Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система. Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований, это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

Оглавление

1.Сущность, необходимость, функции бюджета.
2.Коммерческие банки и их назначение.
3.Пенсионный фонд РФ и его назначение

Файлы: 1 файл

финансы готово распечат.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

  Содержание 

 

1.Сущность, необходимость, функции бюджета.

2.Коммерческие банки и их назначение.

3.Пенсионный фонд РФ и его назначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, необходимость, функции  бюджета.

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная  система. Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований, это важнейший источник денежных средств, находящийся в  полном и непосредственном распоряжении органов государственной или  муниципальной власти.

Необходимость бюджета характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете позволяет органам власти иметь финансовую базу для реализации своих обязательств в соответствии с Конституцией РФ. То есть бюджет позволяет  органам власти  проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое  развитие территории, обеспечивать планомерное  развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного  фонда и дорожного хозяйства  и т.д.

Во-вторых, с помощью бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития организаций  и территорий. С этой целью формируются  и реализуются программы  экономического и социального  развития регионов.

В-третьих, концентрируя часть финансовых ресурсов в бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно  направлять финансовые ресурсы на решение  стратегических задач развития территории и приоритетных отраслей.

В-четвертых, органы власти через бюджеты могут  оказывать воздействие на образование  оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования  материальных и трудовых ресурсов, создание новых производств и  промыслов.

Таким образом, существование специфической бюджетной  сферы стоимостного распределения обусловлено природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью. Таким образом, существование государственного бюджета – это объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

Понятие «бюджет» чрезвычайно емкое и  неоднозначное, до настоящего времени  носит дискуссионный характер. В  экономической литературе бюджет традиционно  рассматривается с трех позиций: экономической, материально-вещественной, правовой.

Как экономическая категория бюджет – это совокупность денежных отношений органов государственной (муниципальной) власти с юридическими и физическими лицами, связанных с формированием и распределением централизованного денежного фонда.

С материально-вещественной точки зрения бюджет – это централизованный в рамках определенного территориального образования фонд денежных средств, предназначенный для обеспечения публичных задач и функций.

Как правовая категория бюджет – это правовой акт (закон, решение), которым утверждается финансовый план территории.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет бюджет как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.  

Следует различать понятия бюджет и казна. Согласно ст. 214 ГК РФ средства бюджета и иное имущество, не закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну.

Анализ  функций государства и пределов его участия в экономической  жизни является центральным моментом для понимания механизма управления общественными финансами. Государство  создает правовую базу для функционирования экономики. Оно является поставщиком  общественных товаров и услуг, влияет на размещение ресурсов в экономике, осуществляет перераспределение доходов  между индивидами, оказывает стабилизационное воздействие на экономику и финансовую  систему, способствует экономическому росту.

Реализация  этих функций осуществляется, прежде всего, при формировании и исполнении бюджетов. Налогово-бюджетные  инструменты  обеспечивают органы публичной власти необходимыми ресурсам для выполнения государственных функций, могут использоваться в рамках антициклической стабилизации и политики экономического роста, а также выполнять задачи по некоторому выравниванию доходов.

Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все  функции, присущие финансам. В экономической  литературе существует два основных подхода к определению функций  «финансов», как экономической категории, а соответственно и «бюджета»: «московская» и «ленинградская».

В соответствии с подходом «московской» школы финансовой мысли (первый подход) бюджету присущи следующие функции:

1) образование  бюджетного фонда;

2) использование  бюджетного фонда;

3) контроль.

Первую  функцию выполняют бюджетные доходы. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта.

Вторая  функция бюджета принадлежит бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы экономики.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, что обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

 Представители  «ленинградской» школы финансовой  мысли (второй подход) достаточно  долгое время выделяли две  основные функции бюджета   распределительную и контрольную.  Однако в настоящее время в  результате развития экономической  теории представители «ленинградской»  школы расширили перечень функций  бюджета, к которым отнесены:

  1. макроэкономического регулирования (перераспределительная);
  2. институционализации общественных предпочтений;
  3. информационную;
  4. контрольную.   

Макроэкономическая (перераспределительная) функция определяется общественным назначением бюджета как встроенного регулятора экономики, воздействие которого на последнюю осуществляется на межотраслевом, межтерриториальном уровне группами населения в соответствии с политикой перераспределения финансовых потоков. Проводя определенную политику доходов и расходов, правительство добивается устойчивого развития всех секторов экономики, социальной сферы, сглаживая «провалы рынка», неравенство в распределении доходов населения, отдельных территорий.

Функция институционализации общественных предпочтений, по сути дела, новая для российской финансовой теории, является следствием демократизации общества, когда принятию закона о бюджете  обязательно предшествуют общие парламентские слушания, в которых участвуют депутаты, представляющие различные группы населения и взгляды избирателей, их общественные предпочтения. В ходе парламентского обсуждения  проекта бюджета эти предпочтения воплощаются в конкретные поправки (показатели) бюджета. Институционализации общественных предпочтений зависит от активности населения, формирования достаточно представительных партий, дорожащих голосами своих избирателей.

Информационная функция бюджета имеет важнейшее значение для всех экономических агентов, поскольку утверждение параметров бюджета, способов ограничения трансформации денежных активов государства и его расходные обязательства определяют экономическое поведение как корпоративного сектора экономики, бюджетополучателей всех уровней, так и населения, получающего различные бюджетные трансферты. Сами параметры бюджеты, прогнозные значения инфляции являются информационными сигналами для принятия экономическими агентами различных финансовых решений, определяют деловую активность и социальное поведение граждан.

Контрольная функция  позволяет четко отслеживать движение денежных и финансовых потоков, поступление доходов в бюджеты всех уровней, создает общественные условия для проведения государственного контроля за своевременным и эффективным выполнением всех расходных обязательств.

 

 

    1. Коммерческие банки

Коммерческие  банки являются кредитными организациями, имеющими право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

• привлечение  во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

• размещение указанных средств от своего имени  и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Однако  деятельность банковских учреждений значительно многообразнее. Эта система способна к саморегулированию, т.е. реагированию на изменения окружающей среды, развитию, совершенствованию.

Основное  назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателей к продавцам.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных (полугосударственных), заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. Прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги. Прибыль официально считается основным показателем

деятельности  банка. Без доходности, прибыльности банк не может существовать.

 В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с привлечением иностранного капитала).

 По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, созданные в форме акционерных обществ закрытого и открытого типов, и паевые, созданные в виде обществ с ограниченной ответственностью. Если банк акционерного типа, то высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое решает все стратегические задачи банка.

Определение банка как учреждения, которое  аккумулируетсвободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные и активные операции.

Операции, связанные с формированием ресурсов банка, относятся к пассивным. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.

К банковским ресурсам относятся собственные средства банков, привлеченные и заемные средства. К собственным средствам относятся акционерный (уставный) капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль.

Основную  часть ресурсов банка формируют  привлеченные средства. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов.

Вклад (депозит) - это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для коммерческих банков вклады являются основным видом их пассивных операций и, следовательно, основным ресурсом активных кредитных операций. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные и до востребования.

Срочные вклады - это денежные средства, вносимые клиентом банка на определенный срок. По ним уплачиваются проценты, размер которых зависит от срока и величины вклада. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они позволяют банку строить свою кредитную политику на более длительный срок.

Одним из видов срочных вкладов является депозитный сертификат, представляющий собой письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, дающее право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком как на фиксированный срок, так и до востребования.

Вклады  до востребования, а также на текущие  счета могут быть изъяты вкладчиками по первому требованию без предварительного уведомления банка клиентом. Вклады до востребования нестабильны, они зависят от вкладчиков. Банк не может их учитывать в своей кредитной политике, поэтому по данным вкладам выплачиваются низкие проценты.

Важным  источником банковских ресурсов являются межбанковские кредиты, т.е. ссуды, получаемые у других банков. В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковские кредиты. Межбанковский механизм является основным источником заемных кредитных ресурсов коммерческих банков. Он предоставляется, как правило, в рамках корреспондентских счетов, открываемых одними банками в других для осуществления платежных и расчетных операций по поручению друг друга.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"