Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель моей работы – доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одна организация. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».
Задачи, которые я ставлю перед собой это:
анализ содержания и сущности финансового планирования;
задач стоящих перед финансовым планированием;
процесса и этапов финансового планирования;
видов финансового планирования;
методов используемых в финансовом планировании.
Введение 4
1. Основные понятия 5
2. Содержание финансового планирования. 6
2.1. Сущность и задачи финансового планирования. 6
2.2. Процесс и этапы финансового планирования. 8
3. Виды финансового планирования 9
3.1. Перспективное финансовое планирование 10
3.2. Оперативное финансовое планирование 12
3.3. Текущее финансовое планирование (ТФП) 15
4. Методы финансового планирования 18
4.1. Нормативный метод 18
4.2. Расчётно-аналитический метод 21
4.3. Балансовый метод 22
4.4. Метод оптимизации плановых решений 24
4.5. Экономико-математическое моделирование 27
4.6. Бюджетирование 29
Заключение 32
Список использованной литературы: 34
Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Перспективное ФП охватывает в современных условиях период от одного года до трех (редко - пяти) лет. ПФП включает разработку финансовой стратегии организации и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия - это определение долгосрочных целей финансовой деятельности организации и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие основные этапы:
1. Определение периода реализации стратегии. Продолжительность этого период зависит от периода формирования общей стратегии организации. Кроме того, на него воздействуют и другие факторы: динамика макроэкономических процессов, изменения, происходящие на финансовом рынке, отраслевая принадлежность и специфика внешней среды деятельности организации.
2. Анализ факторов внешней среды организации;
3. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главная цель данного этапа - максимизация рыночной стоимости организации. Система стратегических целей организации должна быть сформулирована четко, отражая каждую из целей в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие, как: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых их внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; соотношение оборотных и внеоборотных активов организации и пр. На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и пр.
4. Разработка финансовой политики организации;
5. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
6. Оценка разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется по нескольким параметрам. Во-первых, оценивается насколько разработанная финансовая стратегия согласуется с общей стратегией организации, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий. Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии организации с прогнозируемыми изменениями во внешней среде. В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности организации в формировании собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как: рост деловой репутации организации, повышение уровня управляемостью финансовой деятельностью структурных подразделений и пр.
Базу ПФП составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии фирмы на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния организации в длительной перспективе. Основой прогнозирования служит анализ и обобщение имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей.
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов организации необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных организацией средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.
Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов организации; формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; ежедневный учет изменений в информационной базе; анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации; анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств организации.
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и избежать финансовых затруднений.
Информационной базой платежного календаря служат: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам организации и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств.
План составления платежного календаря можно разделить на пять этапов:
1. выбор периода планирования. Как правило, это - квартал или месяц, на организации, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);
2. расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);
3. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;
4. определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
5. подведение итогов показывает, будет ли у организации недостаток средств или излишек.
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:
перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;
ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;
принять меры по изысканию дополнительных источников.
Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.
Кроме платежного календаря на организации должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
Исходные данные для составления кассового плана:
- предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в - части денежных средств;
- информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
- сведения о командировочных расходах;
- сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.
Кассовый план необходим организации для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему организацию, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Система текущего планирования финансовой деятельности основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных текущих финансовых планов, которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и пассивов организации на конец планируемого периода.
В результате осуществления ТФП разрабатываются три основных документа:
План движения денежных средств;
План отчета о прибылях и убытках;
План бухгалтерского баланса.
Основная цель разработки этих документов - оценка финансового положения организации на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам на основе данных о:
Финансовой стратегии организации;
Результатах финансового анализа за предыдущий год;
Планируемых объемах производства и реализации продукции, а также других экономических показателях операционной деятельности организации;
Системе разработанных на организации нормативов затрат отдельных ресурсов;
Действующей системе налогообложения;
Действующей амортизационной политике;
Ставках процентов на депозитном и кредитном рынках и пр.
Для составления финансовых документов в процессе осуществления ТФП важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовые прогнозы разбиваются на кварталы и месяцы, причем, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки организации.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие затраты на производство. На основе полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого прогнозируется величина прибыли.
Особое внимание при составлении плана прибылей и убытков уделяется определению выручки от реализации продукции, как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предыдущий год. Затем эта величина корректируется в текущем году с учетом изменений: себестоимости продукции, цен на продукцию, цен на покупные материалы и комплектующие, цен основных средств и капиталовложений организации, размеров оплаты труда работников.
Планирование осуществляется путем разработки матрицы затрат, которая включает в себя: размерность центра ответственности, т. е. указание отдела, в котором возникает данная статья затрат; размерность производственной программы (указание цели возникновения данной статьи затрат); размерность элемента затрат (указание вида используемых ресурсов). При суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.
Далее разрабатывается план движения денежных средств. Он учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяет повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности организации.
План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и прочие доходы, которые организация планирует получить в течение года. В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных кредитов, уплата процентов за пользование кредитами, направления использования чистой прибыли. Такая форма плана позволяет организации проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Заключительным элементом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах и показывает состояние имущества и финансов организации. Цель разработки балансового плана - определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем периоде.
План баланса является хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его составления учитываются приобретения основных фондов, изменения стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые заимствования, выпуск акций и других ценных бумаг.
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, бюджетирование.
Информация о работе Методы финансового планирования организации