Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:05, контрольная работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система. Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований, это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.
1.Сущность, необходимость, функции бюджета.
2.Коммерческие банки и их назначение.
3.Пенсионный фонд РФ и его назначение
Содержание
1.Сущность, необходимость, функции бюджета.
2.Коммерческие банки и их назначение.
3.Пенсионный фонд РФ и его назначение
1. Сущность, необходимость, функции бюджета.
Центральное
место в финансовой системе любого
государства занимает бюджетная
система. Бюджет – основа функционирования
государства в целом, его национально-
Необходимость
бюджета характеризуется
Во-первых,
сосредоточение финансовых ресурсов в
бюджете позволяет органам
Во-вторых, с помощью бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития организаций и территорий. С этой целью формируются и реализуются программы экономического и социального развития регионов.
В-третьих, концентрируя часть финансовых ресурсов в бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития территории и приоритетных отраслей.
В-четвертых,
органы власти через бюджеты могут
оказывать воздействие на образование
оптимальных пропорций в
Таким образом,
существование специфической
Понятие «бюджет» чрезвычайно емкое и неоднозначное, до настоящего времени носит дискуссионный характер. В экономической литературе бюджет традиционно рассматривается с трех позиций: экономической, материально-вещественной, правовой.
Как экономическая категория бюджет – это совокупность денежных отношений органов государственной (муниципальной) власти с юридическими и физическими лицами, связанных с формированием и распределением централизованного денежного фонда.
С материально-вещественной точки зрения бюджет – это централизованный в рамках определенного территориального образования фонд денежных средств, предназначенный для обеспечения публичных задач и функций.
Как правовая категория бюджет – это правовой акт (закон, решение), которым утверждается финансовый план территории.
Бюджетный
кодекс РФ (ст. 6) определяет бюджет как
форму образования и
Следует различать понятия бюджет и казна. Согласно ст. 214 ГК РФ средства бюджета и иное имущество, не закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну.
Анализ
функций государства и пределов
его участия в экономической
жизни является центральным моментом
для понимания механизма
Реализация этих функций осуществляется, прежде всего, при формировании и исполнении бюджетов. Налогово-бюджетные инструменты обеспечивают органы публичной власти необходимыми ресурсам для выполнения государственных функций, могут использоваться в рамках антициклической стабилизации и политики экономического роста, а также выполнять задачи по некоторому выравниванию доходов.
Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам. В экономической литературе существует два основных подхода к определению функций «финансов», как экономической категории, а соответственно и «бюджета»: «московская» и «ленинградская».
В соответствии с подходом «московской» школы финансовой мысли (первый подход) бюджету присущи следующие функции:
1) образование бюджетного фонда;
2) использование бюджетного фонда;
3) контроль.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта.
Вторая функция бюджета принадлежит бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы экономики.
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, что обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Представители
«ленинградской» школы
Макроэкономическая (перераспределительная) функция определяется общественным назначением бюджета как встроенного регулятора экономики, воздействие которого на последнюю осуществляется на межотраслевом, межтерриториальном уровне группами населения в соответствии с политикой перераспределения финансовых потоков. Проводя определенную политику доходов и расходов, правительство добивается устойчивого развития всех секторов экономики, социальной сферы, сглаживая «провалы рынка», неравенство в распределении доходов населения, отдельных территорий.
Функция институционализации
Информационная функция
Контрольная функция позволяет четко отслеживать движение денежных и финансовых потоков, поступление доходов в бюджеты всех уровней, создает общественные условия для проведения государственного контроля за своевременным и эффективным выполнением всех расходных обязательств.
Коммерческие банки являются кредитными организациями, имеющими право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
• привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
• размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Однако деятельность банковских учреждений значительно многообразнее. Эта система способна к саморегулированию, т.е. реагированию на изменения окружающей среды, развитию, совершенствованию.
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателей к продавцам.
Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных (полугосударственных), заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. Прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги. Прибыль официально считается основным показателем
деятельности банка. Без доходности, прибыльности банк не может существовать.
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с привлечением иностранного капитала).
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, созданные в форме акционерных обществ закрытого и открытого типов, и паевые, созданные в виде обществ с ограниченной ответственностью. Если банк акционерного типа, то высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое решает все стратегические задачи банка.
Определение банка как учреждения, которое аккумулируетсвободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные и активные операции.
Операции, связанные с формированием ресурсов банка, относятся к пассивным. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.
К банковским ресурсам относятся собственные средства банков, привлеченные и заемные средства. К собственным средствам относятся акционерный (уставный) капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль.
Основную часть ресурсов банка формируют привлеченные средства. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов.
Вклад (депозит) - это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для коммерческих банков вклады являются основным видом их пассивных операций и, следовательно, основным ресурсом активных кредитных операций. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные и до востребования.
Срочные вклады - это денежные средства, вносимые клиентом банка на определенный срок. По ним уплачиваются проценты, размер которых зависит от срока и величины вклада. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они позволяют банку строить свою кредитную политику на более длительный срок.
Одним из видов срочных вкладов является депозитный сертификат, представляющий собой письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, дающее право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком как на фиксированный срок, так и до востребования.
Вклады до востребования, а также на текущие счета могут быть изъяты вкладчиками по первому требованию без предварительного уведомления банка клиентом. Вклады до востребования нестабильны, они зависят от вкладчиков. Банк не может их учитывать в своей кредитной политике, поэтому по данным вкладам выплачиваются низкие проценты.
Важным источником банковских ресурсов являются межбанковские кредиты, т.е. ссуды, получаемые у других банков. В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковские кредиты. Межбанковский механизм является основным источником заемных кредитных ресурсов коммерческих банков. Он предоставляется, как правило, в рамках корреспондентских счетов, открываемых одними банками в других для осуществления платежных и расчетных операций по поручению друг друга.