Макроэкономическая стабильность и проблемы её обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 18:42, реферат

Краткое описание

1.Макроэкономическое равновесие: содержание и факторы
2.Рыночное саморегулирование и система государственного регулирования: эволюция взглядов экономистов
3.Содержание и классификация государственного регулирования социально-экономических процессов

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Налоги  Кейнс рассматривает как встроенные стабилизаторы и вводит их в зависимость от национального дохода (чем выше его уровень, тем больше налогов поступит в бюджет, и наоборот, при падении производства национальный доход сокращается, сумма налогов снижается).

    Новой в теории Кейнса является концепция роста государственных расходов, финансируемых с помощью займа, которую его последователи назвали принципом «дефицитного финансирования». Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов регулирования экономики [9; с.512].

    Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской  революции” доказали невозможность  самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

    В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

    Новой версией теории финансовой политики стала концепция «неоклассического синтеза», в которой соединились кейнсианские идеи фискализма с концепцией иеоклассиков, предусматривающих регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики. По мнению сторонников этой теории (П. Самуэльсона, Дж. Хикса) регулирование спроса должно осуществляться не только на основе изменений в области государственных расходов или налогов, но и посредством манипулирования величиной учетной ставки процента и проведением соответствующих операций на открытом рынке.

    «Неоклассический  синтез» объединил макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, дополнив кейнсианскнй подход к изучению роста национального дохода анализом движения цен, заработной платы, прибыли. В новой теории государственного монополистического регулирования  особое внимание уделено вопросам распределения национального продукта, а отсюда – и разработке системы трансфертных выплат населению и росту государственных расходов, связанных с его социальными функциями.

    П. Самуэльсон является автором «чистой теории государственных расходов», которая считается развитием концепции «государственных услуг», созданной в XIX – начале XX в. представителями маржиналистской школы. Он ввел в оборот термин «общественный товар». Теория «государственных услуг» поставила вопрос о распределении финансовых ресурсов общества между государственным и частным секторами экономики. Государство должно финансировать экономическую и социальную инфраструктуру, неприбыльную или низкоприбыльиую для частного сектора. Задача финансовой политики в области «общественных товаров» состоит в регулировании их предложения, а основная цель вмешательства – в достижении оптимальности государственных расходов. Достижение же оптимальности в государственном вмешательстве возможно только при наличии у правительства информации о степени общественного благосостояния и о сфере предпочтений каждого члена общества.

      Неолиберальное направление объединило концепции «смешанной экономики» и «государства всеобщего благоденствия», представители которых соединяют принципы эффективного капиталистического производства со справедливостью в распределении доходов. Они считают, что наиболее эффективной должна быть экономика «смешанного» типа, когда основные отрасли хозяйства принадлежат частному капиталу, а в государственной собственности сосредотачивается экономическая и социальная инфраструктура. Кроме того, в распределении национального дохода большую роль должны играть государственные финансы, которые должны способствовать «выравниванию в доходах».

    Неолиберализм (Дж. Гэлбрейт) признает кейнсианскую идею о необходимости воздействия государства на совокупный спрос общества, государственное вмешательство рассматривает как органическое требование индустриальной системы. Эта теория подходит к выводу, что развитие производительных сил требует внедрения планового начала в хозяйстве. Важную роль в регулировании спроса отводится налоговой системе, налоги являются инструментом «антициклической политики» [10; с.74].

    С середины 50-х годов активизируется научная деятельность представителей неоклассической теории, называемой в западной литературе школой ортодоксов. Её представители стали доказывать, что при исследовании экономического развития нужно выявлять не только экстенсивные, но и интенсивные факторы роста. Неоклассическая теория стала учитывать влияние НТП на экономический рост. Развитие математических методов экономического исследования и совершенствование электронно-вычислительной техники содействовали созданию двух-, трёх-, и так далее факторных моделей роста, в которых функциям государства придается несколько иное значение.

          Современные неоклассические  идеи государственного вмешательства исходят из приоритета денежной политики. Повышенное внимание к ней было вызвано развитием инфляции, которая поставила под угрозу формирование накоплений и прибыли. Наиболее крупным и влиятельным представителем современного монетаризма является лауреат Нобелевской премии американский экономист М.Фридмен. Согласно его теории государственное вмешательство должно быть ограничено денежной сферой, а монетарная политика призвана создать благоприятные условия для экономической активности.

    Стабилизационные  программы монетаристов включают:

  1. сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на услуги государственного сектора, увеличение налогов);
  2. ограничение роста заработной платы, направленное на сжатие потребительского спроса;
  3. ограничительную кредитно-денежную политику, введение лимитов на эмиссию денег и государственные займы в Центральном банке, увеличение ставки банковского процента;
  4. ослабление контроля над ценами  и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;
  5. девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платёжного баланса.

    Но  для этого необходимо выполнение следующих условий:

    1. высокая эластичность цен к денежной массе;
    2. достаточная эластичность внутренних цен к движению мировых цен;
    3. высокая эластичность производства (предложения) товаров к движению цен;
    4. значительная взаимозаменяемость экономических ресурсов (в связи с изменчивостью предложения).

    Для преодоления стагфляции  приемлемы мероприятия, рекомендуемые сторонниками теории экономики предложения. Суть концепции – целенаправленное воздействие на предложение за счёт комплекса мер финансовой и денежной политики по снижению издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий субъектов рынка. Меры по стимулированию предложения включают:

  • сокращение налогов, включаемых в издержки производства;
  • сдерживание затрат на оплату труда;
  • мероприятия организационно-технического характера по увеличению масштабов производства (повышение загрузки оборудования, сменности его работы, снижение простоев, достижение ритмичности производства);
  • внедрение инновационных программ по техническому совершенствованию производства.

    Исследование  традиционных теоретических подходов к управлению рыночной экономикой  и финансами показало, что оба основных направления (либеральное и кейнсианское) характеризуются определённой ограниченностью, которая проявляется в упрощённой трактовке современных сложных социально-экономических процессов, использовании упрощённых моделей, в том числе и в финансовом механизме.

3.

    В целях корректировки со стороны  государства развития общественного  производства в нужном направлении  осуществляется государственное финансовое регулирование.

    Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

    Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания.

  1. Учет действия объективных экономических законов развития общества.
  2. Разработка научно-обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
  3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
  4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы.

          Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

    а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам;

    б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

    в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования;

    г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран.

            Процесс регулирования характеризуется  многообразием объективных и  субъективных факторов, условий  функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

    Типы  включают: экономическое (с их частямифинансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.

    Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

    Формы регулирования  обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом – прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде.

    Общей формой является планирование (прогнозирование).

    Особой  формой регулирования является государственные закупки.

    Государственные закупки – приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами и аффилированными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.

          Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании – нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

    Методы  государственного кредита изложены в соответствующем разделе учебника.

    Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков.

    Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

    Методами  в государственных закупках являются: открытый конкурс, закрытый конкурс, выбор  поставщика с использованием запроса  ценовых предложений, изодного источника, через открытые товарные биржи.

Информация о работе Макроэкономическая стабильность и проблемы её обеспечения