Контрольная работа по "Истории финансов России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 02:34, контрольная работа

Краткое описание

В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Рубеж четко разграничивает формы государственной власти: от Ивана III -- до Петра I и от Петра I -- до Советской России. С конца 90-х гг. началась перестройка денежной системы. К 1704 года вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный набор серебряных монет в копейку, алтын (3 копейки), пятачок (5 копеек), гривенник (10 копеек), полуполтину (25 копеек), полтину (50 копеек) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 копеек) и полушки (0,25 копеек) стали выпускать медные монеты этого же достоинства.

Оглавление

Организация отечественных финансов до XVIII века…………………...3
Финансовые преобразования Вышнеградского………………………….7
Характеристика преобразований в сфере финансов
(1992-1998 годы)………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………13

Файлы: 1 файл

История финансов России.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Финансы и  кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т  Р О Л Ь Н А Я   Р  А Б О Т А

по предмету: «История финансов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса 

Экономического факультета

Уколова А.П.

Форма обучения: заочная

Шифр: 11024

 

 

 

 

Ульяновск 2012

Содержание

  1. Организация отечественных финансов до XVIII века…………………...3
  2. Финансовые преобразования Вышнеградского………………………….7
  3. Характеристика преобразований в сфере финансов

(1992-1998 годы)………………………………………………………….10

Список используемой литературы……………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация отечественных финансов до XVIII века

В истории Российского  государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Рубеж четко разграничивает формы государственной власти: от Ивана III -- до Петра I и от Петра I -- до Советской России.

С конца 90-х гг. началась перестройка денежной системы. К 1704 года вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный набор серебряных монет в копейку, алтын (3 копейки), пятачок (5 копеек), гривенник (10 копеек), полуполтину (25 копеек), полтину (50 копеек) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 копеек) и полушки (0,25 копеек) стали выпускать медные монеты этого же достоинства. С 1718 года из меди стали делать алтыны и полуполушки, а с 1723 года пятачки, которые и стали в итоге самой мелкой медной монетой.

Чеканка монет еще  с конца XVII века сопровождалась уменьшением  содержания серебра и меди в монетах. С 1711 г. серебряные монеты стали выпускаться 70-й пробы. При рыночной цене пуда меди в 6--8 рублей с 1704 года из пуда стали делать медных монет на целых 20 руб. (38-я проба), а с 1718 года -- на 40 рублей. Наконец, была введена в обращение золотая монета рублевого достоинства, а с 1718 года ее сменил двухрублевик 75-й пробы. За 25 лет XVIII века "денежные дворы" отчеканили серебряной монеты на 38,4 миллиона рублей, а медной - на 4,3 миллиона рублей.

Итогом денежной реформы  стало создание полноценной монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики. Общий доход казны от выпуска монет составил 10,7 миллиона рублей. Таким образом, денежная реформа в значительной степени содействовала успеху первого, наиболее тяжелого периода Северной войны. Ведь правительство Петра обошлось бед иностранных займов. Между тем военные расходы в первый период войны достигали 70--80% бюджета. В первые годы денежная реформа улучшила и бюджет. В 1680 г. прямые налоги составляли 33,7 %, косвенные - 44,4 %, а монетная регалия - всего 2,7 %. В 1701 году доля прямых налогов сократилась до 19,8 %, доля косвенных почти не изменилась (40,4%), а доля монетной регалии возросла до 26,8 % (выросла почти в 10 раз).

К концу второго десятилетия XVIII века монетная регалия уже не давала прежнего эффекта, а огромное количество налогов дошло до возможного максимума. Вот тогда-то и пригодились идеи "прибыльщиков" о переходе от подворного к подушному обложению прямым налогом, что дало бы возможность резко увеличить число налогоплательщиков. В 1724 г. бюджетный расход на армию был 3 миллиона рублей, 141 тысяча рублей, на флот -- 781 тысяча рублей, что составило 62,82% от всех расходов (6,24 миллионов рублей). Весьма знаменательным было появление государственных расходов на школы, академии и медицину -- 64,7 тысяч рублей (1%). В доходной части бюджета 1724 г. подушный налог составил 4,6 миллионов рублей. (54% всех доходов, равных 8,5 миллионам рублей). Косвенные налоги составили 2,13 миллиона рублей (24,9%). Монетная регалия -- 2,5% всех доходов, пошлины -- 1,8%. Но соляной доход был очень существенным -- 7,76%. Особо следует отметить фактическое сокращение такого прямого налога, как ясак. Сумма его с конца XVII века осталась почти неизменной (103 тысячи и 116 тысяч рублей). Однако, учитывая, что реальная стоимость денег к концу первой четверти XVIII века снизилась вдвое, вдвое снизились и ясачные платежи. Это еще раз подчеркивает своеобразие новой русской империи -- коренная основная нация в ней находилась в положении, гораздо худшем, чем окраинные народы. Отметим, что реальные доходы государства за период 1680--1724 годы в постоянных ценах возросли с 24,9 миллионов рублей до 76,7 миллионов рублей, то есть в 3 раза.

Вторая половина XVIII века - время дальнейшего развития и  формирования всероссийского рынка. Это проявилось, прежде всего, в увеличении числа ярмарок (к концу века - до 1600), изменении их характера - от центра транзитной торговли до экономического центра региона. Крупнейшими ярмарками стали Макарьевская ярмарка на Волге, Коренная - под Курском, Ирбитская - в Сибири, Нежинская - на Украине и другие.

Развитию всероссийского товарного рынка способствовал Указ 1754 года об отмене внутренних таможенных пошлин. Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю с Западом, экспортируя металл, пеньку, льняные ткани, парусное полотно, лес, кожи. С конца XVIII века начали вывозить хлеб. На Восток экспортировались в основном товары русских мануфактур. Из-за границы ввозили сахар, шелк, красильные вещества, кофе, чай, изделия из драгоценных металлов, предметы роскоши. При этом русский экспорт значительно превосходил импортные поставки.

С развитием рынка  большое значение приобретают пути сообщения. Главенствующую роль по-прежнему играли реки (Волга, Кама, Ока, Северная и Западная Двина). Но потребовалось и создание целой сети каналов, а также оборудование новых портов и пристаней.

Первый период царствования Екатерины II - это время её активной реформаторской деятельности. С 1762 по 1767 годы издавалось в среднем по 22 указа в месяц.

В 1763 году Екатерина проводит сенатскую реформу: Сенат был  разделен шесть департаментов, каждый из которых имел определенные функции. При Екатерине развиваются сословия. В связи с сословными реформами была созвана специальная (Уложенная) комиссия, нечто вроде земского собора. Для руководства этой комиссии сама Екатерина написала "наказ", но цель не была достигнута и комиссия вскоре распалась.

В экономической сфере  Екатерина II была сторонницей свободной  промышленности и торговой деятельности. Очень важны: передача церковных имуществ и ведение коллегии экономии; устройство государственного банка; введение откупной системы.

Екатериной II были созданы  новые финансовые учреждения для  осуществления операций с введенными в обращение бумажными деньгами -- ассигнациями (1769 год). Ассигнационный банк и его конторы в городах выполняли и другие банковские функции, в том числе выдавали кредиты. В 1786 году был организован Государственный заемный банк. Помещики пользовались кредитами в непроизводительных целях, закладывали поместья, земли и крестьян, многие разорялись. Молодая промышленная и торговая буржуазия более производительно пользовалась дешевым государственным кредитом, но спрос на заемный капитал был недостаточен для широкого развития банковской сети. К тому же государство не допускало и мысли о развитии частного сектора в банковской сфере.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что те реформы, которые проводились в XVIII веке в России носили, без преувеличения, судьбоносный характер в нашей истории.

Многочисленные таможенные перегородки внутри страны, сильно затруднявшие широкое развитие торговли, были отменены, и чтобы государственная казна не претерпела убытки, были повышены пошлины на ввоз и вывоз товаров из страны за границу. Эта реформа имела существенное значение в развитии единого рынка.

Помещичья эксплуатация приобрела те суровые формы, которые, с одной стороны, давали помещику возможность обогащаться за счет не контролируемого никем увеличения ренты (плата за землю), а с другой - естественно и неизбежно вели к истощению ресурсов крестьянского хозяйства. Крепостное право - когда преступления помещиков, крепостные оркестры, купля-продажа людей оптом и в розницу стали нормой, заурядным явлением. Господствующая политическая система самодержавия закрывала путь к власти не только общественным силам, но нередко способным представителям господствующего класса. Фаворитизм, коррупция, невежество, боязнь принять решение и взять ответственность за его исполнение - все эти и другие пороки управления очень дорого обходились стране.

 

  1. Финансовые преобразования Вышнеградского

В 1887 г. был огромный, небывалый  урожай в России и плохой в Европе. Вывоз хлеба достиг пределов, до тех пор неслыханных. Последствием огромного вывоза было усиление доверия к России и повышение ее кредита на иностранных рынках. Его предшественником был произведен ряд реформ, в корне изменивших всю финансовую систему, а урожай произвел такие результаты, достижение которых требует напряженных усилий многих лет". Главнейшей задачей Вышнеградского было восстановление металлического обращения. Согласно его представлению, комитет финансов, в заседании 28 июня 1887 г., признал желательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена его на золото по курсу, близкому к современному (1 рубль 50 копеек кредит за 1 рубль металлический), в том убеждении, что "предметом всяких мероприятий в отношении денежного обращения, может быть не восстановление полной номинальной ценности кредитного рубля, а лишь установление этой ценности настолько прочно, чтобы был положен предел дальнейшим сколько-нибудь значительным колебаниям". Журнал этого заседания был высочайше одобрен и таким образом является моментом окончательного решения совершить реформу денежной системы путем девальвации. Составленный на этом основании проект разрешения сделок на звонкую монету остался, однако, без последствий, и Вышнеградский должен был ограничиться теми же подготовительными работами, к которым приступил уже его предшественник, т. е. продолжением скопления золотых запасов, необходимых для покрытия размена. Решив приобретать золото не займами, а покупкой, правительство должно было всеми мерами стремиться к тому, чтобы в казне имелись для того широкие свободные ресурсы и чтобы установился возможно более благоприятный расчетный баланс, как средство привлечения и удержания золота в стране.

Работая над осуществлением этих необходимых условий, Вышнеградский держался крайней бережливости в ассигновании государственных средств и добился совершенного устранения сверхсметных кредитов. Усиленно взыскивались недоимки по отмененному подушному налогу, установлены новые акцизы на керосин и спички, повышены питейный, табачный, сахарный акцизы, гербовый сбор, поземельный и промысловый налоги. Той же цели - установлению равновесия в бюджете - соответствовали и совершенные Вышнеградским важные улучшения в кредитной системе и железнодорожном хозяйстве. Воспользовавшись общим понижением ссудного процента на денежных рынках, он провел конверсию большей части наших металлических займов, превратив их в 4-процентные и отсрочив уплату погашения по ним на более долгие сроки. Конверсии Вышнеградского уменьшили размер наших золотых платежей, перенесли значительную часть русских фондов на богатый французский денежный рынок, приучили владельцев наших государственных бумаг довольствоваться 4 процентами дохода и проложили путь последующим, более крупным конверсиям. В области отношений государства к железнодорожному хозяйству Вышнеградский произвел решительную реформу, подчинив железнодорожное тарифное дело правительственному руководству и создав для этого особые тарифные органы в составе министерства финансов.

Вместе с тем точнее были определены финансовые отношения  между казной и частными железнодорожными обществами и произведен выкуп в  казну огромной сети железных дорог, по преимуществу убыточных, так как нахождение таких линий в руках частных обществ, мало заинтересованных, в виду государственной гарантии дохода, в улучшении условий эксплуатации и содержавших дорогие центральные управления, причиняло большие расходы казне и служило одним из главных источников бюджетных дефицитов.

Благодаря указанным  мероприятиям, направленным на увеличение государственных доходов и на возможное сокращение расходов по двум важным статьям расходного бюджета, при крайней бережливости по всем прочим, равновесие между доходами и расходами было, наконец, установлено, и впервые, после долгого дефицитного периода, наступило прочное превышение первых над последними: в 1888 г. - на 53,3 миллиона рублей, в 1889 г. - на 65,5 миллионов рублей, в 1890 г. - на 60,6 миллионов рублей, в 1891 г. - на 13,8 миллионов рублей.

Вторая цель - установление выгодного торгового баланса - достигалось  двумя далеко не безопасными путями: во-первых, всевозможным поощрением к усилению хлебного вывоза, для чего правительство воспользовалось, между прочим, правом установления железнодорожных тарифов и чему косвенно способствовало усиленное взыскание недоимок и податей, вынуждавшее крестьян к спешной продаже хлебных запасов; во-вторых, постановлением препятствий к увеличению ввоза. В таможенной политике идеалом Вышнеградского был минимальный ввоз при возможно крупных размерах таможенного дохода, ради чего происходили ежегодные повышения тех или иных тарифных ставок, установлен с 1888 г. (под тем предлогом, что временное улучшение курса рубля ослабило тарифную охрану) общий дополнительный таможенный сбор в размере 20% и произведен общий пересмотр таможенных пошлин, закончившийся изданием нового таможенного тарифа (по европейской торговле) 14 июня 1891 г., проникнутого строго покровительственным характером.

Желаемая цель, благодаря  ряду урожайных годов, была внешним  образом удачно достигнута. Торговый баланс в нашу пользу, равнявшийся в 1882 - 86 годы в среднем 65,9 миллионов рублей ежегодно, в пятилетие управления Вышнеградского, составлял: в 1887 г. - 224,1 миллиона рублей, в 1888 г. - 393,3 миллиона рублей, в 1889 г. - 313,7 миллионов рублей, в 1890 г. - 277,3 миллионов рублей, в 1891 г. - 327,4 миллионов рублей. Достижение такого высокого перевеса вывоза над ввозом дало возможность не только вполне покрывать заграничные платежи по металлическим займам, но и приобретать покупкой золото для увеличения металлического фонда.

Блестящая внешняя финансовая сторона действительности И.А. Вышнеградского далеко, однако, не находилась в соответствии с экономическим состоянием населения; первый сильный неурожай привел всю систему к несостоятельности. Быстрое усиление податного бремени и энергичные приемы взыскания как текущих платежей, так и недоимок по уже отмененным сборам, привели к крайнему напряжению податных сил крестьянского населения. Бедственный 1891 г. обнаружил глубокое оскудение крестьянства на значительном пространстве России и потребовал экстренных мер со стороны финансового управления, в виде затраты 161 миллиона рублей на продовольствие голодающих. Превратив, в предшествовавшие годы, свободные ресурсы казначейства и государственного банка в запасы золота, не имевшего обращения на внутреннем рынке, правительство оказалось вынужденным прибегнуть к временному выпуску кредитных билетов на 150 миллионов рублей.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории финансов России"