Лизинг как метод инвестирования предприятия и ее план (ОАО Балтийский лизинг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений в России и острой необходимости ускоренной реконструкции устаревшей материально-технической базы производства особое значение в практической работе по структурной перестройке экономики страны приобретает лизинг, как форма инвестиционной предпринимательской деятельности, более полно отвечающая требованиям научно-технического прогресса и гармоничного сочетания частных, групповых и общественных интересов и позволяющая при финансовых затруднениях преодолеть отчуждение инициативных работников от новейших технологий, современных машин и оборудования.

Оглавление

Введение.-------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теоретические основы лизинговой деятельности.------------------------------5
2. Лизинг как особая форма финансирования (ОАО «Балтийский лизинг»)-18
3. Проблемы и перспективы развития лизинга в России.------------------------24
Заключение.---------------------------------------------------------------------------------34
Список использованных источников и литературы.------------------------------37
Приложения.--------------------------------------------------------------------------------41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 763.00 Кб (Скачать)

Стабильная  экономическая ситуация, возможность  пользоваться заемными ресурсами банков привели к тому, что получить лизинговые услуги для клиентов в 2011 году стало значительно легче. Лизинговые компании смягчили требования к клиентам по сроку работы бизнеса и его финансовым показателям, по размеру первоначального взноса, по видам финансируемого имущества, по сроку договора лизинга и прочим аспектам лизинговой сделки.

Среди наиболее востребованных предметов лизинга  в 2011 году были легковой и грузовой автотранспорт, строительная техника, промышленное оборудование.

Несмотря на общий рост рынка, в 2011 году острее стала  ощущаться конкуренция на рынке лизинговых услуг. В течение года шло активное развитие филиальной сети лизинговыми компаниями. За год российские лизинговые компании открыли 120 филиалов. Одновременно ощутимо снизилось количество платежеспособных клиентов.

Кроме того, усилилась степень концентрации бизнеса на рынке лизинга. На десятку крупнейших лизингодателей в 2011году приходится 68,2% всех сделок на рынке лизинга. Среди лидеров российского рынка по итогам первого полугодия 2011 года — «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «Государственная транспортная лизинговая компания», «Лизинговая группа Уралсиб», Europlan, «Газпромбанк-Лизинг» и другие компании.

В течение 2010–2011 годов особенно активно развивались  компании с госучастием, такие как  «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «ВТБ-Лизинг». В качестве основной тенденции развития рынка лизинга в 2011 году было смещение рынка в сторону сделок с участием государственных лизинговых компаний.

Уже сейчас российский рынок лизинга - один из крупнейших в мире среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. И этот рынок в России демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост.

Для крупных иностранных лизингодателей Россия сегодня - самый привлекательный рынок для инвестиций. Это особенно актуально на фоне перенасыщения и невысоких темпов роста собственных рынков у традиционных экспортеров лизингового капитала - США, ЕС, Японии. Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций - Китай и Индия - в данном случае заметно уступают. Это особенно подчеркивает необходимость скорее использовать уникальное положение на мировом рынке, которое приобрела сейчас российская лизинговая отрасль.

Важную роль играет и ментальная и территориальная  близость России к Западной Европе, и позитивный опыт работы европейских лизингодателей в странах Восточной Европы.

Дополнительную  привлекательность российскому  лизинговому рынку в глазах иностранных  инвесторов обеспечивают благоприятное  и в целом качественное законодательство о лизинге, крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес, а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Общий значительный рост притока иностранных инвестиций в Россию с 2009 г. также создает благоприятный фон для лизинговых инвестиций.

Наконец, еще  один немаловажный фактор привлекательности  российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг в освоение не только российского рынка, но и всего региона СНГ и Восточной Европы.

Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка. Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвесторы и зарубежные компании ориентируются в ситуации на российском рынке лизинга.

До сих пор  международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к  России довольно сдержанно: лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам («Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» , «Европлан», «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили»).

Уже в 2009 г. основной тенденцией российского рынка лизинга  стало появление значительного  числа компаний с иностранным  капиталом. На российский рынок вышли такие крупные компании, как австрийская «ФБ Лизинг», итальянская «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландские «ИНГ Лизинг» и «Транспорт Лиз», французская «Arval» (при BNP Paribas), латвийская «Парекс Лизинг», немецкая «ЦХГ Меридиан» и другие.

Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных инвесторов: барьеры входа на рынок практически отсутствуют.

Практически все  лизинговые компании закончили 2011 год с положительными результатами, в будущем конкурентная борьба может заставить некоторые компании уйти с рынка. На рынке лизинга, так же как и в финансовом секторе в целом, в среднесрочной перспективе будут доминировать госкомпании в силу имеющихся у них преференций при доступе к фондированию. Определенную конкуренцию им могут составить лишь компании, входящие в крупные частные корпорации. Доля же мелких игроков будет неуклонно сокращаться. В этой ситуации единственным шансом для небольших компаний остаться на рынке станет грамотное позиционирование и поиск своей ниши на рынке. Компании с госучастием находятся в более выгодном положении и за последнее время существенно увеличили свою долю на рынке. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем, но полного вытеснения частных компаний не произойдет. Мелкие компании имеют более гибкий подход к клиенту, более оперативно принимают решения и могут предоставить в лизинг имущество компаниям малого и среднего бизнеса, в которых не заинтересованы компании с госучастием. Все более важными становятся неценовые факторы в работе лизинговых компаний — побеждают те игроки, которые могут предложить своим клиентам не только адекватные условия финансирования, но и оперативное рассмотрение, внимание к индивидуальным особенностям сделки.

Одним из новых  направлений работы на лизинговом рынке  в 2011 году мог стать лизинг для  физических лиц. Возможность оказания таких услуг была законодательно закреплена в 2010 году. Однако, как показала практика, работа с физическими лицами все еще вызывает больше вопросов, чем ответов, причем как у лизинговых компаний, так и у потенциальных клиентов — физических лиц.

Перспективы развития лизинговых сделок для физических лиц  есть только у тех лизинговых компаний, которые предоставляют легковой автотранспорт. Лизинг легкового транспорта при определенных условиях может стать альтернативой автокредиту, в силу иного распределения рисков, таких, например, как отсутствие передачи права собственности. Грузовой транспорт и оборудование передавать в лизинг частным лицам нецелесообразно, тем более что покупка и эксплуатация такого имущества может быть расценена как незаконное предпринимательство.

Однако при  желании работать с физическими  клиентами, лизингодатель будет обременен необходимостью создания эффективной структуры по взысканию дебиторской задолженности, системы изъятия и реализации предметов лизинга в случае невыполнения клиентами своих обязательств. Создать такую систему очень сложно, по этой причине далеко не все лизинговые компании готовы развивать такую услугу, как лизинг для физических лиц. Да и сами потенциальные клиенты не всегда понимают преимущества лизинга по сравнению с банковским автокредитом.

Перспективы 2012 года участники рынка оценивают  двояко. С одной стороны, многие компании ожидают дальнейшего роста объемов бизнеса. С другой стороны имеются  ряд факторов, которые могут негативно повлиять на развитие рынка лизинга в 2012 году. Прежде всего, это связано с нестабильностью на мировых финансовых рынках, сокращением возможностей финансирования лизингодателей. В самом конце 2011 года многие лизинговые компании начали испытывать проблемы с привлечением фондирования, возросли ставки по кредитам, наметилась тенденция по снижению размеров кредитных линий. Таким образом, часть лизинговых компаний уже столкнулась с проблемой финансирования своей деятельности. Это означает, что в ближайшее время темпы роста рынка могут затормозиться, а количество участников рынка — заметно сократится.

В связи с  этим рынок лизинга в 2012 году будет  развиваться умеренными темпами. Это будет связано с замедлением темпов роста экономики, так и с отсутствием крупных инвестиционных проектов.

Однако, потребности  отечественной экономики в обновлении изношенных основных фондов все еще высоки, а значит, спрос на лизинговое финансирование сохранится. Опережающими темпами будет расти лизинг спецтехники, причем наиболее ярко данная тенденция проявится на юге России в связи со строительством олимпийских объектов, также стабильный спрос на легковой и грузовой автотранспорт. В 2011 году в связи с отменой эмбарго на юге достаточно динамично развивался агролизинг. Учитывая аграрную специфику региона, в 2012 году эта тенденция, по всей вероятности, сохранится. Среди драйверов роста спроса на услуги лизинга также являются  подвижной состав, деревообрабатывающее и металлообрабатывающее оборудование, серийное технологическое оборудование. Кроме того благодаря введению упрощенной процедуры получения разрешения на полеты появились запросы и на лизинг малой авиации. 21

Обобщая выше изложенный материал можно утверждать, что в каждом сегменте рынка в настоящее время сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, дающего мощную финансовую подпитку, будут обречены на постепенную потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в своем регионе и экспансией в соседние области.

Таким образом, российский лизинговый бизнес постепенно развивается, накапливает опыт, крепчает и готовится внести свой вклад в активизацию инвестиционной деятельности.

 

Заключение.

При написании курсовой работы были рассмотрены теоретические основы лизинговый деятельности: сущность, виды, преимущества и т.д.

Термин «лизинг» означает аренду, сдачу в наем. Предметами (объектами) лизинга может являться практически любой объект, если он не уничтожается в производственном цикле и может быть использован в производственных или профессиональных целях.

В качестве объектов лизинга наибольшей популярностью пользуются сельхозтехника, строительная и дорожная техника, автотранспортные средства и авиационная техника, телекоммуникационное оборудование; значительна доля специального оборудования для горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности.

В курсовой работе были рассмотрены основные виды лизинга.

Основными видами лизинга в России, как и во всём мире, являются финансовый, оперативный  и возвратный лизинг. По причине  неразвитости лизингового бизнеса  и финансовой слабости лизинговых компаний в нашей стране имеется хорошая почва для развития раздельного лизинга.

Что касается развития лизинга в РФ, то еще в 2010 - 2011 гг. в выступлениях ряда представителей органов власти отмечалась необходимость использования финансового лизинга для поддержки отдельных отраслей экономики, таких, как станкостроение, деревообработка, судостроение.

В последние  годы отмечается общая активизация  государственной промышленной политики: начал работать Инвестиционный фонд, создан Банк развития, реализуются «приоритетные национальные проекты». В конце 2011 г. Минпромэнерго было принято решение о создании на базе Объединенной судостроительной корпорации специализированной государственной лизинговой компании для стимулирования сбыта отечественных судов.

В политике многих региональных властей в последние  годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей  региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.

Несмотря на общую благоприятную картину  с притоком иностранных инвестиций на рынок лизинга, здесь не обошлось без ложки дегтя. Источником проблем снова стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Проблемы с возмещением НДС оказались столь значительными для компании «Ханса Лизинг», что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Этот случай с крупнейшей в России лизинговой компанией с иностранным капиталом стал холодным душем для многих зарубежных лизингодателей, готовившихся начать здесь бизнес.

Надо полагать, что многие из них заняли сейчас выжидательную позицию, ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.

Обобщая вышесказанное, следует заметить, что невозможно однозначно оценить сложившуюся ситуацию, поскольку в силу действия несовершенных механизмов стимулирования отраслей и регионов с помощью лизинга существует риск торможения развития лизинга в целом. В то же время использование финансового лизинга (как эффективного механизма государственной поддержки) создает большие возможности для развития, как отдельных отраслей промышленности, так и регионов.

Проведённый обзор  рынка свидетельствуют об «оттаивании» лизинговой отрасли.

Так же в ходе работы были выделены следующие основные проблемы рынка лизинга в России:

1. Неурегулированность  отдельных законодательных и  нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

2.Отсутствие  законодательных актов, регулирующих  развитие отдельных направлений  финансирования лизинговых операций;

3.Низкая кредитоспособность  потенциальных клиентов;

4. Большие объёмы  просроченной дебиторской задолженности; 

5.Медленное развитие новых видов услуг.

Для развития отрасли необходимо:

1.Совершенствование  законодательства в области лизинга; 

2.Ведение бухгалтерского  учёта по МСФО,что позволит  привлекать зарубежные источники  финансирования;

3.Внедрение  новых продуктов, что приведёт к развитию рынка;

4.Создание эффективной  системы борьбы с должниками (реструктуризация, продажа ликвидного имущества  и др.);

Информация о работе Лизинг как метод инвестирования предприятия и ее план (ОАО Балтийский лизинг)