Макроэкономическая стабильность и проблемы её обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 18:42, реферат

Краткое описание

1.Макроэкономическое равновесие: содержание и факторы
2.Рыночное саморегулирование и система государственного регулирования: эволюция взглядов экономистов
3.Содержание и классификация государственного регулирования социально-экономических процессов

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

ТЕМА 1 Макроэкономическая стабильность и проблемы её обеспечения

  1. Макроэкономическое равновесие: содержание и факторы
  2. Рыночное саморегулирование и система государственного регулирования: эволюция взглядов экономистов
  3. Содержание и классификация государственного регулирования социально-экономических процессов

    1

    Макроэкономическая  стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного  уровня цен.

Равновесие  в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

    Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

    Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

    В 1997 году в Казахстане была принята  долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2030». Она предусматривает семь базовых  приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность; внутриполитическую стабильность и консолидацию общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи; профессиональное правительство.

    Казахстан последовательно проводит открытую внешнюю торговую политику. Опережающий  рост экспорта обуславливает положительный  торговый баланс и уверенный рост резервов страны. Внешнеторговый оборот республики в 2007 году (80,5 млрд долларов США) увеличился в 7,4 раза по сравнению с 1997 годом (10,8 млрд).

          В стране создан благоприятный  инвестиционный климат. Задачи по обеспечению внутриполитической стабильности и консолидации общества стали следующим важнейшим приоритетом долгосрочной стратегии национального развития. Этому приоритету отводится такое же значение, как и национальной безопасности, потому что без согласия в обществе, тем более в таком многонациональном и многоконфессиональном, как Казахстане, ни о какой безопасности не может быть и речи. Выполнение этой задачи включает в себя: гарантирование равенства возможностей для всех граждан страны; обеспечение равных прав для всех этнических групп, проживающих в Казахстане; решение социальных проблем переходного периода; уменьшение разницы между имущими и неимущими слоями населения; укрепление взаимоуважения, терпимости и доверительных отношений между различными конфессиями.

    Казахстан в своем развитии придерживается 10 основных принципов стратегии  экономического роста: ограниченное прямое вмешательство государства в экономику, макроэкономическая стабильность, дальнейшая либерализация цен, открытая экономика и свободная торговля, укрепление институтов частной собственности, приватизация и обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций, разработка и рациональное использование энергетических и других природных ресурсов, формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства.

    Как отмечалось ранее, за прошедший с 1997 года период в экономике Казахстана произошли значительные позитивные изменения. Экономический рост и макроэкономическая стабильность последних лет были обусловлены ускоренным развитием добывающих производств в связи с высокими ценами на сырьевые товары на мировых рынках и, как следствие, увеличением экспорта сырьевой продукции. Однако дальнейшее устойчивое развитие экономики Казахстана возможно на основе диверсификации и модернизации экономики, а также создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.

      Начиная с момента принятия Стратегии индустриально-инновационного развития в 2003 году, проводится  системная работа по диверсификации отечественной экономики. Важная роль в ускоренной модернизации казахстанской экономики, ее структурной перестройке  отводится программе «30 корпоративных лидеров». Для реализации Стратегии «Казахстан-2030» были созданы Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», национальный холдинг «КазАгро», основной целью деятельности которых является эффективное управление государственными активами. На региональном уровне с целью передачи хозяйственных функций по управлению коммунальными активами созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК).

    В настоящее время на повестке дня  стоит вопрос о повышении конкурентоспособности  экономики Казахстана на основе формирования «умной экономики» и развития человеческого капитала.

    Четвертым долгосрочным приоритетом Стратегии  является здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

    Реализация  данного приоритета предусматривает следующие основные направления: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии; развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров.

    На  фоне стабилизации экономической ситуации в стране были успешно проведены реформы в области здравоохранения, образования, а также пенсионная реформа, улучшилась демографическая ситуация. Значительно расширился охват населения системой социального обеспечения.

    В перспективе стоит задача обеспечить казахстанский национальный стандарт качества жизни на уровне передовых стран.

2.

    По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

    Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом,  государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания [1; с.91].

          К функциям, выполняемым  государством относятся следующие:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • воздействие на размещение ресурсов;
  • деятельность в сфере распределения доходов;
  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

      Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все  функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

    противостоянием кейнсианской и неоклассической  школ, что определило два основных направления в теориях государственных финансов. Первое формируется в рамках либерально-реформистских идей государственного вмешательства в экономику. Второе базируется на неоклассических теориях с уклоном в консерватизм и характеризуется ограничением государственного регулирования и изменением его форм [5; с.378].

    Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

    При этом последователи  А. Смита, которых  относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего, касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции [6; с.211].

    Самый даровитый ученик Смита – Д.Рикардо  в своём сочинении «Начала политической экономии и налогового обложения» создаёт новую во многих отношениях теорию налогов, стоящую в непосредственной связи с его теорией ренты и заработной платы. По мнению Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут  за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени. В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются «великим злом» с ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что в конечном счёте отражается на производстве, поэтому задача правительства – поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.

    В конце ХVIII  и начале ХIХ века финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса – буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Следствием этого было некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли [7; с.67].

    Среди экономических теорий ХХ века наиболее глубокий след в развитии экономической  мысли оставила теория Дж.М.Кейнса. Её автора, наряду с А.Смитом, Д.Рикардо  и  К.Марксом, считают одним из самых серьёзных исследователей, оказавших решающее влияние на развитие экономической науки. В его книге «Общая теория занятости, процента и денег» рассмотрены вопросы необходимости государственного вмешательства в экономические процессы.  Финансовая концепция Кейнса исходит из следующих положений его общей теории:

    1) Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов (как это делали его предшественники), а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

    2) Экономика не может саморегулироваться. В условиях огромного обобществления капитала и труда вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование экономики должно заменить (или существенно дополнить) механизм автоматического регулирования экономики.

    3) Главным инструментом регулирования  экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Денежно-кредитному регулированию Кейнс отводил меньшую роль.

          Теория государственных  финансов стала рассматриваться как составная часть теории занятости и доходов, а финансовая политика– как неотъемлемая часть экономической политики. Были определены место и роль отдельных категорий государственных финансов. Кейнс рассматривает государственные расходы в качестве основного инструмента правительственного вмешательства в циклическое развитие экономики и преодоление кризиса.

          Рост государственных  расходов, по его мнению, должен способствовать достижению полной занятости, для этого  государство должно воздействовать на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости.

Информация о работе Макроэкономическая стабильность и проблемы её обеспечения