Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Непохожесть российского реформирования на подобные процессы в других странах бросило серьезный вызов экономической науке. Любая теория имеет эффективную сферу своего применения. В экономической науке она ограничена исходными предпосылками. В случае их невыполнения способность теории объяснять новые процессы существенно уменьшается. Исследуемая тема обусловлена особой спецификой осуществления кредитных процессов в РФ в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………..6
1.1. Сущность, основные понятия и принципы организации кредитной системы……………………………………………………………………….6
1.2. Структура и функции кредитной системы РФ……………………………10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………..16
2.1. Современное состояние и анализ проблем развития кредитной системы Российской Федерации…………………………………………………….16
2.2. Государственное регулирование и критерии эффективности развития кредитной системы…………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………33
По мнению А.В. Мурычева, на сегодняшний день присутствуют несколько моделей развития кредитной системы России. Условно их можно обозначить как модель стабилизации и модель роста[30].
Модель стабилизации подразумевает приведение динамики и отраслевой структуры кредитов в соответствие с возможностями предприятий- заемщиков погашать долги из текущей прибыли. Это, с одной стороны, исключит риск выстраивания заемщиками «схем Понци» (рефинансирование долгов за счет привлечения новых), что позволит минимизировать вероятность кризиса плохих ссуд. С другой стороны, происходит стабилизация отношения выданных кредитов банков к их собственному капиталу, что означает сохранение устойчивости финансово-кредитной системы к кредитным рискам на неизменном уровне. В разрезе данной модели можно привести условия, которые обеспечивают стабилизацию объема кредитования и изменения его структуры в пользу высоконадежных заемщиков.
Динамика капитализации банковской системы России представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Динамика капитализации банковской системы России[31]
Показатели | 01.01.02 | 01.01.03 | 01.01.04 | 01.01.05 |
Уставный капитал КО, млрд. руб | 267,1 | 311,0 | 358,8 | 399,1 |
Собственные средства КО (капитал), млрд. руб | 453,9 | 581,3 | 815,6 | 946,6 |
Соотношение уставного капитала и собственных средств (капитала) КО, % | 58,9 | 53,5 | 44,0 | 42,2 |
Количество действующих КО | 1319 | 1329 | 1329 | 1299 |
Количество КО с капиталом свыше 5 млн.евро | 401 | 423 | 462 | 501 |
Количество КО, имеющих отрицательный капитал | 7 | 2 | 1 | 0 |
Недостаточная капитализация российской банковской системы - одна из центральных проблем на сегодня. Это один из главных показателей стабильности банковской системы. Региональным банкам необходимы определенные интеграционные процессы, направленные, прежде всего, на укрупнение, повышение надежности[32].
При осуществлении мер, направленных на повышение капитализации банковской системы России, объем капитала банков должен достичь уровня
2 670 млрд. руб., что составит 9,2% ВВП за 2008 г. При этом абсолютные показатели ежегодного прироста капитала банков будут расти - с 280 млрд. руб. в 2005 г. до 550 млрд. руб. в 2008 г.
В таблице 1.3 представлен прогноз роста капиталов банков.
Таблица 1.3.
Капитал банков в 2005 – 2008 г.г[33].
Показатель | 01.01.2005 г. | 01.01.2006 г. | 01.01.2007 г. | 01.01.2008 г. | 01.01.2009 г. |
Капитал, млрд. руб. | 940 | 1220 | 1640 | 2120 | 2670 |
Прирост к предыдущему году, % | +16 | +30 | +34 | +29 | +26 |
В % к ВВП | 5,6 | 6,2 | 7,2 | 8,2 | 9,2 |
В исследовании О.В. Челомбицкой представлены рекомендации, реализация которых способна положительно повлиять на низкую инвестиционную активность российских банков[34].
1. Российским банкам необходима дальнейшая концентрация и централизация банковского капитала; для их укрупнения и повышения надежности необходимы интеграционные процессы во всей банковской системе. Собственный капитал российских банков колеблется в пределах 8 -12%, то есть их капитализация крайне низкая; это одна из причин их низкой инвестиционной активности.
2. Ослабить избыточное государственное регулирование и сократить административные ограничения в сфере банковской инфраструктуры, в то же время необходимо принципиальное улучшение качества государственного регулирования контроля и надзора банковской деятельности со стороны ЦБ России.
3. Государственным органам осуществлять более тесное взаимодействие с саморегулируемыми организациями банков.
4. Перейти на практике к двухуровневой банковской системе и обеспечить равную конкуренцию в банковском секторе:
- осуществлять постепенный выход государства из капитала банков;
- убрать привилегии «доверенных» банков региональной администрации;
- ограничить монопольное положение отдельных банков на кредиты и депозиты;
- не закреплять навечно за определенными банками привилегию «работать» с бюджетными средствами.
5. Предоставлять налоговые льготы и осуществлять налоговое стимулирование инвестиционных операций банков и инвестиционного спроса и предложения.
6. Выработать стабильное и четкое налоговое законодательство, а также эффективную систему судебной защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства.
7. Создать разные налоговые режимы для инвестиционных и спекулятивных операций банков.
Банковским сообществом России, в целях обеспечения качественного улучшения банковской деятельности, вырабатывается стандарт качества деятельности банков; с 1 сентября 2005 г. начал активную работу ОАО «Национальное бюро кредитных историй».
Для перехода от банко-ориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе необходимо осознать, что «длинные» деньги банки по определению предоставлять реальному сектору не должны и не могут. Эти функции постепенно должны переходить к специализированным небанковским кредитно-финансовым (парабанковские) институтам. В западных странах значительное увеличение доли небанковских финансово-кредитных институтов в структуре банко-ориентированных кредитных систем стран с рыночной экономикой в основном произошло за счет пенсионных, страховых и инвестиционных компаний; банковский капитал занимает в развитых странах лишь четвертое место.
Следует изменить отношение к парабанковским институтам и организациям, создав простую, понятную, логичную, экономически и социально обоснованную систему налогообложения и механизмы прозрачности и отчетности перед обществом и государством. Целесообразно поощрять деятельность организаций и институтов парабанковской системы, применяя льготное налогообложение на инвестиционные операции организаций и институтов парабанковской системы, включая налоги на операции с ценными бумагами государства, и на доход, полученный от проведения инвестиционной деятельности.
Необходимо формирование адекватной правовой базы, которая позволит реализовать организационные принципы построения финансово-кредитной системы страны.
Первыми шагами в этом направлении должно стать обеспечение с помощью государственных органов равной конкуренции в условиях финансового федерализма, которая должна естественным образом привести к многоукладности финансового рынка. Государственное регулирование деятельности институтов парабанковской системы должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение их финансовой устойчивости. Выполнение этой важной задачи, осложняется определенными трудностями, связанными с особенностями прохождения жизненного цикла институтов и организаций парабанковской системы - период страхования, накопления пенсионных взносов и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования данной темы приходим к следующему выводу:
Кредитная система России представляет собой достаточно сложную организационную структуру, на которую оказывают влияния факторы развития финансовых рынков, инвестиционная среда, многоуровневые механизмы функционирования кредитных и прочих организаций, а также факторы несовершенства правового обеспечения, макро-, мезо- и микро- факторы.
В последнем десятилетии XX-го - начале XXI века произошел переход от банковско-ориентированной модели к парабанковской финансово-кредитной модели. Парабанковские институты существенно потеснили банки в накоплении и мобилизации денежного капитала и стали важнейшими поставщиками ссудных и инвестиционных капиталов, поскольку именно они предоставляют для народного хозяйства «длинные» деньги и делают стабильной и предсказуемой финансово-кредитную систему страны.
В условиях укрупнения финансово-кредитной системы России существует множество нерешенных проблем в области отсутствия транспарентности кредитных организаций, прозрачности структуры собственности, диверсификации деятельности организаций, входящих в кредитную систему России, и множество других спорных моментов, которые требуют постепенного решения уже в среднесрочной перспективе.
По итогам проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Для развития кредитных организаций и совершенствования кредитной системы в целом требуется новый подход в реформировании данной системы, который может быть основан на эволюционной доктрине управления капитализацией банковской среды, оптимизации степени концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам в условиях укрупнения бизнеса в России.
2. Модель развития кредитной системы России должна быть направлена на внедрение новых направлений денежно-кредитной политики, либерализацию валютных отношений, совершенствование платежной системы. Кроме того, важную роль играет совершенствование деятельности и регулирования инвестиционных и ипотечных банков, а также поддержание развития пенсионного обеспечения и страховых компаний.
3. Реализация банковской и парабанковских реформ даст хорошо предсказуемый, устойчивый, стабильный приток ликвидности на основные рынки капитала, что привлечет отечественного и зарубежного инвестора, позволит сформировать адекватные рыночной экономике банковские и парабанковских институты, механизмы, технологии и инфраструктуру на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования, обеспечит социальные гарантии населения, ответственность государства и основных социальных субъектов, федерального центра и субъектов Федерации за социально-экономическое развитие страны.
Рекомендации, реализация которых способна положительно повлиять на низкую инвестиционную активность российских банков.
Российским банкам необходима дальнейшая концентрация и централизация банковского капитала; для их укрупнения и повышения надежности необходимы интеграционные процессы во всей банковской системе. Собственный капитал российских банков колеблется в пределах 8 -12%, то есть их капитализация крайне низкая; это одна из причин их низкой инвестиционной активности.
Ослабить избыточное государственное регулирование и сократить административные ограничения в сфере банковской инфраструктуры, в то же время необходимо принципиальное улучшение качества государственного регулирования контроля и надзора банковской деятельности со стороны ЦБ России.
Государственным органам осуществлять более тесное взаимодействие с саморегулируемыми организациями банков.
Перейти на практике к двухуровневой банковской системе и обеспечить равную конкуренцию в банковском секторе:
- осуществлять постепенный выход государства из капитала банков;