Межбанковское кредитование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:24, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить особенность механизм развития банковского кредитовая, а также пути его совершенствования.

Файлы: 1 файл

механизм кредитования.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

В 1786 г. петербургский и московский ассигнационные банки были объединены в один Государственный ассигнационный банк, получивший право выпускать  ассигнации на 100 млн. рублей.

Ассигнационному банку было разрешено производить на свои билеты учет векселей, выписывать из зарубежных стран золото и серебро, закупать внутри страны медь с целью экспорта, завести в Петербурге Монетный двор и чеканить там монеты, а также открыть свои отделения в других городах Империи.

Екатерина II решила бороться с ростовщичеством  не только карательными мерами, но и организацией кредита. В ее Манифесте от 23 июня 1786 г. говорилось: «для того, чтобы ни казна, ни кто-либо из частных лиц при ссуде денег не взимал больше 5% со ста, и всяк корыстолюбец, изобличенный в гнусной лихве, да накажется лишением всего своего капитала, в лихвенный заем отданного, в пользу приказа общественного призрения»6. Этим же Манифестом учреждался Государственный заемный банк, который выдавал дворянам ссуды под залог имений из расчета 8% годовых с погашением в течении 20 лет, города же получали ссуды под залог домов и заводов на срок 22 года из расчета 7%. Заемный банк получил вместе с тем право принимать вклады.

Следует упомянуть о появлении  в царствование Екатерины II первого частного банка: в 1788 г. в Вологде был учрежден городской банк.

При Павле I правительство, проводит в  банковском деле политику покравительствования интересам дворянства. В 1797 г. учреждается  банк для оказания помощи дворянству «Вспомогательный банк для дворянства», получивший название «двадцатипятилетняя энциклопедия». (Ссуды выдавались на 25 лет под залог населенных имений) Только за два года своей деятельности было выдано банком ссуд на 60 млн. руб. Через несколько лет этот банк был присоединен к Заемному банку.

Для нужд купечества в том же 1797 г. при Государственном ассигнационном банке были открыты учетные конторы: по векселям, товарам и страховая  – для принятых под залог товаров.

В царствование Александра I система  кредитных учреждений подверглась значительным изменениям. Потребность в краткосрочном кредите была удовлетворена путем ликвидации учетных контор и учреждением в 1818 г. Государственного коммерческого банка, просуществовавшего вплоть до замены его в 1860 г. Государственным банком. Учреждение государственного коммерческого банка было, одним из актов в ряду мероприятий министра финансов александровских времен – Гурьева, направленных к оздоровлению кредитных учреждений России, подорванных чрезмерным выпуском ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд за счет бессрочных вкладов из Заемного банка и секретными заимствованиями из их средств на нужды правительства7.

Интересна разработанная в 1815 г. Гурьевым программа оздоровления банковского  дела, два коренных положения которой  не соответствовали духу времени. Во-первых, вновь издаваемому Государственному коммерческому банку предполагалось предать акционерную форму «оставив под высочайшим покровительством из Компании акционеров капитал в 40 млн. руб., который должен составиться из акций по 1000 руб. каждая».

Во-вторых, планировалось все кредитные  учреждения изъять из под власти министра финансов, сосредоточив надзор за ними в независимом от финансового  ведомства учреждении, отчеты которого должны стать гласными. Эти идеи финансового плана Гурьева были заимствованы последним у него незадолго до того низвергнутого противника – Сперанского. В возможности их реализации в то время сомневается большинство исследователей банковского дела в России. Как известно, Коммерческий банк в 1818 г. был создан в форме государственного, «половина директоров которого избиралась из купцов, имеющих достаточные сведения о положении и оборотах торговли».

Что касается независимости кредитных  учреждений от министра финансов, то эта  идея была реализована в образовании «Совета государственных кредитных установлений», который контролировал деятельность всех казенных кредитных учреждений. Совет состоял из министра финансов, Председателя Государственного совета, государственного контролера и по шесть избираемых дворянством и купечеством представителей. Не заинтересованные в материальных делах банков и недостаточно сведущие в банковском деле эти сословные представители не могли внести весомого вклада в дело банковского контроля, да и гласность публикуемых банковских отчетов оказывалась на деле одной лишь видимостью.

Капитал Государственного коммерческого  бака вместо предполагавшихся 50 млн. руб. составил при его открытии всего 17 млн. руб. Банку было предоставлено  право:

1) принимать вклады на хранение  в слитках серебра и золота;

2) принимать трансферты денежных  вкладов по примеру Гамбургского  и Амстердамского жиро-банков;

3) совершать операцию приема  вкладов до востребования;

4) производить учет под векселя;

5) производить учет под товары8.

Существенным дополнением к  образованию Банка было открытие его филиалов на местах: в период с 1818 по 1821 гг. были созданы его конторы в Москве, Архангельске, Одессе, Риге, Астрахани и (временная) в Нижнем Новгороде; 1838 по 1852 гг. были открыты конторы в Киеве, Харькове, Екатеринбурге и ряд временных – в Рыбинске, Ирбите и Полтаве.

Основной пассивной операцией  Коммерческого банка был прием  вкладов, по которым уплачивалось 5% годовых. Процент этот до 1830 г. не изменился, не сообразовался и со сроком, на который принимались вклады. Вклады принимались независимо от того, можно ли им было находить какое-либо помещение. При отсутствии у Банка значительного количества отделений, накоплявшиеся в огромном количестве вклады некуда было помещать, а проценты по ним ложились бы тяжелым бременем на государственное казначейство, если бы последнее не проводило ежегодные «негласные позаимствования» на нужды своих расстроенных финансов. На залатывание хронического бюджетного дефицита ушло более половины того миллиарда рублей вкладов, который числился на счетах Коммерческого банка к концу 50-х годов.

Дефицит государственного бюджета в 1832-1843 гг. составил 123,7 млн. руб. (серебром) и к 1844 г. казной было «позаимствовано» из Земельного банка (в основном за счет средств, передававшихся в Заемный банк из Коммерческого) 131,9 млн. руб.; в 1852-1857 гг. дефицит составил 772,5 млн. руб. и к 1858 г. позаимствовано 521,4 млн. руб9.

Вместо правильной организации внутреннего государственного кредита – выпуска долгосрочных государственных займов, государство систематически прибегало к этой юридически совершенно незаконной, политически явно предосудительной системе негласных займов из вкладов. Целость и неприкосновенность коих в свое время гарантирована была в манифесте об учреждении Коммерческого банка Имперским словом10.

Что же касается активных операций (учет векселей, выдача ссуд под товары), то их развитие наталкивалось на всевозможные затруднения: прежде всего централизацию банковской деятельности в немногих крупных центрах; формализм и отсутствие активности со стороны администрации как самого Коммерческого банка, так и высшей государственной финансовой администрации, не стремившейся к развитию и облегчению вексельной и ссудной операции в стране, а напротив, стеснявшей их. Так, размер ссуд был ограничен для купцов 1-й гильдии – 60 тыс. руб., 2-й – 30 тыс. руб., 3-й – 7 тыс. руб.; банковское управления ставило всевозможные препятствия для учета иностранных векселей; ссуды разрешались только под товары российского производства. Профессионализм администрации Государственного коммерческого банка оставлял желать лучшего. И наконец, дороговизна учета отталкивала от Банка лучших клиентов. За трансферты брали высокую плату, а выдача происходила лишь на другой день. Причем для перевода принимались лишь крупные суммы не менее 5 тыс. руб. (во избежании убытков для почтового ведомства), а когда московское купечество ходатайствовало о понижении этой суммы до 300 руб., то они получили решительный отказ: “банк и конторы учреждены для пособия высшему так сказать купечеству, а не мелким торгашам”. Все эти вышеприведенные факты, по мнению российских ученых, ярко рисуют тяжеловесный бюрократический характер ведения дел в казенном банке.

Российские исследователи по-разному  оценивают дореформенные банки  страны. «… Система Екатерининских банков, особенно в том виде, как она была усовершенствована Канкриным, только то значение и имела, что она была превосходно приспособлена к особенностям русского государственного и народного хозяйства: казенные банки были искусственными органами для закрепощения капитала, для принуждения его служить главнейшим образом даже почти исключительно, нуждам казны и помещиков. Это свое назначение они исполняли очень хорошо, пока под ними была прочная почва: пока крепостное право стояло незыблемо. Но раз это основание начало расшатываться – банки неминуемо должны были рухнуть»11.

Это отрицательное мнение о российских дореформенных кредитных учреждениях  стало господствующим в литературе по этому вопросу еще с 60-х гг. XIX в., со времени «комиссии по устройству земских (т.е. земельных) банков», на которую возложена была разработка новой системы кредитных учреждений России. Лишь очень немногие исследователи положительно оценивали деятельность дореформенных банков. К ним относится проф. П.П.Мигулин, который утверждал, что их ликвидация была большой ошибкой. По его мнению, дореформенные банки «следовало децентрализировать и развить в них на широких началах коммерческие операции»12.

Становление банковского дела в  России происходило в условиях натурального хозяйства, при крепостном праве, крах которого открыл новую и страницу в истории российских банков, связанную с мощным развитием частной инициативы во всех областях народного хозяйства. В России появляются акционерные банки. Первым таким банком стал «С.-Петербургский частный коммерческий банк», учрежденный в 1864 г. Печать оригинальности в развитии банковского дела, когда банковский кредит разнообразных форм часто в невозможных соединениях, был всецело представлен государственными банками разных наименований. Не в одной России государство должно было выступить пионером в банковском деле, как и во многих других областях хозяйственной жизни, например, в области фабрично-заводской промышленности. Поэтому не в этом лежит печать оригинальности в развитии российского банковского дела. Оригинально здесь то, что с 1733 г., когда в России впервые правительство открывает банковские операции, и до 1864 г., то есть на пространстве 130 лет частная инициатива совершено была чужда банковскому делу.

 

 

 

Термин «коммерческий банк»  возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обуславливали в основном торговлю. Клиентами банков были торговцы. Постепенно, с развитием промышленного производства возникли операции по кредитованию производственного цикла. Термин  «коммерческий банк» стал означать «деловой» характер банка, т. е. банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности.

Созданный в 1860 г. Государственный  банк положил начало развитию капиталистической  кредитной системы. В процессе реформирования банковской сферы Госбанк в новых исторических условиях был призван сыграть ключевую роль. Госбанк возник на развалинах старых казенных кредитных банков в обстановке повышенного спроса на капиталы и кредиты. При его учреждении имелось в виду прежде всего организовать Центральный банк европейского образца, но по русскому варианту: с подчинением министру финансов. Если в европейских странах Центральные банки как эмиссионные организации являлись самостоятельными, независимыми от государства, то в России все было наоборот.

Как центральный кредитный орган страны Госбанк выполнял три основные функции: регулировал денежно-кредитное обращение; содействовал развитию промышленности и торговли; оказывал поддержку частным учреждениям во время финансовых затруднений, кризисов в экономике. По новому Уставу 1894 г. Госбанк получил право выпуска банковых билетов, стал эмиссионным банком. К 1914 г. Государственный банк России имел 10 контор в наиболее крупных торгово-промышленных центрах и 127 отделений.

Наряду с государственной банковской системой в России существовали частные кредитные учреждения. К ним он относились банки акционерные, общественные и корпоративные.

По определению Витте, коммерческие банки в России были банками краткосрочного кредита. Их операциями являлись: учет векселей и других обязательств, ссуды под залоги, покупка и продажа ценных бумаг, прием и выдача вкладов.

С. Ю. Витте подробно рассматривал вопрос о границах кредитования и  условиях предоставления коммерческими  банками ссуд. Он подчеркивал обязательность соответствия актива и пассива банка, прежде всего, в количественном отношении, так как «не все средства банка могут быть розданы в ссуду: необходимо, чтобы известная их часть была свободна и находилась в кассе как для производства дальнейших ссуд, так и на случай такого истребования вкладов, которое не покрывалось бы поступлениями»13.

То же в отношении сроков ссуд. Чем больше в банке вкладов до востребования, тем краткосрочнее должны быть ссуды, чтобы обеспечить возврат кредитов на случай истребования вкладов. Долгосрочный же кредит, считал он, следует предоставлять за счет постоянных средств банка и срочных вкладов.

Что касается условий выдачи ссуд, то здесь на первое место ставилась благонадежность заемщика «как в нравственном, так и в и отношении». Так, принимаемые в залог ценные бумаги должны быть, писал Витте, «безусловно верные (преимущественно государственные, гарантированные правительством, или обеспеченные недвижимостью), товары должны быть из числа неподверженных легкой порче и имеющих обеспеченный сбыт» В отношении банковских операций по покупке и продаже ценных бумаг Витте считал, что средства банка должны затрачиваться лишь «на вполне верные бумаги, которые в случае ну могли бы быть проданы без потери»14.

Информация о работе Межбанковское кредитование