Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:46, курсовая работа
"Уменьшение налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "минимизация налогов" и так далее - именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной российской налоговой системы.
Однако до сих пор, несмотря на актуальность проблемы и множество публикаций, уменьшение налогов как социально-экономическое явление существует как бы неофициально. До сих пор никто не попытался его проанализировать, определить природу и причины, обусловленность и значение. Данное положение представляется абсолютно недопустимым, так как считать, что такого явления не существует - значит не только наносить ущерб государству, но и нарушать права и интересы налогоплательщиков.
Минимизация налогов
Минимизация налогов как социальное явление
"Уменьшение
налогов", "уход от налогов",
"уклонение от налогов", "избежание
налогов", "минимизация налогов"
и так далее - именно так
называют в прессе, в официальной
и публицистической литературе
явление, которое получило
Однако до сих
пор, несмотря на актуальность проблемы
и множество публикаций, уменьшение
налогов как социально-
Минимизацию налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев "налоговой экономии".
То есть, минимизация
налогов с одной стороны - это
стремление налогоплательщика избежать
налога, а с другой - стремление государства
не допустить сокращения поступления
налоговых сумм в казну. Минимизация
налогов это процесс, обязательными
участниками которого является плательщик
налогов и государство с
Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога - легальное (на основании закона), принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд.
Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.
Пока есть государство,
пока есть частная собственность
государству будет требоваться
финансирование за счет этой собственности
в виде налогов (других достаточных
источников для этого практически
не существует), а владельцы этих
источников, то есть налогоплательщики,
будут этому противостоять
Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Как и налогоплательщик, главным стремлением которого является сохранить часть своей собственности, подлежащей изъятию государством, последнее также вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе, снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов налоговой полиции и другие).
В то же время
государству необходимо признать объективность
и неизбежность уклонения от уплаты
налогов как социально-
Необходимо отметить, что принятый и вступивший в силу Налоговый кодекс РФ в значительной степени упорядочил процесс осуществления налогового контроля и расширил круг правовых способов защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Данный документ содержит множество положительных моментов, которые могут быть использованы налогоплательщиком для своей защиты при уменьшении налогов, например, право налогоплательщика на получение разъяснений от налоговых органов, принцип "все сомнения в пользу налогоплательщика", запрет на проведение повторных налоговых проверок налоговыми органами и другие.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ также закрепил существовавшие долгое время на практике способы и методы налогового контроля, тем самым легализовав многие способы борьбы с "налоговыми уклонистами".
Дело в том,
что даже применение самых репрессивных
мер по отношению к
Ведь в итоге
все зависит от конкретных действий
налогоплательщика в своем
1.2 Понятие налоговой минимизации
Уменьшение налогов (налоговая минимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Учитывая направленность действий налогоплательщика при налоговой минимизации, их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:
это активные, волевые и осознанные действия;
эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.
То есть при
уменьшении налогов, налогоплательщик
действует целенаправленно, предпринимает
определенные действия, используя те
или иные формальные и содержательные
способы, результатом которых будет
налоговая экономия. Иными словами,
субъект рассматриваемых нами отношений
должен действовать умышлено, заранее
осознавая характер своих действий,
желая наступление
В этой связи
необходимо отметить, что сами по себе
неумышленные, неосторожные действия
(например, по причине небрежности,
неопытности или счетной ошибки
соответствующих работников) повлекшие
за собой снижение налоговых выплат
не могут рассматриваться в
Причины налоговой минимизации
Как было указано выше, стремление уменьшить свои налоговые обязательства - это объективное социальное явление.
Можно объяснить массовый характер уклонений от уплаты налогов, а также то, что во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда актуальна.
Однако, конкретных причин, непосредственно подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов достаточно много. Можно выделить:
моральные причины (нравственно-психологические);
политические причины;
экономические причины;
технико-юридические причины.
Моральные (нравственно-психологические) причины в основном кроются и порождаются характером налоговых законов. Если авторитет любого другого закона (другой отрасли права) базируется на длительном и единообразном его применении, что чаще всего обуславливается его общностью для всех, постоянством и беспристрастностью, то налоговый закон не является ни общим, ни постоянным, ни беспристрастным.
Общность закона
для всех предполагает ситуацию, когда
норма закона обязательна для
всех без исключения. Однако налоговый
закон не является общим, в силу предоставления
налоговых льгот отдельным
В отличие от
других законов, налоговые законы не
являются беспристрастными, так как
их устанавливает государство. Даже
самое законопослушное
Однако моральные
причины порождаются не только существом
и характером налоговых законов,
но еще и налоговой системой в
целом. В случае непосильного "налогового
гнета", когда налогоплательщик фактически
"работает на государство" и отдает
ему большую часть своих
Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, то есть обеспечения своего функционирования, а еще и как инструмент социальной или экономической политики.
Экономические
причины вызывают стремление налогоплательщика
к уклонению от уплаты налогов
также достаточно часто. Экономические
причины можно разделить на два
вида: причины, которые зависят от
финансового состояния
Финансовое положение
налогоплательщика иногда является
определяющим фактором для уклонения
от уплаты налогов. Налогоплательщик взвешивает:
оправдается ли та выгода от уклонения
от уплаты налогов или же неблагоприятные
последствия этого будут
Если финансовое
состояние налогоплательщика
Экономические
причины, порожденные общей
Технико-юридические причины (причины, вызванные несовершенством юридической техники налогового законодательства). Технико-юридические причины кроются в сложности налоговой системы. Сложность ее препятствует эффективности налогового контроля и создает налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов.
Информация о работе Минимизация налогов как социальное явление