Кредит как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю тему своей курсовой работы на сегодняшний день одной из самых актуальных потому, что использование кредита в наше время является решающим фактором экономического развития. Можно заметить, что увеличиваются объемы денежных средств, предоставляемых в ссуду, расширяются субъекты кредитных отношений, появляются разновидные кредитные операции. Кредитная деятельность неразрывно связана с государством. Например, уменьшение объемов кредитования в посткризисный период неизбежно снизил деловую активность товаропроизводителей, привел к падению темпов роста экономики РФ. Также кредитная деятельность имеет высокое социальное значение. В наше время широко распространено потребительское кредитование, так как оно способствует удовлетворению жизненно важных потребностей в жилье, различных товарах и услугах. Но, к сожалению, кредитование современной России еще далеко от идеального состояния. Оно сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решать.

Оглавление

1. Введение
2. Кредит как экономическая категория
2.1 Назначение кредита
2.1. Виды и классификации кредита
2.2. Принципы кредитования
2.3. Анализ законодательного и нормативного обеспечения банковской деятельности в сфере кредитования
2.4. Потребительское и ипотечное кредитование
2.5. Перспективы развития рефинансирования
3. Практическая часть
4. Заключение
5. Список дополнительной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

В контексте совершенствования банковского законодательства существенным является также ускорение принятия новой редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Предполагается, что развитие банковского законодательства должно в дальнейшем дойти пойти по линии разработки государственных актов, регламентирующих применение в РФ деривативов[1]и других инструментов,

хеджирующих риски совершаемых кредитных операций.

_______________________________

 [1] Дериватив - стандартный документ, который удостоверяет право или обязательство приобрести или продать ценные бумаги, материальные или нематериальные активы, а также средства на определенных им условиях в будущем.

 

 

Потребительское и ипотечное кредитование

Интенсивное развитие потребительского кредитования в последние десятилетия стало отличительной чертой политики коммерческих банков в большинстве экономически развитых стран. Не осталась в стороне и Российская Федерация. Статистические данные о состоянии розничного сектора банковских услуг в предкризисный период подтверждают данную тенденцию. 

Доля выданных кредитов домашним хозяйствам по отношению к ВВП в странах Европы находилась на уровне 55%. Показатели российского рынка потребительского кредитования были несопоставимы даже с аналогичными показателями стран Восточной Европы, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рис. 7.1.

Доля кредитов населения в ВВП, % в 2008 году

Рис. 7.1. Сравнительные показатели развития рынков

потребительского кредитования в Российской Федерации и странах Центральной Европы.

Эти данные показывают, что в РФ доля потребительских кредитов к ВВП составляла в 2008 году всего лишь 11,2 %, уступая таким странам, как Венгрия, Чехия и Словения.

Данные об объеме ВВП и рынка потребительского кредитования в нашей стране в докризисный период подтверждают общую тенденцию развития этой формы кредита, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рис. 7.2.

 

 

 

Объем кредитов, выданных физическим лицам в руб. и иностранной валюте

Рис. 7.2. Динамика ВВП и объемов рынка кредитования физических лиц

 

Развитие этого направления деятельности российскими коммерческими банками отвечало социально-ориентированной модели национальной экономики. Однако уроки глобального финансово-экономического кризиса рынка ипотечного кредитования в США вновь заставили ученых и практиков задуматься об экономических границах кредита, в том числе и ипотечного. Представляется, что развитие потребительского кредитования в экономически обоснованных его границах требует дополнительного осмысления.

Поэтому понятие потребительского и ипотечного кредита нуждается в уточнении. Единства мнений в научной литературе  и среди практических работников в настоящее время не сформировалось.

Банковский потребительский кредит, являясь одной из важнейших форм кредита, направляемый на удовлетворение потребительских нужд населения, имеет двойственную экономическую природу и занимает промежуточное место между двумя функциональными формами банковского кредита – ссудой денег и ссудой капитала.

В зарубежной практике можно встретить определение потребительского кредита как «персонального кредита частному лицу для оплаты личных покупок либо услуг», что классифицирует потребительский кредит как кредит, предоставленный только населению и в денежной форме.

Вместе с тем банковский потребительский кредит, по мнению некоторых авторов, отличается от банковской ссуды денег и капитала по субъектам и объектам, характеру движения ссужаемой стоимости, способу использования денежных средств заемщиками. Ссуда денег и ссуда капитала предоставляются банковскими институтами деловым предприятиям реального сектора экономики, а субъектами отношений банковского потребительского кредита являются, в первую очередь, отдельные физические лица.

Для потребительского кредита характерны общие с другими видами кредита черты:

    • предоставляемые денежные средства являются для кредитора капиталом, который авансируется в сферу обращения на принципах срочности, платности и возвратности. Следовательно, по своей экономической сущности потребительский кредит не отличается от других видов кредита;
    • функционирование потребительского кредита основано на тех же законах, которые применимы для других видов кредита (законы возвратности, равновесия, сохранения ссужаемой стоимости);
    • потребительскому кредиту присуще свойство антиципации[1] предстоящих денежных доходов и накоплений заемщика (в данном случае – физического лица);
    • динамика развития потребительского кредитования зависит от фазы экономического цикла. Экономический рост в стране стимулирует развитие потребительского кредитования; при экономическом спаде наблюдается обратная тенденция.

_______________________________________

[1] Антиципация - предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления. Уплата денег по долговому обязательству до условленного срока. Наступление раньше срока какого-либо события, действия и т.п.

 

Специфические особенности потребительского кредита состоят в следующем:

  • потребительский кредит является для заемщика ссудой денег, а не ссудой капитала, поскольку используется не на производительные, а на потребительские цели, что составляет специфику объекта потребительского кредитования;
  • эта форма кредита обладает специфическим источником погашения. Возврат кредита осуществляется не за счет высвобождения средств в хозяйстве заемщика, а за счет получаемых им регулярных доходов (заработная плата, пенсия и т.п.)

Потребительский кредит вносит существенный вклад в развитие экономики посредством расширения спроса и повышения деловой активности.

С помощью потребительского кредита:

  • обеспечивается непрерывность воспроизводственного процесса и кругооборота капитала в экономике;
  • стимулируется платежеспособный спрос на товары и услуги длительного пользования со стороны домашних хозяйств, что создает предпосылки для увеличения ВВП;
  • ускоряется процесс реализации товаров и услуг конечным потребителям;
  • ускоряется решение проблемы обеспечения комфортным жильем населения;
  • повышается уровень и качество жизни населения.

Свое развитие как отдельный сегмент кредитного рынка потребительское кредитование получило в конце 1990-х гг., однако заметный рост наблюдался, начиная с 2004 года. Развитие потребительского кредитования в нашей стране можно разделить на четыре этапа:

      1. до 2003 г. – этап зарождения данного сегмента;
      2. 2003 – 2005 гг. – устойчивая тенденция роста объема рынка;
      3. 2005 – 2008 гг. – стремительный рост рынка, сопровождаемый обострением межбанковской продуктовой конкуренции;
      4. 2009 г. и по настоящее время – снижение активности на рынке, в том числе по причине лояльности потребителей и возрастающих рисков кредитования.

Анализ исторических данных о развитии потребительского кредитования в нашей стране (на протяжении последний 8 лет) свидетельствует о позитивном влиянии названных выше факторов (рис. 7.3.). Однако это в большей мере касается удовлетворения спроса, связанного с текущими, краткосрочными потребностями населения.

Рис. 7.3. Динамика потребительских кредитов в банковском секторе Российской Федерации (в млрд руб.)

Данные рис 7.3. свидетельствуют о наблюдавшемся значительном росте потребительского кредитования в последние года, причем основная доля кредитов была предоставлена коммерческими банками в рублях. В структуре кредитного портфеля банковского сектора доля потребительских кредитов за рассматриваемый период возросла в 6 раз, а по отношению к совокупным активам соответственно в 4 раза.

Рынок потребительского кредитования подвержен цикличности, как собственно и развитие экономической системы. Особенно ярко это прослеживается на примере рынка ипотечного кредитования. При этом в большинстве случаев циклы отражают состояние финансового рынка. Однако, как показала практика, возможна и обратная связь, когда рынок ипотеки становится катализатором смены циклов на национальном и глобальном финансовом рынках, что видно на рис. 7.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время кредиты банков, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение кредитов банка как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадии становления предприятия, которое использует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (при капитальных инвестициях).

Основной проблемой кредитования для банков в настоящее время является возвратность, а для предпринимателей наличие залога и процентная ставка. В заключении можно вынести предложение об упрощении операций определения залога и уменьшение процентной ставки, т.к. это приводит к увеличению количества желающих получить кредит, но в то же время операция кредитования должна быть выгодна и для банка. На рынке Казахстана уже появилась практика кредитования под залог приобретаемого имущества, и это новшество набирает силу и становится популярным в нашей стране.

 


Информация о работе Кредит как экономическая категория