Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:30, курсовая работа
Каждый здравомыслящий человек хочет жить в мощном государстве со стабильной экономикой и быть уверенным в своем завтрашнем дне. По этой причине изучение вопросов денежно-кредитной политики государства является в настоящее время достаточно актуальной задачей. В связи с вышеизложенным для написания данной курсовой работы и выбрана тема: «Кредитно-денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы». Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики, задачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоритические основы денежно-кредитной политики……………………….5
1.1. Денежная система и ее элементы……………………………………………5
1.2. Понятие и цели денежно-кредитной политики государства………………9
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….12
2. Современное состояние и основные направления кредитно-денежной политики в России……………………………………………………………….20
2.1. Структура банковской системы России…………………………………...20
2.2. Современное состояние денежно-кредитной политики в России и ее влияние на экономические процессы………………………………………….23
2.3. Основные направления денежно кредитной политики в Российской Федерации на период 2015-2016 годов……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных материалов………………………………………….35
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.[8]
2. Современное состояние и основные направления кредитно-денежной политики в России.
2.1. Структура банковской системы России
Банковская система России в настоящее время представляет собой двухуровневую систему, но имеет несколько отличную от классической структуру. Она включает в себя Банк России (Центральный банк), кредитные организации, которые делятся на банки и иные кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (Рис. 1).
Рис. 1. Структура банковской системы Российской Федерации
В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком (что исторически сложилось с момента его возникновения), уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество являются федеральной собственностью, а Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.[1]
Важным элементом статуса Центрального банка РФ, как и других центральных банков, независимо от формы собственности, является его независимость, которая проявляется в том, что Центробанк не входит в структуру федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает в качестве субъекта публичного права. Независимость статуса Банка России проявляется в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства он информирует об этом Государственную Думу и президента. Кроме того, Банк России может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка, заслушивает доклады председателя два раза в год о деятельности Банка. Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона, который определяет и порядок использования его имущества.[3]
Второй уровень банковской системы представлен кредитными организациями – юридическими лицами, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества и делятся на банки и небанковские кредитные организации.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.[2]
Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов. Термин «коммерческий» подчеркивает деловой характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности. Коммерческий банк, прежде всего, играет роль посредника между хозяйственными единицами и секторами, накапливающими временно свободные денежные средства, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в дополнительном капитале. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном банке России и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.
Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные упомянутым Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.[2]
2.2. Современное состояние денежно-кредитной политики в России и ее влияние на экономические процессы.
Динамика мирохозяйственных связей указывает на возрастание угроз экономической безопасности России. Анализируя вероятность возникновения очередного кризиса или новых кризисных «волн», следует признать, что состояние неустойчивости перманентно присуще российской банковской системе. Одной из таких угроз является усиление негативных тенденций в российской экономике, связанных с денежно-кредитной политикой. Российскую экономику извне можно существенно подорвать, используя такие механизмы, как игра на валютных рынках, понижение стоимости нефти, отказ от реструктуризации долгов, усиленный вывод валютных средств из страны. Не устранив зависимость отечественной экономики от этих факторов, невозможно создать фундаментальные условия, способствующие приданию рублю статуса мировой резервной валюты и вхождению на равных условиях российской банковской системы в мировое сообщество. Внутри страны угрозы безопасности и устойчивости банковской системы связаны с коррупцией, недружественными поглощениями, криминальным уводом активов, их потерей, преднамеренным банкротством и сужением клиентской базы, а также негативным воздействием нормативно-правового регулирования и др.[9]
Начиная со следующего года Центральный банк Российской Федерации переходит к инфляционному таргетированию. Это – одна из главных реформ, проводимых сейчас в Банке России. Для Центрального банка это означает, что нашей основной целью становится цель по инфляции. Сначала это цель по ее снижению соответственно тем показателям, которые установили на ближайшие годы (в 2014 г. предполагалось 5%, в следующем году – 4,5, потом – 4%) и затем по ее поддержанию на определенном уровне.
Важно, какой инструментарий используется для достижения целей денежно-кредитной политики. Многие страны, в том числе и наша, проходили через этот выбор, пробовали разные режимы денежно-кредитной политики – и режим, основанный на фиксации валютного курса, и режим без заявления каких-либо конкретных целей. Сейчас в основном мир идет к тому, что центральные банки разных стран в качестве целей заявляют инфляцию. В качестве основного операционного рычага, с помощью которого банки влияют на экономику, используются операции рефинансирования банковского сектора (и процентные ставки по операциям самих банков), проводимые таким образом, чтобы контролировать рыночные процентные ставки, чтобы короткие рыночные процентные ставки далеко не отступали от ключевых или целевых процентных ставок, устанавливаемых центральными банками.
Но для того, чтобы это делать, центральным банкам приходится отказываться от контроля валютного курса, валютные курсы становятся более гибкими, плавающими. Подобная ситуация сложилась и в России: Банк России в рамках перехода к инфляционному таргетированию уже некоторое время таргетирует рыночную процентную ставку, удерживает ее в рамках процентного коридора, и это позволяет обеспечивать стабильность процентных ставок.
В практике стран, использующих режим инфляционного таргетирования, среди основных каналов денежно-кредитной трансмиссии, как правило, выделяют процентный канал. Данный канал отражает влияние инструментов центрального банка на динамику рыночных процентных ставок и, соответственно, стоимость привлечения финансовых ресурсов. Основными условиями эффективного функционирования процентного канала являются наличие развитых финансовых рынков, а также относительная жесткость цен и заработной платы, что определяет возможность влияния процентной политики на реальную стоимость заимствований в экономике. Механизм передачи регулирующего воздействия по данному каналу во многом определяется структурой национальной экономики, а также сложившимся типом финансовой системы.
Передача регулирующих импульсов от центрального банка к реальному сектору экономики через канал процентных ставок на первом этапе заключается в изменении стоимости заимствования средств на денежном рынке. Поэтому в России и во многих зарубежных странах процентная ставка денежного рынка является первоначальным звеном, через которое центральный банк осуществляет свою процентную политику. На втором этапе изменение ценовых показателей денежного рынка должно отражаться на общем уровне процентных ставок в экономике.
Российскому денежному рынку присущ ряд особенностей, важнейшими из которых являются неоднородность его участников и тесная связь с мировым финансовым рынком. Перечисленные факторы, с одной стороны, предопределяют подверженность денежного рынка внешним шокам и обуславливают высокую волатильность процентных ставок, а с другой стороны, затрудняют управление ставками денежного рынка со стороны Банка России и ослабляют влияние его краткосрочных ставок на ставки по кредитам реальному сектору экономики. На последние, в свою очередь, влияет множество других факторов, среди которых спрос на кредиты, уровень инфляции, конкуренция между банками, внешние и внутренние условия фондирования, экономическая ситуация в реальном секторе экономики.
Важным направлением в решении задачи повышения эффективности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в России является разработка экономико-математических моделей, направленных на изучение процессов формирования ставок денежного рынка, а также использование этих моделей для определения степени влияния рыночных факторов и государственной экономической политики на динамику краткосрочных процентных ставок.
Характерной чертой российского денежного рынка является использование Банком России широкого спектра операций по регулированию ликвидности кредитных организаций, различающихся сроками, требованиями к обеспечению, механизмами заключения сделок и уровнем процентных ставок. Верхнюю границу процентного коридора Банка России составляет фиксированная ставка по операциям РЕПО и другим инструментам, а нижнюю – ставка по однодневным депозитам. Данные инструменты относятся к категории операций постоянного доступа и, с точки зрения оказываемого влияния на уровень ликвидности банковского сектора, используется в целях предоставления и абсорбирования ликвидности соответственно.
В середине коридора расположена ключевая ставка Банка России – процентная ставка по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя. Устанавливая данные ставки, Банк России определяет своего рода «ориентир» стоимости краткосрочной ликвидности, обозначая ее максимальную и минимальную границы. В зависимости от условий проведения денежно-кредитной политики центральный банк может корректировать границы этого диапазона. Изменение процентных ставок по операциям Банка России не только влияет на условия проведения операций банками, но также является сигналом участникам рынка об ужесточении (смягчении) регулятором его денежно-кредитной политики.
Период с 2010 г. по сентябрь 2011 г. характеризовался благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и увеличением объемов ликвидных банковских средств. По мере стабилизации ситуации в российском финансовом секторе Банк России постепенно сворачивал антикризисные меры денежно-кредитной политики.
Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы