Кредитно-денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Каждый здравомыслящий человек хочет жить в мощном государстве со стабильной экономикой и быть уверенным в своем завтрашнем дне. По этой причине изучение вопросов денежно-кредитной политики государства является в настоящее время достаточно актуальной задачей. В связи с вышеизложенным для написания данной курсовой работы и выбрана тема: «Кредитно-денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы». Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики, задачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоритические основы денежно-кредитной политики……………………….5
1.1. Денежная система и ее элементы……………………………………………5
1.2. Понятие и цели денежно-кредитной политики государства………………9
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….12
2. Современное состояние и основные направления кредитно-денежной политики в России……………………………………………………………….20
2.1. Структура банковской системы России…………………………………...20
2.2. Современное состояние денежно-кредитной политики в России и ее влияние на экономические процессы………………………………………….23
2.3. Основные направления денежно кредитной политики в Российской Федерации на период 2015-2016 годов……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных материалов………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Замедление инфляции, укрепление рубля и поэтапное понижение Банком России процентных ставок по своим операциям способствовали уменьшению уровня и волатильности ставок денежного рынка. Кредитные организации не испытывали проблем с поддержанием ликвидности, наблюдался рост вложений средств банков в ОБР и на депозитных счетах в Банке России. Показатель структурной позиции по ликвидности в этот период был положительным, а ставки денежного рынка колебались вблизи нижней границы коридора процентных ставок Банка России.[12]

Период октябрь 2011 г. – май 2014 г. характеризовался оттоком ликвидности из банковского сектора по бюджетному каналу, а также уменьшение объемов валютных интервенций Банка России и увеличение наличных денег в обращении привели к формированию структурного дефицита ликвидности в банковском секторе. Текущий спрос на ликвидность на денежном рынке стал превышать уровень предложения, формирующийся под воздействием автономных факторов. В результате имеющийся разрыв между спросом и предложением ликвидности стал покрываться операциями центрального банка по предоставлению ликвидности, ставки по которым приобрели решающую роль в процессе формирования ставки денежного рынка.

Спрос банков на рефинансирование со стороны Банка России существенно увеличился. В ситуации структурного дефицита ликвидности ставки денежного рынка преимущественно формировались в верхней половине коридора процентных ставок по операциям Банка России. [10]

 

2.3. Основные направления  ДКП в Российской Федерации  на  период 2015-2016 годов.

В предстоящий двухлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность. Наряду с этим финансовая стабильность, то есть бесперебойная и эффективная работа финансовой системы, рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности денежно-кредитной, политики. Финансовая система должна обеспечивать сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции, оптимальное распределение рисков, а также стабильное функционирование платежно-расчетных систем. Невыполнение этих требований может препятствовать реализации мер денежно-кредитной политики и искажать их воздействие на экономику.

В среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста (установленные цели по инфляции достижимы без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста), а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков.

Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году.

Банк России будет стремиться достичь цели по инфляции, устанавливая процентные ставки по своим операциям с учетом особенностей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Процентные ставки по операциям Банка России напрямую воздействуют на формирование стоимости средств на денежном рынке (наиболее краткосрочном сегменте финансового рынка), что, в свою очередь, влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Уровень процентных ставок является одним из факторов, определяющих экономические решения домашних хозяйств и фирм (в том числе относительно потребления, сбережения, инвестирования) и в конечном итоге влияющих на динамику инфляции.

Решения о направленности денежно-кредитной политики принимаются Банком России на основе комплексного анализа экономических процессов. В связи с тем, что влияние денежно-кредитной политики на экономику распределено во времени, особое внимание при ее проведении уделяется макроэкономическому прогнозированию и оценке рисков отклонения инфляции от целевого уровня. Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствованию платежной системы Банка России. Кроме того, действенность трансмиссионного механизма будет улучшаться в результате укрепления банковского сектора, в том числе благодаря внедрению нормативов Базель III. При этом, по оценкам Банка России, указанные меры не окажут заметного негативного влияния на динамику кредитования, поскольку банки уже в значительной степени выполняют требования к капиталу.

Банк России намерен продолжить повышать гибкость курсообразования и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего валютного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежно-кредитной политики. Важную роль в формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно ее дальнейшего изменения, а также динамики краткосрочных процентных ставок и других экономических индикаторов.

Успешность реализации государственной макроэкономической политики в значительной степени зависит от координации деятельности Банка России и Правительства Российской Федерации. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, вносит позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности.

Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2014-2016 годах, один из которых – вариант II(б) – соответствует первому варианту прогноза Правительства Российской Федерации, а три других – варианты I, II(а) и III – разработаны Банком России. В вариантах II(а) и II(б) предполагается постепенное улучшение ситуации в мировой экономике и сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне, близком к уровню 2013 года. Варианты I и III предусматривают отклонение среднегодовой цены на нефть на 25 долларов США в меньшую и большую сторону в условиях соответственно более медленного и более быстрого восстановления мировой экономики.

Постепенное увеличение гибкости курсообразования и планируемый с 2015 года переход Банка России к плавающему валютному курсу, а также реализация бюджетной политики с учетом применения бюджетных правил создают условия для последовательного снижения влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года.

Изменение объема чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования будет обусловлено в основном операциями по пополнению (использованию) средств суверенных фондов. Денежное предложение на уровне органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, и в рамках всех рассматриваемых вариантов ожидается рост валового кредита банкам.[11]

В 2014 году будет завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, который предполагает отказ от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнем валютного курса, что позволит Банку России сконцентрироваться на управлении рыночными процентными ставками для достижения цели по инфляции.

Банк России продолжит проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок.

Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий.

В условиях повышения гибкости курсообразования обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала, подверженных резким и труднопредсказуемым колебаниям вслед за изменением настроений участников финансовых рынков. Следствием этого станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, что обусловит необходимость дальнейшего развития рынка производных финансовых инструментов для управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку. При этом к 1 января 2016 года Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования не будет иметь значения как индикатор денежно-кредитной политики и будет носить справочный характер. Проводя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России будет стремиться к поддержанию однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. При этом основную роль в перераспределении ликвидности между участниками рынка должно играть межбанковское кредитование.[11]

 

Заключение

Не секрет, что денежно-кредитная политика оказывает огромное влияние на экономику страны. На протяжении веков лучшие умы планеты «ломали голову» над тем, как эту денежно-кредитную политику лучше проводить. В ходе этого процесса образовалось несколько концептуальных взглядов на теорию денег. Однако, современные модели денежно-кредитной политики учитывают рациональные моменты и кейнсианства и монетаризма.

Данная курсовая работа раскрыла сущность денежно-кредитной политики, цели и инструменты, а также особенности ее осуществления в России.

В первой главе отражены теоритические основы денежно-кредитной политики, в частности: денежную система и ее элементы, цели денежно-кредитной политики государства и ее инструменты.

При рассмотрении целей денежно-кредитной политики был сделан вывод о том, что и основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики государства постоянно меняются в процессе развития его экономики. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

При рассмотрении инструментов осуществления денежно-кредитной политики был сделан вывод о том, что в распоряжении государства имеется широкий спектр воздействия на экономику. Основными из них являются: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке. Кроме того существуют и иные способы осуществления денежно-кредитной политики.

Во второй главе дана структура банковской системы России, как основного проводника кредитно-денежной политики, рассмотрено современное состояние  и основные направления кредитно-денежной политики в России на период 2015-2016 годов.

Центральным звеном денежной политики России является  Центральный Банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. С переходом на политику таргетирования инфляции, главной целью денежно-кредитной политики стало достижение целевых ориентиров по инфляции.

 

Список использованных материалов

 

I. Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». - Ст. 1,2,5.

 

II. Книги

  1. Долан, Э. Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – СПб., 2008. – 496 с.
  2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2009. – 352 с.
  3. Основы экономической теории: учеб. пособие. 4-е изд., испр./под ред. Р.П. Кудряшовой, Ю.В. Матвеева, 2010. – 264-266 с.
  4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 640 с.: ил.
  5. Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2010. – 784 с.

 

III. Статьи из периодических изданий

  1. Зиядуллаев Н.С. Базель-3: испытание надежности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции// Экономика мегаполисов и регионов. 2012-№3.- С. 41
  2. О. В. Коваленко «Особенности динамики ставок денежного рынка в России» //Финансы и кредит. 2014. № 7.
  3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов. – М.: Банк России, 2013. – С. 15–20.
  4. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики// Вопросы экономики. 2012. № 2.

 

IV. Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт Банка России//http://www.cbr.ru  

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы