы» американцы покупали, к примеру, китайские носки; полученные деньги китайцы платили японцам за их оборудование; те на выручку, в свою очередь, приобретали какие-то европейские товары и т.д. по цепочке - таким образом, политика стимулирования потребительского спроса США породила гигантские избыточные мощности по всему миру.

Непосредственным предтечей общего финансового и банковского кризиса  в США был кризис субстандартного ипотечного кредитования в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов. Американский финансист Джордж Сорос в «Die Welt» от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, что лопнул более крупный пузырь».

Общая тенденция американцев жить в долг, подогреваемая финансовой олигархией США стала причиной кризиса  американской экономики. «Дай мне это  сейчас, а я буду тебе должен!». Одним существенным условием существования рынка долгов является наличие доверия участников этой системы друг к другу. И такое доверие у них было, поскольку сейчас американцы (частные лица и организации) должны друг другу астрономическую сумму более 50 трлн. долларов. Необходимым условием существования этой системы является хорошая ликвидность.

Итак, основными причинами кризиса  США можно считать:

- политику рейганомики, т.е. эмиссионного стимулирования совокупного спроса;

- виртуализацию финансовых операций (деривативы), повлекшую недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики;

- наличие избыточной ликвидности;

- саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США.

2. Финансовый кризис в Республике Кипр

Разберем один из последних кризисов который потряс весь мир. Финансовый кризис в Республике Кипр — долговой, финансовый, бюджетный и экономический кризис Республики Кипр, который в марте 2013 года привёл к параличу банковской системы страны и вверг ee экономику в преддефолтное состояние.

Причинами кризиса стали:

  • Сильный крен экономики в сторону оффшорного сектора (упор на банковскую деятельность — сумма вкладов в банках страны составляет приблизительно 835 % ВВП (среднеевропейский уровень — 354 %), активы проблемного банковского сектора составляют 458 % ВВП).
  • Неудачные вложения кипрских банков в греческие долговые обязательства — с начала 2012 г. многие кипрские банки понесли убытки в связи с проведением крупных списаний по греческим облигациям (списание которых привело к потере банковским сектором Кипра 81 % от общего объема инвестиций, что превышает 4 млрд. евро или 24 % ВВП); также увеличения доли невозврата кредитов со стороны частных лиц.
  • Разрыв финансового пузыря на спекулятивном рынке недвижимости внутри страны, в который киприотские банки инвестировали излишки капиталов.
  • Постепенная утрата ценовой конкурентоспособности страны в результате массового притока капиталов. Ещё до вступления Кипра в Еврозону, дефицит счёта текущих операций достигал 15 % годового ВВП.
  • Неспособность правительства возместить расходы государства.
  • Общее ослабление экономик стран ЕС, Еврозоны, в особенности так называемых стран европейской периферии после мирового финансового кризиса 2008 года, от которого многие из них так и не смогли оправиться и с которыми Кипр продолжает быть связанным в рамках единой валютой, единых рынков труда и торговли (в первую очередь это касается Греции, экономика которой сокращается с 2008 года).
  • Снижение рейтингов по долговым обязательствам страны.

Кипр вступил в еврозону 1 января 2008 года. В связи с ухудшением макроэкономических показателей в мире, началось постепенное ухудшение экономических показателей в экономике греческой части острова, которое совпало с ухудшением экономических показателей в других странах периферии зоны евро. При этом банковские проценты по вкладам на Кипре (+4,45%) в несколько раз превышают процентные ставки в той же валюте в Германии (+1,5%); около 55% вкладов в системе содержат сумму превышающую 100000 евро, около трети всех иностранных вкладов — российские.  Эти высокие проценты выплачивались большей частью за счёт новых вкладчиков, то есть имела место финансовая пирамида. Эти и другие проблемы приблизили экономику республики к краху, и страна стала перед необходимостью получения финансовой помощи от международных кредиторов.

14-15 марта 2013 года состоялся двухдневный  саммит ЕС, на котором было  представлено положительное экономическое  исследование. Политики не стали  рассматривать вопрос о предоставлении  Кипру финансовой помощи.

В субботу 16 марта 2013 года на очередном совещании Еврогруппы было принято решение ввести единовременный налог на все банковские вклады в стране в качестве обязательного условия на получение помощи. К этому времени доля капиталов, содержащихся в банковском секторе Республики Кипр, достигла 835% от размера кипрского ВВП. Почти треть всех вкладов в кипрских банках принадлежала иностранцам, в первую очередь, гражданам Российской Федерации.

В тот же день все банки страны приостановили свою деятельность, электронные  переводы также не производились, а  из банкоматов была извлечена вся наличность. Вопреки международным конвенциям, кипрское правительство также заморозило счета международных дипломатов и иностранных госструктур, что вызвало негативную реакцию МИДов России и Польши. Для поддержания уровня жизни своих военных и сотрудников дипломатического корпуса, Великобритания выслала на Кипр самолёт с наличностью на борту. Запрет на операции с клиентами не коснулся только филиалов кипрских банков за пределами Кипра.

Несмотря на предложение германского  правительства Меркель, призывавшее правительство Кипра к фактической экспроприации части банковских вкладов, парламент Кипра отклонил данное предложение (36 депутатов проголосовали против, 19 воздержались). В качестве альтернативы, кипрское правительство склоняется к так называемому плану Б, согласно которому вклады ниже определённой суммы (по одним данным 20 000 евро, по другим 100 000) не будут облагаться налогом.

После отклонения плана А, в республике все отчетливее начали проявляться признаки кризиса, в том числе и на бытовом уровне. К четвергу (21 марта) на рынке страны начала ощущаться острая нехватка наличности, вследствие чего постепенно начали закрываться АЗС, которым стало нечем расплачиваться за бензин. Открытие банков было запланировано на вторник 26 марта. На период до этой же даты остаётся закрытой и Кипрская фондовая биржа. По данным ИТАР-ТАСС на 22 марта 2013 года, продовольственный запас в супермаркетах Кипра иссякнет через 2-3 дня, о чём заявил председатель Ассоциации супермаркетов страны Андреас Хаджиадаму.

Тем временем на Кипре начались акции  уличных протестов населения  и массовые демонстрации, направленные против действий Евротройки и главы Правительства Германии.

22 марта председатель Еврокомиссии  Баррозу на пресс-конференции  в Москве выразил свою уверенность  в том, что положительное решение  для Кипра будет найдено.

23 марта в ходе появился новый  план экспроприации: 20% будет снято  со счетов, имеющих свыше 100000 евро. Кроме того, 4% будет снято со  всех незастрахованных счетов  в 26 банках Кипра, включая филиалы  иностранных банков на территории  Кипра.

24 марта 2013 года президент Кипра Никос Анастасиадис озвучил итоговый антикризисный план после переговоров с евротройкой. Согласно ему, депозиты в размере менее 100 тысяч евро не будут облагаться налогом. Также потери крупных вкладчиков будут различаться в зависимости от того, в каком именно банке были размещены их депозиты. Кроме того, крупнейший банк страны — Bank of Cyprus («Банк Кипра») будет реструктурирован, а второй по величине банк страны — Cyprus Popular Bank («Кипрский народный банк», действующий под торговой маркой Laiki Bank) — ликвидирован. Потери его вкладчиков, равно как и размеры увольнений пока не определены. Контроль над движением капитала сохранится. Хотя начальный суммарный объем национального антикризисного плана составил 5,8 млрд. евро, ожидается, что с учетом поступлений от повышения налога на прибыль корпораций с 10 % до 12,5 %, а также от введения налога на доходы от процентов по банковским вкладам, он сможет достичь требуемого в итоге значения в 7 млрд. евро. Впрочем, Парламент страны должен утвердить этот план для вступления его в силу. Эксперты рассматривают ограничения на движения капитала как фактический выход из еврозоны, а банковские каникулы и невозможность снятия вкладов как фактический дефолт.

Ожидается что данный кризис будет  иметь некоторые последствия как для экономики самой страны, так и мира в целом. Впрочем, мнения различных сторон разнятся в оценке степени тяжести и серьёзности этих последствий.

  • Во-первых, в предкризисные месяцы из страны уже ушла некоторая часть капитала, а после открытия банков вновь ожидается массовый отток оффшорного капитала, равно как прекращения их поступления в будущем (деоффшоризация экономики). Последнее объясняется тем что налоговые ставки в странах исхода капиталов, от которых пытались укрыться обладатели кипрских счетов в конечном счёте оказались меньше ставок экспроприациина Кипре, к которым следует добавить значительные риски неопределённости.
  • Реструктуризация банков приведёт к фактической ликвидации банковского сектора как одной из двух основ (наряду с туризмом) экономики современной республики Кипр, росту безработицы за счёт уволенных банковских сотрудников, массовой эмиграции трудоспособного населения и оценочному сокращению ВВП на 10% и даже 13% в 2013 году.
  • 25 марта 2013 года в мировых СМИ появилась информация о том что отток капитала из банковской системы Кипра не прекращался даже во время закрытия банков. Так, утром 26 марта в отставку подал внешний управляющий Банка Кипра Андреас Артемис. Он подозревается в организации серых схем по выводу денег с острова через филиалы основных банков Кипра, которые не были закрыты в Лондоне и на которых не распространилось ограничение на снятие средств. Другой возможный канал вывода денег пролегал через российский "Юниаструм Банк", 80% акций которого принадлежат Банку Кипра и в отношении которого также не вводилось никаких ограничений на снятие наличных. Впрочем, председатель совета директоров "Юниаструм банка" Георгий Писков назвал такую схему "технически невозможной" поскольку после кризиса на Кипре российский Центробанк наблюдает за ходом его операций особенно пристально.
  • Выход Кипра из еврозоны часто называется одним из самых главных последствий кризиса независимо от того, удастся ли правительству страны получить необходимый стабфонд или нет. При этом официальное правительство страны продолжает отвергать такой вариант развития событий. Дело в том, что разрешение финансового аспекта кризиса (получение необходимого стабфонда) лишь оттягивает разрешение экономическиx проблем страны (разница в конкурентоспособности и производительности труда), но не решает их.
  • Попытка киприотского правительства ввести налог на депозиты создала опасный прецедент, который, учитывая постепенное ухудшение экономико-финансовых показателей в странах европейской периферии, может привести к распространению подобного сценария развития событий на другие страны Южной Европы. Вместе с тем, ряд европейских организации придерживается мнения о том что Кипр, в силу его географической изоляции, а также непомерно раздутого банковского сектора, является особым случаем, а значит даже в случае нерегулируемого дефолта, его последствия для других стран еврозоны будут минимальными. В конце первой недели своей острой фазы кризис на Кипре привёл к значительному падению (-7%) цены долговых облигаций Греции. 30 марта на фоне кипрского кризиса требуемая доходность по гособлигациям Словении повысилась до критической отметки в 7%, в Португалии вплотную приблизилась к ней (6,5%). Несмотря на то что основными причинами этого скачка стали местные факторы, опосредованное влияние кипрского кризиса на другие страны еврозоны не исключается. Параллельно, под влиянием кипрского кризиса, цены долговых облигаций в "безопасных" странах европейского "центра" продолжали опускаться до рекордно низких величин (до 0,5% в Австрии и до 1,0% в Германии).
  • Кроме этого, кризис на Кипре может негативно сказаться на потоке прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. До кризиса капиталы из Кипра составляли 23-25% потока прямых иностранных инвестиций в Россию. Фактически это были реинвестиции российских граждан, имеющих счета на Кипре, а не деньги самих киприотов. После "зависания" российских денег на Кипре, поток реинвестиций прекратится пока не возникнут новые реинвестиционные структуры.
  • Кризис на Кипре уже привел к тому что 28 марта 2013 года курс евро опустился до 5-месячного минимума по отношению к рублю.
  • Из-за преддефолтного состояния многих стран Еврозоны, доля евро в корзине мировых валютных резервов снизилась с 31% (в 2009 году) до 24%, вернувшись к уровню 2002 года. Ожидается, что продажа евроденоминированных резервов продолжится под влиянием кипрского кризиса.
  • Для выхода из финансового кризиса правительство Кипра планирует вести разработку недавно обнаруженных газовых месторождений на шельфе острова, доли в которых предлагались российским компаниям в ходе переговоров в Москве. Однако, ТРСК и Турция планируют оспорить любые единоличные инициативы греко-киприотской стороны в этом направлении.

 

Заключение

Общеизвестно, что экономика развивается  циклически - экономический рост сменяет  спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно  нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Что же такое финансовый кризис? Финансовый кризис это целый комплекс экономических явлений, синдром, основными симптомами которого являются - инфляция, нарастающий кризис ликвидности, а также курсовое падение или даже девальвация рубля (или другой местной валюты).

Обычно финансовый кризис неизбежно  перерастает в экономический  кризис, а это уже принципиально  другой круг явлений. Дефолт, банковский кризис, а затем и банкротство  банков, девальвация рубля и коллапс  всей финансовой системы в целом - это еще только начало. Кризис экономики  это сокращение производства, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, дефолт по социальным гарантиям государства, стагфляция и пр.

Особого внимания заслуживает вопрос об увеличении доли государственной  собственности в финансовом секторе  в мировом масштабе. В рамках антикризисных  программ значительная его часть  перешла от частных владельцев под  контроль государства.

Многочисленные межстрановые исследования убедительно свидетельствуют, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу (разность между стоимостью привлеченных и предоставленных кредитных ресурсов) и, более того, снижают степень финансовой нестабильности (в том числе вероятность банковского кризиса). Вот почему многие страны стремятся приватизировать свои банки. Анализ подтверждает, что после приватизации показатели эффективности банков существенно улучшаются.

Таким образом, хотя государство вынуждено  активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает  угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения  ведущей роли частному сектору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Википедия – свободная энциклопедия, мировой экономический кризис. – Режим доступа: http: // ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.
  2. Махмутов А.Х. Мировому финансово-экономическому кризису - год: уроки и выводы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 5. - С. 4-13.
  3. Нестеренко В.Ф., Воронин Д.В. Экономический кризис или кризис мирового экономического порядка? // Банковское дело. - 2008. - № 4. - С. 44-52.
  4. Ершов М. В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? — М.: Экономика, 2011. — 295 с. 
  5. Плотников В.А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса // Экономика и управление. - 2009. - № 3.6. - С. 12-16.
  6. Подсветова Т. В. Особенности современного финансово-экономического кризиса / Т.В. Подстветова //Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 8. – Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/, свободный
  7. Сидорович А.В. Мировой экономический кризис и новый экономический курс // Общество. Государство. Политика. - 2009. - № 2. - С. 7-22.

Информация о работе Мировые кризисы